Инструкция по использованию учебно-практического пособия.




Введение

Возможно, вы уже задавались вопросом, что такое философия. От­вет на этот вопрос мы попытаемся дать в первом и последующих мо­дулях, а сейчас заметим, что философия — это отнюдь не хобби для интеллектуалов. Философия рассматривает очень важные вопросы: о том, как правильно мыслить и как правильно жить. Некоторые из рас­сматриваемых вопросов покажутся вам сложными. Но мы не сомнева­емся, что усилия, которые вам придется затратить, будут затрачены не зря. В сознании каждого из нас множество мыслей о мире и о нас в этом мире. В данном пособии рассмотрены философские учения о главных вопросах бытия, но вы и свои мысли можете рассматривать в контексте философских проблем, обсуждаемых на протяжении всей истории философии, поскольку, хотя уже сказано немало, однако еще не найдены однозначные ответы на вечные вопросы бытия. Почему человек философствует? Возможно, потому что он человек. И будучи сознательным существом, он не может поступать иначе, ибо это самый универсальный способ осознания собственного существования и ори­ентации в окружающем мире.

На всем протяжении своего разумного развития человек стремился возвысить этот способ мироориентации. Назначение философии и со­стоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении уни­версальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества.

Приступая к изучению философии, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин, которые можно пред­ставить в форме, легкой для запоминания и последующей сдачи экза­мена. Философия — это динамичный мир понятий, идей и концепций, проблем, вопросов и сомнений. Научиться ориентироваться в этом мире, разумеется, совсем непросто. В этой связи в учебно-практиче­ском пособии «Философия» излагается сначала история философии, а после этого философия как систематический курс. Такое изложение материала обладает многими достоинствами.

Помните: наш мир — это мир идей. За средствами массовой инфор­мации, телевидением, политическими дебатами и даже за системой образования зачастую стоят целые философские системы, а люди даже и не подозревают об этом. Если ваш разум сможет научиться свободно ориентироваться в этом мире идей, то это станет для вас не только интересным, но и весьма полезным делом. Следует отметить, что ис­пользование в учебном процессе только одного этого учебно-практи­ческого пособия недостаточно, поэтому мы рекомендуем дополнитель­ную литературу.

Мы предприняли попытку написать пособие, которое стимулиро­вало бы студентов к самостоятельной мыслительной деятельности, поэтому каждый модуль снабжен материалом для дальнейших раз­мышлений.

Надеемся, что учебно-практическое пособие окажется полезным, поскольку в наше время более, чем когда-либо прежде необходима ос­ведомленность об идеях, стоящих за фасадом современных научных, культурных и социальных перемен.

Инструкция по использованию учебно-практического пособия.

1. Познакомиться с содержанием, целями и практическим приме­нением знаний курса в рубриках «Вы будете изучать», «Цели курса», «После изучения курса вы сможете».

2. Читая содержание каждого модуля, ответить на вопросы для са­мопроверки (первый уровень понимания материала).

3. В конце каждого модуля выполнить упражнения и задания, рас­считанные на логическое мышление (второй уровень понимания материала).

4. Ответить на вопросы теста после каждого модуля (третий уро­вень понимания материала) и сверить с ответами в конце учебно-практического пособия.

5. Выполнить контрольное задание № 1 после изучения третьего модуля (четвертый уровень понимания материала) и контрольное задание № 2 после изучения шестого модуля (пятый уровень по­нимания материала). Эти задания должны быть отправлены пре­подавателю на проверку.

В курсе «Философии» вы будете изучать:

* предмет философии, место и роль философии в культуре;

* становление философии и ее структуру, основные направления и школы философии;

* научные, философские и религиозные картины мира;

» этапы исторического развития философии: древнеиндийскую, древнекитайскую и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, класси­ческую немецкую и лостклассическую европейскую философию, русскую философию;


» философские понятия и категории, идеи и концепции;

* проблемы социальной философии: общество и его структуру, че­ловека в системе социальных связей, общество как социально-практический способ бытия человека;

* проблемы философской антропологии: смысл человеческого бы­тия, его свобода и ответственность, мораль и право, нравствен­ные ценности, сознание и самосознание и др.;

» философское осмысление глобальных проблем современности.

Цели курса:

» дать представление о предмете философии и значении философ­ского знания в современной культуре;

* познакомить с философскими понятиями и категориями — инст­рументарием философских знаний;

* дать знания по основным разделам философии: онтологии, гно­сеологии, учении об обществе и человеке;

* дать понятие об исторических типах философии и философство­вания, концепциях и направлениях философской мысли;

* познакомить с отечественной философией: ее становлением, иде­ями и концепциями;

» помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившие­ся взгляды в обоснованное миропонимание;

» научить определять направление деятельности не только в отно­шении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что про­исходит в мире;

* воспитывать культуру разумного мышления и ценностную оцен­ку явлений действительности.

После изучения курса вы сможете:

* владеть философским инструментарием и ориентироваться в социокультурном знании;

» знать о назначении философии в современной культуре, ее струк­туру и исторические типы;

* уметь ориентироваться в огромном множестве мнений и концеп­ций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности;

* определять, откуда появились современные идеи и куда они ве­дут постигать причины явлений, «смотреть в корень»;

* правильно мыслить, отделяя главные проблемы от второстепенных;

* осмысленно подходить к жизни;

» понимать глобальные аспекты и их последствия.

 


 

Модуль 1. Философия и ее роль в жизни общества


Модуль 1

Философия и ее роль в жизни общества

Вы будете изучать:

* предмет философии, понятия и содержание;

* философию как мировоззрение;

* специфику философского знания и его функции в обществе;

* структуру философского знания и методы философских иссле­дований;

» генезис философии. Цели модуля:

* дать представления о предмете философии и значении филосо­фии в жизни общества;

* познакомить с основными понятиями и структурой курса; » дать представления о научной и философской картине мира;

* выявить соотношение мифологического, религиозного, философ­ского и научного мировоззрения;

* дать представление об основных направлениях философской мысли и методах исследования;

» помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия.

После изучения модуля вы сможете:

* иметь представление о предмете философии и ее социокультур-ной ценности;

«знать понятия и уметь ими оперировать в ходе логических рас­суждений;

* выявлять различия между мифологическим, религиозным и на­учным мировоззрением;

* уметь пользоваться философскими методами исследования;

* ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и цен­ностей.


Литература

Основная

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Рат-пикова.-М.,2001.

3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Папин А. В. Философия. - М., 1997.

4. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

5. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.

6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М., 2003.

7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

8. Рассел Б. История западной философии. — М., 1999.

9. РаЗугинА.А. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

10. РадугипА. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

11. Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.

12. Современный философский словарь. — М., 1998.

13. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

14. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001.

15. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и ас­пирантов. — СПб., 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: