Исследование — целостный и системный подход к изучению реальности и опора на факты и документальный материал, работа по получению новых знаний (в т. ч. новых субъективно) о существующих объектах и явлениях.
Основными компонентами исследования являются:
1) постановка задачи;
2) предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез;
3) теоретический анализ гипотез;
4) планирование и организация эксперимента;
5) проведение эксперимента;
6) анализ и обобщение полученных результатов;
7) проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
8) окончательная формулировка новых фактов и законов;
9) получение объяснений или научных предсказаний.
Проектная работа – это получение прежде не существовавших объектов или объектов с новыми характеристиками (проекты без существенной исследовательской части на нем не могут быть оценены высоко).
Реферат - работа с литературными или научными источниками, результатом которой служит компиляция сведений по избранной автором теме.
Основные структурные элементы исследовательской работы:
1. Актуальность темы - (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность выбранной темы.
2. Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении (например, различия и сходства воззрений причины непонимания современниками новой драматургии А. П. Чехова)
3. Постановка целей и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.
4. Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть тривиальной.
5. Методика. Это главный «инструмент» получения учащимися собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть.
6. Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики (см. предыдущий пункт).
7. Анализ, выводы. Здесь участник Чтений обобщает полученные данные и формулирует лаконичное резюме своей работы.
При подготовке проектной или исследовательской работы необходимо обратить внимание на следующие позиции:
· Тематика работы должна быть предельно конкретна и сужена максимально (т. е. чтобы в рамках своей темы участник Чтений свободно отвечал на любой вопрос).
· Должна прослеживаться четкая логика по цепочке «цель» — «задачи» — «методы» — «результаты» — «выводы».
· Все данные, теоретические положения, суждения и т. д., выходящие за логику этой цепочки должны быть отброшены.
· Необходимость обоснования целесообразности применения социологических опросов в практической части работы, т.к. часто такие опросы не способствуют раскрытию темы работы (отражают мнение опрошенных о каком-то явлении и ничего не говорят о сути самого явления).
Структура работы.
Работа включает следующие элементы.
1. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу.
2. Оглавление, которое помещается после титульного листа. В оглавлении обязательно указываются страницы.
3. Введение. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, дается характеристика работы - относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
4. Основная часть. В основной части научной работы подробно приводится методика и описывается кратко техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
5. Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста.
6. Список использованной литературы приводится в конце работы и составляется в соответствии с указанными требованиями. В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
7. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые были созданы или использовались в процессе написания работы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.