Структура и виды деятельности
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:
· Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
· Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта)
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
- Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Основные виды человеческой деятельности:
1. Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
4. Труд —вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
5. Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются: 1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
.
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени:
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Мышление
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Средством выражения мышления является язык.
ТИПЫМЫШЛЕНИЯ
Наименование типа | Его сущность |
Образное мышление | Задача дается в конкретной и наглядной форме. Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для первобытных людей и людей первых земных цивилизаций. |
Теоретическое (понятийное, абстрактное) мышление | Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современных людей. |
Знаковое мышление | Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Знание имеет форму языковых знаков. В науке используется символика для выражения результатов мыслительной деятельности. |
Социальная мобильность
Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).
Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.
Каналы соц. Мобильности – пути, по которым индивид перемещается из одной группы в другую.Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность.
4. Маргинал + люмпен
Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis- находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение + Люмпен
Социальные нормы.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.
Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, эстетические нормы, нормы этикета, религиозные нормы и правовые нормы.
Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви. Отличия правовых норм от всех остальных:
- устанавливаются только от имени государства,
- реализация обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства
- общеобязательны
- за их несоблюдение – формальные санкции
- закрепленность в законе (или в других нормативных актах);
Моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо.
Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.
НОРМЫЭСТЕТИЧЕСКИЕ - это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному и безобразному. Общепринятые принципы эстетической деятельности, творчества и восприятия, а также образцы художественно-эстетических ценностей в данном социальном коллективе и его культуре, правила создания и восприятия произведений искусства
Нормы этикета – совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
Формы социальных (правовых) норм
По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Формы регулирования норм права — дозволение, предписание, запрет.
Управомочивающая норма — это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.
Обязывающая норма — это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.
Запрещающая норма — это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.