Для детей 4-5 лет (средний возраст).




Двухгодичная рабочая программа

Психологического развития ребенка

«Здравствуй, Сказка!» для старших и средних групп ДОУ

Пояснительная записка.

Принципы сказкотерапии, считает М.В. Яковлева, заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Э.Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать…. То, как человек рисует, лепит, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и окружающим миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов. Выбор детей в развивающие группы основывается на их рисунках, беседах с ними и их родителями, а также с воспитателями.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три есте­ственные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя мо­жет терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;

а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмо­циональный опыт.

Главной задачей сказкотерапии в целом является достижение внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает в сказке и в жизни, как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель. Метафорически предметсказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла.

Шкала «Разрушитель – Созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта, наряду с современными методами психодиагностики, которые помогают нам понять истинное положение дел по этой шкале.

Как ведет себя человек, что он чувствует, что он мыслит – все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение – созидание», проявляющегося по отношению к внутреннему и внешнему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам внешнего мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.

Исходя из этой идеи, сказкотерапевт может поставить только один «диагноз» - общее недоразвитие личности. Сокращенно может называться ОНЛ. Ведь ставят же логопеды диагноз общее недоразвитие речи (ОНР)!

Вот с этим ОНЛ и приходится работать сказкотерапевту. Основной принцип работы – вырастить Внутреннего Созидателя и взять по его контроль Разрушителя.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие виды сказок:

Художественные сказки – все литературное наследие наших предков, то, что мы и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей, как отдельного автора, так и этноса в целом.

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о философских понятиях «любовь», «гордыня», «смерть»… Большим плюсом этих сказок является тот факт, что они сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог, а иногда сказка пишется для конкретного клиента.

Психокоррекционные сказки – сочиняются и используются педагогами, психологами, родителями для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Медитативные сказки – рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению.

 

Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида сказок:

· Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;

· Психокоррекционные;

· Психотерапевтические.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость, женственность и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь.

Предметом сказкотерапии и данной программы является процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Целью программы является воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников, достижение внутренней гармонии.

Программа призвана решать следующие задачи:

1. Обучать положительному самоотношению и принятию других людей;

2. Развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

3. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

4. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;

5. Обучать рефлексивным умениям (самоанализу);

6. Развитие речи и памяти.

 

Программа состоит из программ по сказкотерапии, разработанных ведущими современными психологами, в программе также используются элементы арт-терапии, семейной - системной терапии, игровой терапии в соответствии с возрастом детей.

 

Показатели эффективности:

· В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

· На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

· Регулярно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

· Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.

· Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

 

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

1. Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».

2. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).

3. Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

4. Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

 

В содержание каждого занятия входят:

· Ритуал приветствия.

· Озвучивание психологом сказки.

· Развивающие упражнения (двигательные упражнения, на развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств).

· Подведение итогов занятия.

· Ритуал прощания.

 

 

В программе «Здравствуй, Сказка» используются занятия и сказки из программ следующих авторов:

Сценарии занятий по снижению основных детских страхов (часть 3, главы 1-6), автор И.Е. Кулинцова из книги «Коррекция детских страхов с помощью сказок».

«Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников», Е.В. Белинская «Программа развития эмоционального мира для детей 5-7 лет «Я и мой мир».

Программа Т. Зинкевич-Евстигнеевой эмоционально-волевого развития детей и подростков.

Программа Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Сказки звездной страны зодиакалии».

Программа Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Школа волшебников».

Используются сказки из книги О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаевой «Лабиринт души: терапевтические сказки».

Программа для дошкольников из книги «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004

«Времена года» коррекционно – развивающая программа для дошкольников О. Смирновой из книги Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии», СПб,: Речь, 2010.

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год занятий.

Для детей 4-5 лет (средний возраст).

№ п/п Дата Тема занятия Цели и задачи Формы работы
1. Сентябрь,Октябрь. В течение всего года по мере прихода детей в кружок. Консультация родителей. Разъяснение родителям целей и задач программы. Ответы на вопросы. Индивидуальное или консультирование групповое. Объявления в группах, индивидуальные консультации родителей. Выступление на родительских собраниях в начале года с раздачей анонса программы. Анкетирование родителей.
2. Октябрь. (В течение всего года по мере прихода детей в кружок). Диагностика детей. Исследование эмоционального состояния детей. Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи». Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина). Методика «Лесенка» (Исследование самооценки). Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
3. Октябрь. Знакомство детей со сказочной страной чувств. Знакомство детей со сказочной страной и ее устройством. Знакомство. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
4. Октябрь. Знакомство со слугой по имени Радость. Знакомство детей с чувством Радости. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
5. Октябрь. Знакомство со слугой по имени Грусть. Знакомство детей с чувством Грусти. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
6. Октябрь. Знакомство со слугой по имени Интерес. Знакомство детей с чувством Интереса. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
7. Ноябрь. Знакомство со слугой по имени Злость. Знакомство детей с чувством Злости. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
8. Ноябрь. Знакомство со слугой по имени Страх. Знакомство детей с чувством Страха. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
9. Ноябрь. Знакомство со слугой по имени Обида. Знакомство детей с чувством Обида. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
10. Ноябрь. Знакомство со слугой по имени Вина. Знакомство детей с чувством Вины. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
11. Декабрь. Знакомство со слугой по имени Удовольствие. Знакомство детей с чувством Удовольствия. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
12. Декабрь. Занятие «Заговор Обиды». Исследование: что происходит, если в человеке побеждает обида. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
13. Декабрь. Занятие «В поисках Любви». Знакомство детей с чувством Любви. Исследование чувства. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
14. Декабрь. Занятие «Возвращение короля». Баланс и гармонизация чувств. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки. Выход из сказки.
15. Январь. Ознакомительный модуль 1 занятие. Сказочное знакомство детей с временами года и их характеристиками. Цель – познакомить детей с временами года в сказочной форме. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки о временах года. Выход из сказки.
16. Январь Ознакомительный модуль 2 занятие. Цель – развитие воображения, фантазии. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки о временах года. Дидактическая игра № 1. Задание 1. Выход из сказки
17. Январь Ознакомительный модуль 3 занятие. Цель – коррекция мыслительной деятельности. Круг. Вход в сказку. Чтение сказки. Обсуждение сказки о временах года. Дидактическая игра № 1. Задание 2, 3. Выход из сказки
18. Январь Ознакомительный модуль 4 занятие. Цель – коррекция мыслительной деятельности, мелкой моторики, координирующих движений рук. Круг. Вход в сказку. Обсуждение сказки о временах года. Дидактическая игра № 2. Выход из сказки
19. Февраль Ознакомительный модуль 5 занятие. Цель – развитие воображения, фантазии. Круг. Вход в сказку. Обсуждение сказки о временах года. Дидактическая игра № 2. Выход из сказки
20. Февраль Коррекционно – развивающий модуль. Занятие 1. Цель модуля – формирование навыка свободного оперирования представлениями о временах года. Цель – формирование представлений об основных признаках каждого времени года, коррекция речи (повторение предлогов «до», «после», «перед», «за». Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 3. Выход из сказки.
21. Февраль Коррекционно-развивающий модуль. Занятие 2. Цель - коррекция понимания эмоциональных состояний, соответствующих разным временам года. Коррекция речи. Повторение эмоций. Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 4. Выход из сказки
22. Февраль Коррекционно-развивающий модуль. Занятие 2. Деревья в каждое время года, категории предметов (овощи, фрукты, деревья, цветы, природные явления в разные времена года). Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 5. Выход из сказки
23. Март Коррекционно-развивающий модуль. Занятие 3. Расширение категорий предметов. Общее знакомство с климатом. Цель – коррекция мыслительной деятельности, коррекция речи. Категории предметов. Повторение. Расширение категорий предметов (одежда, обувь, спорт в разное время года, предметы спорт инвентаря). Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 6. Выход из сказки
24. Март Коррекционно-развивающий модуль. Занятие 4. Цель – коррекция мыслительной деятельности, коррекция воображения, коррекция речи. Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 7. Выход из сказки
25. Март Интеграционный модуль. Занятие 1. На этом этапе решаются сложные дидактические задачи, направленные на коррекцию мышления и всей познавательной сферы ребенка в целом. Цель модуля – формирование навыка свободного ориентирования во времени и пространстве. Цель занятия – коррекция мыслительной деятельности, коррекция речи. Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 8. Выход из сказки
26. Март Интеграционный модуль. Занятие 2. Цель – коррекция мыслительной деятельности, коррекция мелкой моторики и координированных движений рук. Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 9. Выход из сказки
27. Апрель Интеграционный модуль. Занятие 3. Цель – коррекция мыслительной деятельности, коррекция воображения, коррекция речи. Круг. Вход в сказку. Дидактическая игра № 10, 11. Выход из сказки
28. Апрель Интеграция программ всего года. Чувства, с которыми мы познакомились в начале года и знания, которые мы приобрели во втором полугодии. Круг. Вход в сказку. Сочинение групповой сказки с использованием всех полученных знаний. Выход из сказки
29. Апрель Интеграция программ всего года. Чувства, с которыми мы познакомились в начале года и знания, которые мы приобрели во втором полугодии. Круг. Вход в сказку. Прочтение сказки, сочиненной детьми. Постановка сказки, которую дети сочинили на прошлом занятии. Выход из сказки
30. Апрель Диагностика по окончании курса сказкотерапии Цель – оценить результаты занятий. Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи». Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина). Методика «Лесенка» (Исследование самооценки). Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми). Анкетирование родителей.

В работе со старшими дошкольниками в программе «Здравствуй, Сказка!» акцент делается на подготовку ребенка к школе, знакомство его с разными характерами и типами людей. Развитие его коммуникативных навыков, мыслительных процессов, воображения, памяти, внимания.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: