РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет (курс) литература
параллель (класс) 10 класс
уровень базовый
учитель Захарова Евгения Григорьевна
Количество учебных часов в неделю 4 часа
Срок реализации рабочей программы 1 год
ФИО автора и название примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа: «Литература 5-11 кл. общеобразовательная школа» /Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.
Название УМК: «Литература 10-11 кл.» / Под ред. С.А.Зинина, В.И.Сахарова.
Севастополь
Данная рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании №3266-1 от 10.07.1992г. с последующими изменениями;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004г. № 1089);
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Требования к уровню обучения
ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей XIX века;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Тесты | Сочинения разных жанров |
Введение.К истории русской литературы 19 века. | ||||
Литература 1 половины XIX века | ||||
А.С.Пушкин | ||||
М.Ю.Лермонтов | ||||
Н.В.Гоголь | ||||
Литература 2 половины XIX века | ||||
Литература 2 пол. ХIХ века | ||||
А.Н.Островский | ||||
И.А.Гончаров | ||||
И.С.Тургенев | ||||
Н.Чернышевский | ||||
Н.А.Некрасов | ||||
Ф.И.Тютчев | ||||
А.А.Фет | ||||
Н.С.Лесков | ||||
М.Е.Салтыков-Щедрин | ||||
А.К.Толстой | ||||
Л.Н.Толстой | ||||
Ф.М.Достоевский | ||||
А.П.Чехов | ||||
Контрольная работа | ||||
Заключительный урок | ||||
Резервный урок | ||||
Итого |
Содержание программы по литературе для X класса (136 ч)
Введение (1 час).
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).