Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА
Решить следующие задачи.
1. Единица труда в Германии производит 6 тонн угля или 2 центнера пшеницы. Во Франции единица труда производит 4 тонны угля или 1 центнер пшеницы. Предположим, что в Германии работает 200 работников, а во Франции 100. Представьте графически границу их производственных возможностей. Если две экономики соединятся, как будет выглядеть их совокупная граница производственных возможностей?
2. В таблице представлены производственные альтернативы для двух товаров.
Наименование товара | Количество производимого товара | |||||
X | ||||||
Y | 8,5 | 6,5 |
Чему равны альтернативные издержки производства третьей единицы продукта X (в единицах Y)?
3. В экономической теории, чтобы раскрыть характер и содержание экономики, используются такие понятия: экономическая система, формы хозяйствования и экономические институты.
Выделите принципиальные различия между этими понятиями.
4. Что можно сказать о таком каламбуре, напечатанном на обложке одного из учебников по экономике: «Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. В конечном счете она служит интересам цветов. То же самое происходит с предприятием…». Объясните, при чем тут предприятие, фирма или экономика вообще?
5. Прокомментируйте следующее сравнение из американского учебника «Экономикс»: «Осел получает от своего хозяина то пинка, то вкусную морковь, чтобы стронуться с места. Подобно этому, рыночная экономика распределяет прибыли и убытки между конкурентами, чтобы решить проблемы что, как и для кого производить».
6. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из виднейших представителей современного институционализма, американский экономист Дуглас Норт в одном из своих докладов высказал мысль: "Формальные правила можно заменить за день, неформальные ограничения – нет". (Д.Норт. Институциональные изменения: рамки анализа / Вопросы экономики. 1997. № 3. С.10). Ваш комментарий?
7. Вы присутствуете на диспуте между сторонником рыночной и сторонником централизованно-управляемой экономики. Первый из названных участников утверждает: "Рынок – всегда и везде наиболее эффективная форма хозяйства". Второй же возражает: "Централизованная система хозяйства эффективнее рыночной, т.к. устраняет хаос и неопределенность рынка".
Кто прав в этом споре, на Ваш взгляд, с точки зрения теории трансакционных издержек?
Тесты по теме для самостоятельного изучения.
Выберите правильный ответ:
1. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов:
а) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;
б) с ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему;
в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности;
г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.
2. Какое из следующих положений является предпосылкой модели границы производственных возможностей, иллюстрация которой дана на рисунке (А и Б - виды благ):
а) полное использование ресурсов;
б) неизменность технологии производства;
в) неизменность общего количества используемых ресурсов;
г) все ответы верны.
3. Что означает увеличение производственных ресурсов в обществе:
а) будет произведено больше товаров и услуг;
б) экономика в состоянии производить больше товаров и услуг;
в) улучшилась технология производства;
г) повысился стандарт жизненного уровня.
4. Производственные возможности общества выражены уравнением: 3y+4x=120. Приростные альтернативные издержки производства пятой единицы блага y (в единицах блага x) равны:
а) 0,75;
б) 1,3;
в) 3;
г) 4.
5. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:
а) альтернативные издержки снижаются;
б) альтернативные издержки увеличиваются;
в) альтернативные издержки постоянны;
г) все ответы неверны.
6. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов:
а) достижение полной занятости;
б) поддержание экономического роста;
в) экономическая безопасность;
г) экономическая эффективность.
7. С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система:
а) как сбалансировать государственный бюджет;
б) как сбалансировать экспорт и импорт;
в) как наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами;
г) как сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг.
8. Предмет политической экономии - производственные отношения между людьми, возникающие по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на определенной стадии развития производительных сил, - считал:
а) Дж. Ст. Милль;
б) А. Маршалл;
в) Д. Рикардо;
г) К. Маркс.
9. По содержанию приведенного ниже постулата определите его принадлежность к одному из направлений экономической мысли: “Прочную основу богатства каждой нации составляет не приумножение натуральных продуктов, а накопление денег (золота и серебра). Источником такого накопления служит доход, возникающий при торговом обмене”:
а) марксизм;
б) маржинализм;
в) меркантилизм;
г) неоклассическая школа.
10. Позитивная экономическая теория изучает:
а) поведение человека;
б) положительные тенденции в экономическом развитии;
в) о том, что должно быть;
г) о том, что есть.
11. Индукция - это
а) проверка истинности теории;
б) проверка ложности теории;
в) метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному;
г) метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.
12. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
а) описательным;
б) гипотетическим;
в) дедуктивным;
г) индуктивным.
13. Использование допущений в экономическом анализе:
а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;
б) облегчает решение проблемы;
в) делает модель более реалистичной;
г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.
14. Экономическая модель не является:
а) идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные секторы.
15. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от деятельности людей;
в) проявляются через экономическую деятельность людей;
г) являются вечными.
16. Какое из представленных определений экономической системы является наиболее полным:
а) экономическая система – это форма организации экономики, хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов;
б) экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики;
в) экономическая система – это совокупность экономических элементов;
г) экономическая система – это система производственных (социально-экономических) отношений.
17. Что является критерием классификации экономических систем:
а) социально-экономические (содержательные) критерии;
б) количественные (объемные и динамические) критерии;
в) рыночный критерий;
г) все ответы верны.
18. В какой из вариантов включены основные вопросы, решаемые любой экономической системой:
а) что производить, как производить, для кого производить;
б) что потребляется, как производится, кто производит;
в) что производить, как потребляется, кем потребляется;
г) что потреблять, как потреблять, кем потребляется.
19. Что отражает модель общественного хозяйства:
а) преобладающие формы собственности;
б) способы осуществления экономической власти;
в) формы хозяйствования;
г) все ответы верны.
20. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулирования экономики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:
а) рыночная экономика (чистый капитализм);
б) традиционная экономика;
в) командная экономика;
г) смешанная экономика.
21. При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которых выступали определенные товары. В связи с чем это произошло:
а) бартер был низко эффективен вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения объектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;
б) бартер препятствовал развитию общественного разделения труда;
в) бартер основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах;
г) все ответы верны.
22. Если экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика является:
а) командной;
б) рыночной;
в) традиционной;
г) смешанной.
23. Какой из предложенных вопросов может быть решен только на микроэкономическом уровне:
а) каким образом можно достичь уровня полной занятости;
б) что и сколько производить;
в) как избавиться от инфляции;
г) как стимулировать экономический рост.
24. Рыночная экономика возникла вследствие:
а) появления денег, без которых дальнейшее развитие обмена продуктами было бы невозможно;
б) ограниченности ресурсов, общественного разделения труда и обмена продуктами обособленных производителей;
в) общественного разделения труда и обмена продуктами между частнопредпринимательским и государственным секторами экономики;
г) общественного разделения труда.
25. Проблемы что, как и для кого производить актуальны:
а) для хозяйственных систем с централизованным планированием;
б) для рыночной экономики;
в) для любой экономической системы;
г) для отсталой экономики.
26. Для какой экономической системы характерны следующие черты:
свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг; определение цен на большинство товаров государственными органами и связанная с этим дешевизна; отсутствие частной собственности на землю; планирование национальной экономики; небольшая социальная дифференциация населения; мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях.
а) традиционной;
б) административно-командной;
в) рыночной экономике свободной конкуренции;
г) современной рыночной экономике.
27. Определите, в какой экономической системе действует право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по собственному желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять ее масштабы:
а) традиционной;
б) административно-командной;
в) рыночной экономике свободной конкуренции;
г) современной рыночной экономике.
28. Определите, какую экономическую систему характеризуют следующие черты:
частная собственность, свобода частного предпринимательства, ограниченная роль товарного производства, отсутствие частной собственности на землю:
а) традиционную;
б) административно-командную;
в) рыночную экономику свободной конкуренции;
г) современную рыночную экономику.
29. Какие из перечисленных социальных явлений связаны с общественным разделением труда:
а) появление денег, необходимых для обмена;
б) появление капитала;
в) взаимосвязи и взаимозависимости людей в производстве;
г) ни одно из этих явлений не связано с данной тенденцией.
Тема 2 СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Решить следующие задачи.
1. Определите форму предпринимательства, которая, с Вашей точки зрения, была бы наиболее подходящей для создания следующих предприятий:
а) коммерческого банка;
б) посреднической конторы по купле-продаже жилой площади;
в) промышленного комплекса по выпуску автомобилей;
г) по изготовлению одежды путем ручной вязки?
Приведите аргументы.
2. Создавая небольшую фирму по производству тканей, Вы имеете возможность выбора ее организационно-правовой формы. Какую из них Вы предпочтете, если хотите максимально оградить свое личное имущество от возможных последствий банкротства? Если Вы хотите максимально оградить себя от возможного вмешательства в дело управления фирмой со стороны других лиц?
3. “Когда в США начали бурить первые нефтяные скважины, тот, кто поднимал нефть на поверхность, имел по закону право считать ее своей собственностью, - пишет американский экономист Р.Д. Купер, - иначе говоря, нефть в недрах была ничьей, а нефть, выкачанная на поверхность, принадлежала тому, кто ее добыл”. К каким экономическим последствиям, на Ваш взгляд, это привело? Почему Р.Д. Купер использовал данный пример для объяснения поведения населения в постсоциалистических странах?
4. Почему проблемы использования ресурсов, находящихся в общественной собственности, получили название “трагедия общественных ресурсов”?