6.1 Контрольные вопросы для подготовки к зачету
1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
2. Предмет и задачи социальной психологии.
3. Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе.
4. Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну).
5. Общая характеристика основных методов социальной психологии.
6. История становления и развития социально-психологических идей.
7. Методы взаимовоздействия в общении.
8. Механизмы перцептивного процесса в общении.
9. Типы стихийных групп и их общая характеристика.
10. Основные направления современной зарубежной социальной психологии (их сущностная характеристика).
11. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.
12. Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления.
13. Понятие малой группы в социальной психологии.
14. Социально-психологические модели развития малой группы.
15. Основные признаки малой группы.
16. Закономерности формирования и смены социальных установок.
17. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
18. Модель развития малой группы А.В.Петровского.
19. Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни).
20. Феномен «группового давления» в малой группе и типы индивидуального поведения в ней.
21. Процесс принятия групповых решений.
22. Основные направления исследований личности в социальной психологии.
23. Специфические регуляторы социального поведения больших социальных групп.
24. Место и природа межличностных отношений.
25. Сущность процесса социализации личности.
26. Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений.
27. Социальные установки личности.
28. Сущность, структура и функции общения.
29. Сущность диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А.Ядова.
30. Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных групп и массовых движений в современных условиях в России.
31. Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация.
32. Взаимосвязь личности и группы.
33. Основные социально- психологические барьеры на пути прохождения информации.
34. Основные сферы социализации личности.
35. Общение как социальное взаимодействие и его способы.
36. Уровни социализации личности в общении.
37. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга.
38. Механизмы взаимодействия в общении.
6. 2 Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной
работы обучающегося
1. Дайте определение
Социальная психология - это....
2. Выберите правильный ответ.
Предметом изучения социальной психологии является.
A. массовидные явления психики Б. личность в группе
B. психологические характеристики группы Г. массовидные явления психики и личность в группе.
3. Выберите правильный ответ.
Контент-анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками.
A. большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц.
Б. большой объем текста.
B. возможность компьютерной обработки.
Г. соответствие целям и задачам исследования.
4. Установите соответствие между классификацией методов и их характеристиками выражающими их детали, признаки, особенности:
1. тесты | |
А. Основные | 2. социометрия |
Б. Вспомогательные | 3. социально-психологический тренинг |
В. Воздействия | 4. наблюдение |
5.опрос |
5. Выберите правильный ответ.
Человек развивается как личность благодаря такой функции общения как:
A. стилистическая. Б. прагматическая.
B. внутриличностная. Г. формирующая.
6. Закончите предложение:
Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является..
7. А. Какие три стиля лидерства/руководства, получившие свои названия в результате исследований К. Левина, выделяют в социальной психологии?
Б. Термины, использованные К Левиным для обозначения стилей лидерства, имеют
в виду:
1. Политические содержания
2. Врожденные, индивидные характеристики
3. Особенности типа принятия решений.
В. Определение стилей руководства, по Г.А. Андреевой, опирается на учет:
1. Формальной и содержательной сторон
2. Оценки стиля руководства руководителем и подчиненными
3. Установки руководителя и ее динамичности
4. Эффективности работы группы/коллектива
8. Как бы вы определили власть своими словами?
Чем отличается власть от влияния?
Охарактеризуйте соотношение понятий «лидерство» и «власть». Каковы условия эффективного лидерства в организациях?
9. Какие особенности социальной перцепции проявились в следующем эксперименте?
Американский психолог П.Уилсон представлял студентам нескольких классов своего колледжа одного и того же мужчину, которого он называл «мистер Инглэнд»:
В одном классе» мистер Инглэнд» выступал как студент из Кембриджа,
Во втором - как лаборант,
В третьем как преподаватель психологии,
В четвертом как доктор Инглэнд, изКембриджа,
В последнем - профессор Инглэнд изКембриджа.
После того как иностранный гость ушел, студентов попросили максимально точно определить рост «мистера Инглэнда».
По мере подъема по лестнице научных званий он неуклонно увеличивался в росте, так что последняя группа оценила его на 5 дюймов выше первой. Рост преподавателя, который ходил вместе с «мистером Инглэндом» всех классах оценили одинаково.
10. Соотнесите уровни зрелости рабочей группы (номер вопроса) и адекватные им стили руководства (обозначены буквами):
Полностью способная и желающая работать группа | А.Указывание | |
Восприимчивая и частично способная работать группа | Б.передача полномочий | |
Восприимчивая, но не способная работать | В.Распределение и | |
группа | стимулирование | |
Неспособная и не желающая работать группа | Г. Участие в принятии решений |