ТЕМА «ЛИСТОК»
Подготовила педагог
Дополнительного образования
Дурцева В.В.
2006г.
Вводная часть
История возникновения городецкой росписи.
«Есть на Волге старинный город Городец. Когда-то там строили парусные корабли для всей Волги. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими фигурами и узорами. Сани и дуги тоже были расписные… А дома в Городце украшали богатой резьбой, поэтому они были похожи на сказочные терема.
Самое примечательное в Городце – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Коня рисуют на дверцах шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках. Роспись обязательно украшают яркими сказочными цветами. Мчаться кони, летят кони, словно это и кони, и птицы одновременно».
Конь копытом бьёт, удила грызёт.
«Особенно хорош был Городец в шумные дни ярмарок. В «Город мастеров» превращался Городец во время праздника Левши. Каждый участник показывал своё искусство.
Один из ведущих мастеров городецкой росписи – Аристарх Евстафьевич Коновалов выделяет такие качества этой росписи: праздничность, торжественность, красочность. Городецкая роспись – это искусство. Мастера и художники используют в росписи красный, синий, зелёный, жёлтый и другие цвета… Важная часть росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками».
Основная часть
Технологический процесс 1-го года обучения
Данная программа рассчитана на самый ранний детский возраст.
Для этого подобраны соответствующие инструменты и материалы.
Чтобы заинтересовать, привлечь учащихся, на каждую тему подобранна детская тематика (загадки, сказки, стихи, поговорки), соответствующая данному возрасту. Вводная часть строится таким образом, чтобы вместе с игрой педагог затронул следующие науки:
математика (порядок счёта, последовательность)
ОБЖ (правила ТБ, правила дорожного движения)
ИЗО (цветовая гамма, цветоведение, композиция)
биология (виды птиц, бабочек, грибов)
фольклор (народные праздники: Новый год, Рождество, Пасха)
1. «Подмалёвка»
2. «Оживка»
Главные элементы «подмалёвки» (кружок, листок, трёхлистниик) дети рисуют самостоятельно. А вот «оживка» (скобки, нажимы, точки) получается не всегда, так как она делается кистью № 1 с тонким кончиком. Что представляет собой сложность. Для этого, на замену киски №1, применяется тычок: на конце деревянной палочки, размером в карандаш, наматывается небольшой слой поролона и закрепляется. Тычок сделать несложно, для его изготовления привлекаются родители. Тычки делаются разных размеров, одни маленькие, другие большие. Большой тычок используется для «оживки» больших цветов, розы, купавы; маленький – для «оживки» петушка, бабочки и там где нужно поставить маленький элемент или точку.
Заготовочный материал.
На каждую тему, каждый новый элемент готовиться заготовочный материал: на альбомном листе наносится «эскиз – начало». По этой заготовке ребёнок самостоятельно дорисовывает нужный элемент.
Заготовочный материал по темам.
круг – скатерть самобранка, гриб.
листок – коврик, круг.
розан – цветочный горшок.
ромашка – оконная рама.
виноград – кисть рябины, кисть винограда.
цветовая гамма – ветка ели.
композиция – чайный сервиз.
пасха – яйцо.
петушок – эскиз – начало птицы.
бабочка - эскиз – начало бабочки.
Практическая работа.
Тема «Листок» 2 Часть
Приборы и материалы:
Кисть № 3, 4, гуашь, баночка с водой.
Заготовочный материал:
Альбомный лист делится пополам, в виде коврика. Нарисовать горизонтальную линию чёрным цветом.
Вводная часть:
«Сказка о коврике»
Жила – была девочка Мальвина. Она была хорошей, послушной, аккуратной девочкой. И был у неё любимый ковёр.
А в доме напротив жил мальчик Буратино. Это был непослушный озорной ребёнок.
Как-то раз пошёл Буратино к Мальвине в гости. А по дороге ему попалась баночка с краской. Сунул Буратино свой любопытный нос в краску и испачкался. Пришёл Буратино к Мальвине и испачкал её любимый коврик. Заплакала девочка.
Давайте ребята нарисуем Мальвине новый коврик, а будет он необычный – осенний.
Какие бывают осенью листья?
Практическая работа:
Нарисовать листья: 1 ряд – красные
2 ряд – жёлтые
3 ряд – зелёные
Затем повтор 1, 2, 3 рядов.
Итоговая часть:
ОБЖ. Правила дорожного движения.
Вопрос: красный, жёлтый, зелёный – что это такое? (светофор).
Список используемой литературы.
- Блинов Г. М. Чудо – кони, чудо – птицы. – М., 1977г.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 1989г.
- Ковалько В. И. Школа физкультминуток. – «ВАКО», Москва, 2005г.
- Лебедева Т. Н. Школа и здоровье учащихся. – М., 1985г.
- Орлова Л. В. Знакомство с городецкой росписью. Методические рекомендации. – М., 1994г.
- Подласный И. Педагогика. – М.: Владос, 1999г
- Роднели Л. Д. «Народное декоративно – прикладное искусство». – М.: Просвещение, 1984г.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. – Москва – Синтез, 2005г.
- Чуковский К. «Федорино горе». Детская литература, 1989г.