Дата 20.04.2020, 27.04.20
Группа №81, машинист крана/крановщик
Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Цель урока:
–закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;
– совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
– воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.
Ход урока
Организационный этап.
Запишите сегодняшнее число и тему в тетрадь.
Перед вами предложения с деепричастными оборотами. Но их части перепутаны. Запишите, соединяя части предложения.
1)Широко вокруг разлилась весенняя вода, прижавшись друг к другу.
2)Деревца на берегу стоят, придавая пейзажу еще больше прелести.
3) Разлившись вокруг, тонкие деревья кажутся длинными-длинными.
4) Легкие светлые облака тихо плывут по небу, затопив березовую рощу.
5) Отражаясь в воде, «большая» вода говорит о начинающейся работе природы.
- В чем особенность данных предложений? Какой общей темой они объединены?
- Это предложения о природе, о наступающей весне, пробуждающей к жизни
- С точки зрения русского языка, чем еще похожи предложения?
- В каждом предложении мы можем увидеть деепричастия и деепричастные обороты
- Правильно, вспомним с вами, что такое деепричастие и деепричастный оборот. Поиграем в верные и неверные высказывания.
Высказывания:
1. Деепричастие – это неизменяемая часть речи;
2. Деепричастия отвечают на вопросы Какой? Чей?;
3. Деепричастие обозначает добавочное действие;
4. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами;
5. Деепричастия образуются от прилагательных;
6. Деепричастия имеют суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ;
7. Деепричастия и деепричастные обороты в предложениях являются обстоятельством;
8. Деепричастия не имеют признаки глагола и наречия;
9. Деепричастия имеют суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши;
10. Деепричастие в предложении относится к глаголу-сказуемому.
Проверьте себя по слайду №2 из презентации к уроку.
Основная часть.
Перед вами отрывки из стихотворений известных русских поэтов о весне. Ваша задача: найти и выписать одиночные деепричастия и деепричастные обороты с определяемыми словами.
Перед тем, как приступите к работе, изучите алгоритм действий в слайде №3 из презентации к уроку.
1. Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед! (Е.А.Баратынский)
2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Тютчев)
3. Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою. (Фет)
4 Ещё лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте. (Фет)
5. Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша. (Бунин)
3. Обобщение материала
К какому выводу приходим? Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме всегда обособляются, независимо от места положения главного слова.
- Как вы думаете, для чего нам в речи нужны деепричастия и деепричастные обороты? Какие звуки и краски удивили ваше воображение? Что вас восхитило? Вдохновило?
Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода
Контрольное задание.
Задание №1. Прочитайте выразительно текст
Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу. Река, вымотавшись за день, присмирела и отдаленным шепотом перекатов напоминала о своем бурном нраве. Совсем скоро вода сойдёт, покажется мокрая земля, вот-вот распустятся набухшие почки, и появится первая изумрудная зелень. Лодка, оставленная у берега, говорит нам о недавнем присутствии человека в этом месте. Елочка и старая осина, резко выделяясь на общем фоне березового леса, привлекают внимание. Обнаженный коричневый ствол осины одиноко вытянулся вверх, как бы взывая к небу своими сухими, похожими на корявые старческие пальцы, сучьями. Рядом с ней особенно молодыми и жизнерадостными выглядят остальные деревья. Они, отражаясь в воде, кажутся длинными-длинными... Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.
Роща пронизана чистым прозрачным воздухом. Наполненный солнцем и весной, он обволакивает нежной пеленой каждое деревце, придавая роще и воде пленительную мягкость. Тонко и умело передает художник свое восхищение природой, свою влюбленность в нее.
К какому типу относится данный текст?
(предполагаемые ответы)
… Этот текст подходит к картине Левитана.
… Это текст – описание. Пейзаж. Зарисовка.
… В тексте есть деепричастные обороты.