СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1
Определите энергозатраты ребенка в возрасте 4-6 лет, его физиологическую потребность в белках, жирах, углеводах. Укажите перечень продуктов, наиболее ценных источников белков, жиров, углеводов для детей этого возраста.
Решение:
Суточная норма ребенка в 4-6 лет: 1970 ккал.
● Белки: 68
● Жиры: 68
● Углеводы: 272
Перечень продуктов:
● мясо;
● рыба;
● молоко и молочные продукты;
● яйца (животные белки);
● хлеб;
● крупы;
● бобовые;
● овощи (растительные белки).
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
При обследовании класса, находящегося на первом этаже школы, было установлено, что световой коэффициент равен 1: 5, а величина КЕО на последней парте третьего ряда составляет 1,0%.
Вопросы:
Оценить условия естественного освещения в классе в целом и на рабочем месте?
ОТВЕТЫ:
Для класса общеобразовательной школы нормативное значение светового коэффициента (СК) составляет 1:4 -1:6, а значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) на рабочем месте - не менее 1,5%. Сравнив нормативные данные с данными задачи можно сделать вывод о том, что освещенность класса в целом, определяемая по СК, соответствует гигиеническим параметрам, и, следовательно, есть основания полагать, что должна быть обеспечена и соответствующая нормативным данным освещенность рабочего места. Однако, в данном конкретном случае последний показатель нормативным данным не соответствует. Такое несоответствие может быть связано с рядом обстоятельств: I - затененностью окон класса рядом стоящими зданиями, 2 - наличием грязи на стеклах или шторами, перекрывающими большую часть стеклянной поверхности окон, 3- избыточным озеленением подоконников. 4 - чрезмерно темной окраской стен класса и др.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3
При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено, что средняя температура воздуха равна 25"С, относительная влажность воздуха - 80%, скорость движения воздуха - 0,1 м/с.
Вопросы:
Дать заключение о микроклиматических условиях в классе, о теплоощущениях людей находящихся в нем и рекомендации по улучшению микроклимата.
ОТВЕТ:
Нормальное значение температуры воздуха в классе 18-20°С, относительная влажность воздуха - 40-60%, скорость движения воздуха - 0,2-0,4 м/с. При таких значениях параметров микроклимата люди, находящиеся в классе, будут чувствовать себя комфортно. В обследованном классе температура и влажность воздуха повышены, а скорость движения воздуха понижена, в результате чего теплоотдача с поверхности тела людей, находящихся в классе, будет затруднена. При таком микроклимате в класса будет жарко и душно. Повышенная температура снижает возможности теплоотдачи способами проведения и излучения, повышенная влажность уменьшает возможность теплоотдачи способом испарения, а малая скорость движения воздуxa свидетельствует о слабом воздухообмене в помещении и уменьшает возможности теплоотдачи способами проведения и испарения.
Для улучшения микроклимата следует усилить вентиляцию (аэрацию) класса за счет более частого и интенсивного проветривания. Следует подумать и о регулировании теплоподачи в батареях центрального отопления за счет снижения температуры теплоносителя или уменьшения объема его поступления путем прикрытия вентиля.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.
Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60 м2, высоту потолка - 3 м. В зале работают 15 компьютеров, из которых 7 не имеют сертификатов соответствия. Компьютеры в классе размещены вдоль боковых стен помещения, что приводит к перекрестному облучению рабочих мест. Расстояния между рабочими столами 1 м, расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов 1 м, рабочие места не изолированы друг от друга, высота рабочих столов 600 мм. Экраны мониторов находятся на расстоянии 50 см от глаз. Продолжительность урока – 2 час.
Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0,8%. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность на поверхности столов составляет 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы 250, относительная влажность 25%, в помещение отсутствует вентиляционная система. После оборудования компьютерного класса измерения электрического и магнитного полей не проводилось.
Вопросы:
1. Основные требования к рабочему месту оператора при работе на компьютере.
2. Какое негативное действие могут оказывать электромагнитные поля компьютера на здоровье пользователя.
3. Перечислите требования к компьютерному классу.
4. Перечислите факторы, отрицательно влияющие на организм школьников при работе на компьютере.
5. Назовите допустимую продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.
6. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?
7. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?
8. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.
9. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?
ОТВЕТ:
1. Рабочие места оператора ЭВМ должны располагаться так, чтобы естественный
свет падал слева. Расстояние между столами должно быть не менее 2 м, а расстояние между
боковыми поверхностными ЭВМ не менее 1,2 м. Высота стола не менее 680 мм. Экран
должен быть на расстоянии 50-70 см от глаз оператора.
Площадь на одно рабочее место не менее 6м,
2. Действие электромагнитных полей:
а- влияют на биохимические процессы в организме, в том числе на минеральный обмен железа, фосфора и алюминия,
б- изменяют лимфоцитарную систему крови и нарушают иммунную систему,
в- ухудшают процесс запоминания,
г- нарушают кровоснабжение головного мозга.
3. Требования к компьютерному классу. Класс для занятии с ЭВМ должен быть оборудован одноместными столами, провода электропитания и кабель локальной сети следует совмещать с подставкой для ног. Высота стола и размер стула должны соответствовать росту учащихся. Площадь на одно рабочее место с ЭВМ во всех учебных учреждениях должна быть не менее 6 м2, а объем- не менее 24 м3. Помещения должны быть оборудованы пристенными шкафами или полками для хранения портфелей учащихся. Звукоизоляция ограждающих конструкций должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума.
4. Основные факторы, отрицательно влияющие на организм школьника при работе на компьютере:
а- светотехнические параметры дисплея,
б- уровень освещения и параметры микроклимата,
в- расстояние между глазами и экраном дисплея,
г- электромагнитные излучения,
д- время и режим работы на компьютере,
е- статическая нагрузка,
ж- напряженность электростатического поля.
5. Продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.
Длительность работ на ЭВМ студентов во время учебных занятии определяется
курсом обучения и характером работы:
а- для студентов первого курса - 1 час,
б- для студентов старших курсов - 2 часа, с перерывом 15-20 минут после каждого часа работы.
Для школьников:
а- учащихся 1 классов - 10 минут,
б- учащихся 11- VI классов - 15 минут,
в- учащихся VI-VII классов - 20 минут,
г- учащихся VIII-XI классов - 25 минут,
д- учащихся X-XI классов при сдваивании занятий - на первом занятии -30 минут, на втором - 20 минут.
6. Микроклимат в компьютерном классе должен отвечать следующим требованиям:температура воздуха 18-22 °, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха 0,1-0,2 м/с.Сухой воздух усиливает испарение через кожу, что приведет к сухости кожи и слизистых оболочек, вызовет жажду и приведет к появлению головных болей.
7. Величина искусственной освещенности на поверхности стола должна быть не менее 300 Ж. Коэффициент естественной освещенности помещений - не ниже 1,2% при ориентации окон на север или северо-восток.
Следует помнить, что снижение КЕО может происходить по причине загрязнения оконных стекол или за счет использования занавесок.
8. Сухой воздух является причиной увеличения концентрации микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, в том числе, обладающие аллергенным действием, что может явиться причиной развития аллергических заболеваний.
9. В данном помещении, для повышения влажности воздуха, следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированой или прокипяченной питьевой водой. Перед началом и после занятий помещения должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и его аэроионный состав.
Естественное освещение в данном случае ниже установленных норм, что может быть связано с неправильной ориентацией окон, их недостаточными размерами и, возможно, с тем, что окна давно не мыли или подоконники заставлены цветами. Две последние позиции могут быть исправлены, но если и они не дадут результата, следует подумать о переводе класса в другое помещение. При этом может быть решена и проблема правильной ориентации.
Искусственное освещение должно осуществляться системой равномерного освещения и светильниками местного освещения. Учитывая тот факт, что искусственное освещение в данном случае ниже нормируемого, следует установить дополнительные источники местного освещения. Искусственное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 ЛК.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.
Кабинет биологии средней школы № 100 г. Москвы площадью 66 м2 ориентирован на юго-восток. Световой коэффициент – 1:4, коэффициент заглубления – 2,7: КЕО на последней парте крайнего ряда 1,05%.
Нормативные документы: СП 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1078 – 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий».
Вопросы:
1.Какая и почему ориентация окон является наиболее неблагоприятной для учебных помещений?
2. Какие показатели дают возможность оценить условия естественного освещения помещений в целом?
3. Какие показатели характеризуют уровень естественного освещения на рабочем месте?
4. Дайте определение светотехнического показателя естественного освещения помещения.
5. Каким прибором проводится измерение уровня освещения?
6. Перечислите основные требования к искусственному освещению.
7. Назовите недостатки освещения, создаваемой лампами накаливания.
8. Перечислите недостатки люминесцентного освещения и связанные с ними ограничения применения этих ламп.
9. Дайте определение стробоскопического эффекта, его возникновения.
ОТВЕТЫ:
1. Неблагоприятной ориентацией являются западная и юго-западная ориентация окон. В утренние часы в таких помещениях создаются дискомфортные условия в отношении
освещения и температуры. Во второй половине дня отмечается перегрев помещений
вследствие увеличения % инфракрасного излучения в интегральном потоке солнечного спектра.
2. Для оценки условий естественного освещения помещения в целом необходимо
использовать такие показатели, как световой коэффициент (СК) и коэффициент заглубления (КЗ), а также коэффициент естественного освещения.
3. Уровень освещения на рабочем месте характеризуют геометрические показатели: угол падения и угол отверстия. Угол падения - угол, под которым лучи света падают на
горизонтальную рабочую поверхность. Угол отверстия даёт представление о величине видимой части небосвода, ограниченной верхним краем окна данного помещения и верхним краем противостоящего здания.
4. Светотехнические показатели уровня освещения являются коэффициентом
естественного освещения (КЕО) - выраженное в процентах отношение величины
естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при
рассеянном освещении.
5. Освещенность определяется с помощью люксметра.
6. Искусственное освещение должно быть достаточным и равноценным.
7. Основными недостатками освещения, создаваемого лампами освещения являются
слепящее действие и создание резких теней.
8. Основными недостатками люминесцентного освещения являются нарушение цветопередачи, что ограничивает их применение на производствах, связанных с точным определением цветов и их оттенков, в кожных кабинетах и патологоанатомических отделениях. Кроме того, недостатком люминесцентных ламп является их пульсация, что при работе с быстро вращающимися деталями вызывает стробоскопический эффект.
9. Стробоскопический эффект выражается в нарушении восприятия скорости и направления движения быстровращающихся деталей, что на производстве может привести к травматизму.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6.
В школе населённого пункта для учащихся 1-2 классов необходимо организовать профилактическое УФ-облучение с использованием ламп ЭУВ-30. Эритемный поток лампы ЭУВ – 540 мэр. Площадь каждого класса 52 кв. метра. Высота 3 м. Нормативные документы: МУ «Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей с применением искусственных источников ультрафиолетового излучения» Минздравпром № 5046-89.
ОТВЕТ:
Время работы установки соответствует времени пребывания детей в классе – 4 часа.
Fуст = 5,4хSxНп /t
Нп = 5000х1/4 = 1250 (мэр мин/м2)
Fуст = 5,4х52х1250/240 = 1460 (мэр)
n = Fуст/F1 = 1460/540 = 3 (лампы).
Лампы подвешивают на высоте 2,5 м от пола равномерно по всей площади класса.
Вопросы:
1. Рассчитайте необходимое количество эритемных ламп из расчёта, что дети должны получать биодозы (для получения 1 биодоз необходим световой поток равный 5000 мэр).
2. Какова структура солнечного спектра?
3. Биологическая роль отдельных зон УФ-излучения.
4. Причины (естественные и искусственные) возникновения УФ-недостаточности.
5. Изменения в организме при световом голодании.
6. Дайте краткую характеристику искусственных источников УФ-излучения.
7. Показания и противопоказания к облучению людей. Понятие биодозы, методика её определения.
8. Виды облучательных установок (длительного и кратковременного действия), правила их организации.
9. Как осуществляется дозировка при профилактическом облучении?
10. Правила организации санирующих установок, используемые источники.
11. Методы контроля эффективности санации воздуха в лечебно-профилактических учреждениях. Санитарно-показательные микроорганизмы для оценки санитарного состояния воздушной среды.
ОТВЕТЫ:
1. В состав интегрального солнечного спектра входит инфракрасное излучение, видимый свет, УФ-излучение.
2. Наиболее биологически активной частью солнечного спектра является УФ-
излучение. Длинноволновый спектр (зона А) обладает общеукрепляющим действием,
повышает защитные (барьерные) функции кожи, стимулирует специфический и
неспецифический иммунитет. Средневолновый спектр (зона В) обладает сугубо
специфическим действием - способствует синтезу витамина Дз, что нормализует
процесс всасывания кальция из желудочно-кишечного тракта.
Коротковолновая часть спектра (зона С) обладает асептическим действием, что позволяет использовать эту зону для создания сканирующих установок для дезинфекции воздуха, поверхностей, игрушек, посуды и других объектов.
3. УФ-недостаточность у человека может возникнуть в силу природного (сезонного)
дефицита; УФ-недостаточность может выступать как профессиональная вредность при
работе в замкнутых пространствах, в метро, шахтах - в условиях полного отсутствия
естественной инсоляции, на Крайнем севере в зимнее время.
4. При световом голодании резко снижаются защитные функции организма. Учащаются простудные и инфекционные заболевания. Обостряются хронические заболевания. Специфические изменения связаны с дефицитом витамина Д - у детей развивается рахит, у взрослых - остеопороз.
5.Существует несколько искусственных источников УФ-излучения. Лампа ЭУВ (эритемная из увиолевого стекла) дающая спектр излучения в зонах А и В. Это позволяет использовать её как для закаливания, так и для профилактики специфических изменений.
Лампа ПРК (прямая ртутно-кварцевая) даёт все три спектра (15% зоны С), что позволяет использовать её как для облучения людей, так и в санирующих установках.
Лампа БУВ (бактерицидная из увиолевого стекла) даёт 78% спектра в зоне С и используется только для санации объектов внешней среды.
6. Показаниями к облучению могут быть естественный дефицит УФ-излучения, а так же необходимость повышения сопротивляемости организма у ослабленных людей. Противопоказания: острые заболевания, нарушение обмена веществ, бластомогенные процессы, аллергические заболевания. Перед облучением определяется биодоза -минимальное количество лучистой энергии, вызывающей эритему на теле незагорелого человека через 6-10 часов после облучения. Биодоза определяется с помощью биодозиметра Горбачева-Дальфельда на участке тела, редко подвергающемуся прямому воздействию солнечных лучей.
7. Все виды облучательных установок делятся на 2 группы:
а) установки длительного действия - светооблучателъныс установки с использованием
ламп ЭУВ. Эти установки организуются в классах школ и игровых помещениях
дошкольных учреждений. Время работы установок определяется временем
обязательного пребывания детей в данном помещении. Устанавливаемая при этом
мощность лучистого потока зависит от площади помещения и величины необходимого
получения доли биодозы:
б) установки кратковременного действия - фотарии (маячного, кабинного,
лабиринтного типов). В таких фотариях используются лампы ПРК (в фотариях маячного
типа) или ЭУВ (в фотариях кабинного или лабиринтного типов).
8. При профилактическом облучении никогда не начинают с целой биодозы, а только
с её части, исходя из конкретных условий.
9. Основное правило организации установки для санации воздуха - это обеспечение
удельной мощности 0,75-1 ватт на 1 м" при использовании ламп БУВ.
10. Контроль эффективности санации воздуха помещений - периодические посевы для
определения общего микробного обсеменения и определения наличия санитарно-
показательных микроорганизмов (золотистый стафилококк и зеленящий стрептококк).
Допустимые величины зависят от назначения помещений. Так в операционной перед
началом операции в 1 м воздуха не должно быть ни одной клетки стафилококка и
стрептококка.
Типовые тестовые задания
1. Основоположник отечественной гигиены в России:
а) Доброславин А.П.;
б) Семашко Н.А.;
в) Соловьев З.П.;
г) Чарльз Дарвин.
2. Термин «гигиена»:
а) наука о жилище;
б) наука о форме и строении человека;
в) наука о правильном и рациональном образе жизни;
г) наука о жизнедеятельности живого организма.
3. Основная, функциональная роль водорастворимых витаминов:
а) калорическая;
б) каталитическая;
в) пластическая;
г) энергетическая.
4. Оптимальное распределение калорийности пищи в % (при 3 – х разовом питании):
а) 30–45–25;
б) 15–50–35;
в) 20–60–20;
г) 25–50–25.
5. Требования, предъявляемые к искусственному освещению:
а) соответствовать назначению помещения;
б) быть достаточным, регулируемым и безопасным;
в) не оказывать слепящего действия;