МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
дисциплины
«Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»
Специальность 030500 «Юриспруденция» программа 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
Цели и задачи изучения дисциплины.
Программа дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра по направлению 521400 «Юриспруденция». Курс призван обеспечивать общую теоретическую и практическую подготовку магистров, служит основой для научно-исследовательской практики.
Цель изучения
Ознакомление магистров с системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, с закономерностями подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, способами определения дидактических задач и путей их решения. Центральное место в курсе отведено практическому освоению способов проведения различных видов учебных занятий
Задачи
1.Дать магистрам знания о содержаниях, методах, формах и средствах обучения юриспруденции;
2.Приобретение знаний о современной системе образования в РФ и ее функционировании с точки зрения образовательного законодательства;
3.Формирование умений и навыков разработки юридических дисциплин, определения их места в учебных планах по различным образовательным программам и их связи с другими учебными дисциплинами;
4.Формирование умений и навыков методической работы (подготовка программ учебных дисциплин, подготовка лекций и семинарских занятий, разработка заданий к практическим занятиям, подготовка к оценке знаний обучающихся в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля и т.д.);
5.Подготовка к научно-педагогической практике.
Содержание дисциплины
1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система.
1.1. Понятие юриспруденции.
1.2. История развития преподавания юриспруденции.
1.3. Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе.
1.4. Универсальность юридического образования.
Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза.
2.1. Цели и функции обучения.
2.2. Структура процесса обучения.
2.3. Методы обучения и их классификация.
2.4. Формы организации обучения.
Методика подготовки и проведения лекции.
3.1. Понятие лекции.
3.2. Основные цели и функции лекции:
3.3. Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
3.4. Требования к лекции, методика её подготовки и чтения.
3.5. Методика чтения лекции.
Методика подготовки и проведения семинарского занятия.
4.1. Теория семинарского занятия.
4.2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия.
Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий.
5.1. Практические занятия.
5.2. Лабораторные занятия.
Игровые формы и методы обучения юриспруденции.
6.1. Общие положения понятия игры.
6.2. Классификация игр.
6.3. Основные задачи и принципы организации игры.
Педагогический контроль и оценка качества усвоения знаний студентов.
7.1. Понятие усвоения знаний студентов.
7.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса.
7.3. Отличия учебной оценки и отметки.
7.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур.
7.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
7.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний.
Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов.
8.1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.
8.2. Основные понятия и определения.
8.3. О мотивации самостоятельной работы студентов.
8.4. Организация и формы самостоятельной работы.
8.5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
Методика преподавания юридических дисциплин.
9.1.Особенности преподавания правовых дисциплин в вузе.
9.2. Новые эффективные формы и методы преподавания юридических дисциплин.
9.3. Методика преподавания юридических дисциплин посредством метода сократического диалога.
Методические указания для самостоятельной
Работы студента
В современных условиях творческая одаренность и нестандартная самостоятельная деятельность человека становится основным ресурсом функционирования и развития общества. Поэтому перед высшей школой стоит задача - готовить специалистов, способных изменить экономическую, правовую и научно-техническую основу нашего общества, обеспечить его прогрессивное развитие. Чтобы решить эту задачу, необходимо активизировать познавательную учебную деятельность студентов. При этом особая роль принадлежит совершенствованию самостоятельной работы, поскольку она способствует формированию творческого подхода к будущей профессии, наиболее полно раскрывает индивидуальные черты и способности человека.
Самостоятельная работа - метод обучения студентов, который обеспечивает творческое овладение специальности, знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы обучаемый должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями. Самостоятельная работа охватывает все виды и формы учебных занятий, как проводимые в аудитории под руководством и при непосредственном контроле преподавателя (лекция, семинар,), так и вне ее (работа в библиотеке, учебном кабинете, в общежитии и т. д.).
Следовательно, главным требованием к самостоятельной работе является активизация познавательной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин и рациональная организация их учебной деятельности. Многолетний опыт работы показывает: далеко не все студенты правильно организуют свои занятия, что очень часто ведет к непроизводительной трате времени, слабому усвоению учебного материала и, в конечном итоге, к снижению уровня подготовки будущего специалиста. Студенты основное свое внимание должны сосредоточить на проблеме рациональной организации умственного труда, включающей в себя умение слушать и записывать лекционный материал, осуществлять поиск учебной и научной литературы, работать с ней, самостоятельно выполнять письменные работы, готовиться к устным выступлениям, экзаменам и т.д.
Сложность изучения заключается и в том, что студенту необходимо восстановить и углубить общие юридические знания: во-первых, по теории права (особенно это касается вопросов действия норм права в пространстве, о пределах территориального действия законодательства, об общих принципах и терминах правовой науки), во-вторых, по гражданско-правовым дисциплинам (гражданское, финансовое, валютное, бюджетное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное право).
Наряду с изучением юридических текстов (собственно нормативных правовых актов РФ) учебных материалов полезно изучать судебную и арбитражную практику, знакомиться с публикациями в различных юридических журналах.
Помимо вышеуказанного, для наиболее продуктивной организации процесса самостоятельного изучения программы дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» целесообразно изучение не только основной учебной литературы, но и дополнительной периодической и научной литературы. Самостоятельная работа студента включает в себя подготовку к семинарским занятиям, в соответствии с планом, и выполнение дополнительных заданий теоретического и практического характера.
Форма отчетности студента: реферат, доклад на семинарском занятии, конспект (по выбору). Срок предоставления выполненного задания преподавателю соответствует изучению аналогичной темы в рамках семинарского занятия.
Практические задания заключаются в применении теоретических знаний к ситуации, заданной задачей. Для выполнения задачи необходимо руководствоваться рекомендованными правовыми источниками в библиографическом списке. Форма отчетности – письменная. Срок сдачи определяется преподавателем в соответствии с планом прохождения семинарских занятий.
Количество часов, отводимых на самостоятельную работу по видам деятельности:
1.Написание рефератов – 16ч.;
2. Подготовка к практическим и семинарским занятиям – 18 ч.;
Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.
Задания для самостоятельной работы
б) направление: 030500 Юриспруденция