На третьем этапе осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской работы, систематизация и анализ результатов исследования, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации исследования, формулирование выводов и подготовка рекомендаций, оформление работы и подготовка презентации исследования.
Основная часть.
Цель исследования: путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования выявить, есть ли взаимосвязь между ведущим темпераментом личности и успешностью выполнения ЕГЭ? Если да, то можно ли предотвратить неприятности и построить подготовку к ЕГЭ с учетом темперамента?
Гипотеза: если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, его достоинства и недостатки, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность сдачи ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена.
Задачи работы:
1. Изучить исторические и научно-физиологические точки зрения по вопросу «темперамент».
2. Определить темперамент учащихся 11к класса, используя методики А.Беляева, Г. Айзенка, В.М. Русалова.
3. Путем сопоставления результатов тестов, результатов наблюдений и научных точек зрения выявить характерные черты, присущие людям с различным темпераментом.
4. Провести сравнение между результатами ГИА за 9-й класс и типами темперамента личности. Выявить, есть ли закономерности в возникновении трудностей.
5. Составить рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуально – типологических особенностей и ведущего темперамента учащихся.
Объектом исследования является система подготовки к ЕГЭ в 11к классе.
Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:
I. Методы сбора информации:
1. Анализ источников информации по вопросу исследования. Выявление основных черт каждого из типов темперамента.
2. Анкетирование - социологический метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей с целью получения информации об изучаемом явлении. Объекты анкетирования – учащиеся 11к класса (21 человек), учитель русского языка.
3. Тестирование учащихся 11к класса с использованием методик: «Формула темперамента» А.Белова (интерактивный тест, состоящий из 4-х групп вопросов, позволяющий определить процентное соотношение черт темперамента, присущих одному человеку); «Определение типа темперамента» Г. Айзенка (опросник из 57 вопросов, позволяющий выявить ведущий тип темперамента, а также эмоциональную устойчивость, склонность к экстраверсии или интраверсии), «Опросник структуры темперамента» В.Русалова (опросник из 105 вопросов, для диагностики свойств предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента).
4. Интервьюирование (устный опрос) педагогов школы.
5. Сопоставительный анализ результатов тестирования и результатов государственной итоговой аттестации по новой форме за 9 класс.
II. Методы обработки и анализа данных:
1. Составление сводных таблиц статистических данных.
2. Построение диаграмм и графиков по данным тестирования.
Анализ источников информации по теме исследования:
Темперамент (лат. temperamenty) - соразмерность, «соотношение частей»; это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. [1]
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента обратимся к истории.
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа [2], который считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:
· если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи.
· если преобладает желчь («холе»), то темперамент холерический - раздражительный, возбудимый, несдержанный, с быстрой сменной настроения.
· если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.
· если преобладает черная желчь («меланхоле»), то это меланхолик - болезненно застенчивый и впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости, быстро утомляется.
Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) разделял темперамент человека на два типа:
· Темперамент чувства: это сангвиник (человек веселого нрава) и его противоположность - меланхолик (человек мрачного нрава).
· Темперамент деятельности: это холерик (человек вспыльчивый) и флегматикт (человек хладнокровный).
В начале ХХ века возникла конституционная теория темперамента Кречмера и Шелдона - суть которой заключается в установлении связи темперамента с телосложением человека.
Академик И.П.Павлов [2] изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от нервной системы. Он выделил 4 основных типа:
· «Безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной
системы), соответствует темпераменту холерика.
· «Живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы), соответствует темпераменту сангвиника.
· «Спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы), соответствует темпераменту флегматика.
· «Слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы), что соответствует темпераменту меланхолика.
Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие». Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь ввиду, что в чистом виде типы темперамента не существует.
Изучив различные источники информации, я выявил основные характерологические черты личности, присущие представителям того или иного темперамента:
Сангвиник - человек с уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, жизнерадостен, характеризуется высокой сопротивляемостью к трудностям жизни, адаптивностью к ситуации. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладает повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.[3]
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая адаптивность, приспособляемость | Тяготится однообразием |
Общительность | Недостаточная глубина |
Высокая стрессоустойчивость | Недостаточная настойчивость |
Быстрая реакция, включение в новый вид деятельности | Деятелен только при наличии интересного дела |
Уравновешенность. | Недостаточно усидчив |
Жизнерадостность | |
Гибкость ума |
Холерик - неуравновешенный, отличается повышенной возбудимостью (чем резко отличается от сангвиника). Быстрый, страстный, целеустремленный, инициативный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов. На внешние раздражители реагирует реагирует очень быстро, часто необдуманно, несдержанно. Замедленный и спокойный темп работы холерикам несвойствен.
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая активность, энергичность | Вспыльчивость, обидчивость |
Инициативность | Неустойчивость в поведении |
Решительность | Цикличность в работе и настроении |
Целеустремленность | Торопливость |
Познавательная активность. | Негативно реагирует на критику |
Уверенность. | Раздражительность |
Увлеченность делом. | Высокая утомляемость |
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, ранимостью. Замкнут, тревожен, неуверен в себе, нерешителен, трудно сближается с людьми. Стремиться быть в «тени». Отличается повышенной утомляемостью. Болезненно и долго переживает неудачи. Боится перемен. Любит налаженный ритм деятельности. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений.
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая чувствительность | Ранимость, мнительность |
Осторожность | Низкая активность |
Склонность к творчеству | Замкнутость, неуверенность |
Внимательный собеседник | Пасует перед трудностями |
Исполнительность | Зависимость от внешних раздражителей |
Склонность к депрессии |
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Медлительный, терпеливый, миролюбивый, стабильный. Ему природой предназначено быть создателем, хранителем, опорой жизни. При больших неприятностях остается спокойным. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивается. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпением, выдержкой, самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели. Старательно и пунктуально выполняет задания в среднем темпе. Усидчив, умеет долго сохранять значительное напряжение.
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая работоспособность | Лень |
Настойчивость | Инертность |
Стрессоустойчивость | Медлительность |
Уравновешенность | Требуется время для переключения внимания |
Самообладание, терпение | |
Усидчивость |
Проанализировав характерные черты, присущие людям с различным типом преобладающего темперамента, можно отметить следующее:
· У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Каждый тип темперамента имеет достоинства. И даже негативные характерологические черты, которые приведены выше, в определенных условиях могут обернуться положительной стороной. Люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науки и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).
· Правильно организованный процесс воспитания и самоконтроля дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку творческому; флегматику, как выдержанному; сангвинику, как человеку с гибким умом и высокой работоспособностью; холерику, как решительному и целеустремленному.
· «Чистые» типы темперамента встречаются редко, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
· Тип темперамента как таковой не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Можно установить закономерность в возникновении трудностей.
· Соответственно, можно предположить, что для учащихся с различным типом темперамента необходимо по-разному строить систему психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ, так как каждый из них ведет себя в стрессовой ситуации по-разному.
Для выявления возможных закономерностей и проведения сравнения между результатами ГИА за 9-й класс и типами темперамента личности было проведено тестирование и анкетирование учащихся 11к класса.
Испытуемым был предложен ряд методик: А. Белов «Формула темперамента», Г. Айзенк «Каков ваш темперамент?», В.М. Русалов «Структура вашего темперамента» [4]. Результаты диагностики представлены в сводных таблицах, диаграммах и графиках (приложение).
При определении процентного соотношения типов темперамента, присущих конкретному человеку, (по методике А.Белова) выяснилось, что в нашем классе 18% учащихся с преобладающим темпераментом холерика, 36% - сангвиника, 27% - флегматика, 23% - меланхолика. Кроме того, у 4-х учащихся процентное соотношение между темпераментами примерно равное (темперамент ярко не выражен).
Для подтверждения результатов мной была использована методика «Каков ваш темперамент?» Г. Айзенка, позволяющая выявить ведущий тип темперамента, а также эмоциональную устойчивость, склонность к экстраверсии или интраверсии. По результатам тестирования выяснилось, что в нашем классе 41% интравертов, 59% - экстравертов. Эмоционально устойчивы – 54%, неустойчивы – 46%. Распределение по ведущему типу темперамента в основном совпало с результатами предыдущей диагностики: холериков – 18%, сангвиников – 41%, флегматиков – 18%, меланхоликов – 23%. Небольшие расхождения связаны с тем, что у некоторых учащихся результат пограничный (между сангвиником и флегматиком). [5]
Можно предположить, что наибольшие трудности ждут на ЕГЭ представителей неуравновешенного, эмоционально-неустойчивого темперамента – меланхоликов и холериков (к которым отношусь и я).
Чтобы подтвердить либо опровергнуть это предположение, мной было проведено соответствие между результатами экзамена по новой форме за 9 класс и ведущим типом темперамента.
№ | ФИО учащихся | Ведущий тип темперамента | Эмоциональная устойчивость | Экстроверсия /интроверсия | Годовая оценка по РЯ | Результат ГИА |
1. | Горбатова | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
2. | Губин | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
3. | Жернакова | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
4. | Идылбаева | Флегматик | + | Интраверт | ||
5. | Карандашов | Флегматик | + | Интраверт | ||
6. | Катаргулова | Флегматик | + | Интраверт | ||
7. | Конушбаев | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
8. | Краковяк | Холерик | - | Экстроверт | ||
9. | Кузанкин | Сангвиник - флегматик | + | Экстроверт | ||
10. | Лопатин | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
11. | Мельничук | Меланхолик | - | Интраверт | ||
12. | Павлова | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
13. | Погульский | Флегматик | + | Интраверт | ||
14. | Потрикеев | Меланхолик | - | Интраверт | ||
15. | Ридько | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
16. | Саляхова | Меланхолик | - | Интраверт | ||
17. | Сафин | Меланхолик | - | Интраверт | ||
18. | Саяпов | Сангвиник | + | Экстроверт | ||
19. | Тарасов | Меланхолик | - | Интраверт | ||
20. | Фадеева | Холерик | - | Экстроверт | ||
21. | Чернышов | Холерик | - | Экстроверт | ||
22. | Шевчук | Холерик | - | Экстроверт |
Анализируя данные таблицы, можно отметить следующее:
· Все учащиеся нашего класса, имеющие ярко выраженный темперамент холерика (4 человека), сдали экзамен ниже своих возможностей.
· Из 5-ти человек с темпераментом меланхолика 3 человека сдали экзамен ниже годовой оценки, 2 человека – в соответствии с годовой оценкой.
· Из 4-х человек с темпераментом флегматика 2 человека сдали экзамен в соответствии с годовой оценкой, 2 человека – выше, чем итоговая оценка.
· Из 9 сангвиников 3 человека сдали экзамен ниже своих возможностей, 2 – в соответствии со своими возможностями, 4 человека – выше, чем итоговые оценки по предмету.
Чистоте эксперимента мешает то, что нет возможности с минимальной погрешностью определить, насколько качественно готовились к экзаменам мои одноклассники. Возможно, что низкий результат некоторых из них связан с тем, что они просто не учили программный материал. Этот вопрос выявлялся мной через анкетирование (достоверность которого на совести респондентов). По данным анкет, из 10-ти человек, получивших низкую оценку на экзамене, серьезно готовились к экзамену 5 человек, 2 – повторяли основные темы, 3 человека – понадеялись на свои знания и не занимались специальной подготовкой.
Считаю необходимым упомянуть о том, что наша учительница русского языка, Белогурова Е. Ф., по результатам теста обладает уравновешенным флегматическим темпераментом. Вероятно, что система подготовки к экзамену, которую она применяет, больше всего подходит флегматикам.
По данным анкетирования одноклассников выяснилось следующее:
· Большинство учащихся-холериков отмечают, что во время экзамена их раздражала незнакомая обстановка, однообразная деятельность, видимая легкость и унаваемость задания. Они признают, что оказались не готовы объективно оценить свои силы. Многие отметили, что покинули ППЭ намного раньше окончания экзамена.
· Ученики с меланхолическим темпераментом среди основных трудностей отмечают страх перед ограниченностью времени, стеснение задать вопрос незнакомому организатору по оформлению работы. Они признают, что много времени потратили на то, чтобы справиться с волнением, что им до конца так и не удалось.
· Одноклассники с флегматическим темпераментом больше всего опасались нехватки времени, но отмечают, что им быстро удалось справиться с волнением.
· Сангвиники отмечают, что не испытывали особого страха перед экзаменом, так как были уверены в себе. На экзамене им помогло то, что они пропускали непонятные задания, возвращаясь к ним в конце. Среди трудностей отмечают недостаток одобрения со стороны экзаменатора, однообразие тестовых заданий.
Конечно, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ЕГЭ, тогда как холерики и меланхолики запрограммированы на неуспех. Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может нивелировать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.
Следующая задача исследования - составление рекомендаций по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся. [8-9]
Темперамент | Слабые стороны темперамента | Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ |
Сангвиник | Потребность в поощрении, общественном признании. | Опора на то, что лучшее общественное признание – высокий рейтинг по результатам ЕГЭ. Использование таких средств педагогического воздействия, как легкая ирония, остроумие. |
Тяготится однообразием, рутинностью. | Задача учителя - нацелить на преодоление рутинности. Показать, что ЕГЭ может быть интересным (прояви терпение в части А, а потом получи удовольствие от выполнения частей Б и С). Учить не отступать перед трудностями, даже если не интересно. | |
Стремление к частой смене видов деятельности. | При подготовке можно применять различные роли: консультанта, помощника учителя и т.д. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера. | |
Некоторая беспечность. | Упражнения, развивающие терпение, требующие сосредоточенности, кропотливости. Воспитание ответственности за результат. | |
Недостаточная аккуратность. | При проверке работ обращать внимание на качество оформления, настаивать на переделывании небрежной работы. Не допускать снисходительность к небрежности. | |
Холерик | Повышенная возбудимость, неуравновешенность. | Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Учение без мучения». Спокойное предъявление требований, без уговоров. Уместны шутки, юмор. Больше тренировочных упражнений. Учить не обращать внимание на внешние раздражители. |
Цикличность деятельности (напор – спад). | Применение энергетических и релаксационных пауз (научить использовать их самостоятельно). Режим труда и отдыха. | |
Торопливость | Развивать умение планировать свою деятельность, сделать акцент на навыках самоконтроля. Преодолевать стремление отвечать на вопросы невпопад – тесты с несколькими вариантами ответов. Учить сосредотачиваться на конкретном задании, отвлекаясь от остальных. | |
Флегматик | Медлительность. | Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Быль о поисках времени». Учить работать в постоянном темпе, развивать навык контроля времени. Не проявлять недовольство его нерасторопностью. |
Лень. | Режим дня. Мотивация успехом. | |
Сложность переключения. | Учить пропускать задания, переключаясь на следующее. Вооружить всеми возможными способами действий. | |
Меланхолик | Ранимость психики | Недопустимость резкого тона, невнимательности к душевным переживаниям. Дополнительные беседы накануне экзамена, чтобы избежать срыва. |
Повышенная утомляемость | Щадящий режим и принцип постепенности. Приемы релаксации. Комфортное место для занятий. | |
Неуверенность в себе | Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Путь к вершине». Приемы повышения самооценки. Развитие самоконтроля учебных действий. Больше тренировок для минимизации волнения. | |
Боязнь нового | Использовать упражнения, позволяющие отвлечься от внешних раздражителей, снижающие тревожность. |
Таблица №2.
Тип темперамента | Сильные стороны темперамента, на которые необходимо опираться при подготовке к ЕГЭ | Педагогические средства воздействия |
Сангвиник | Высокий темп умственной работоспособности. | Максимальная поддержка стремления к выполнению большего объема заданий. |
Жажда нового. | Использование задач творческого и частично-поискового характера (части В и С). | |
Быстрая реакция. | Разнообразие тренировочных заданий. | |
Легкое переключение с одного вида деятельности на другой. | Учить пропускать задания, которые изначально вызывают затруднения, возвращаться к ним после выполнения более простых заданий. | |
Способность к преодолению высоких нагрузок. | Занятия в интенсивном режиме. | |
Холерик | Инициативность. | Не препятствовать активности, а стремиться так организовать учебный процесс, чтобы его активность нашла полезное применение. |
Быстрая реакция. Интеллектуальная активность. | Акцент на задачах творческого и частично-поискового характера (части В и С). | |
Целеустремленность и честолюбие | Использовать положительные стороны этих качеств в подготовительной работе. | |
Флегматик | Терпение и упорство. | Акцент на пунктуальности и качестве выполнения заданий. |
Выдержка и самообладание. | Индивидуальный стиль деятельности. | |
Рассудительность | Упражнения, требующие доказательства выбора решения. Структурирование материала. | |
Стрессоустойчивость | Акцент на этом качестве. | |
Меланхолик | Высокая обучаемость. | Акцент на задачах творческого и частично-поискового характера (части В и С). |
Осторожность | Делать акцент на развитом чувстве самоконтроля и самопроверки. | |
Приспособленность к монотонной работе | Большое количество тренировочных заданий, что снизит страх перед новизной экзамена. |
Заключение.
В результате исследования получены следующие результаты:
1. В результате начального этапа исследования были структурированы основные теории, сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.
2. В результате практико-накопительного этапа исследования были обобщены основные характерологические черты личности, присущие представителям того или иного темперамента; доказана первоначальная гипотеза о том, что если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность сдачи ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена.
3. В результате практико-обобщающего этапа были обобщены результаты исследовательской работы, систематизированы результаты исследования, соотнесены предполагаемые и реальные результаты исследования, сформулированы выводы и подготовлены рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся.
На основании исследования я пришел к следующим выводам:
1. «Чистые» типы темперамента встречаются редко, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Тип темперамента не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
2. Представители неуравновешенного, эмоционально-неустойчивого темперамента – меланхолики и холерики – чаще испытывают трудности психологического характера при сдаче ЕГЭ, чем представители устойчивых типов – флегматики и сангвиники.
3. В то же время, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ЕГЭ, тогда как холерики и меланхолики запрограммированы на неуспех. Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может нивелировать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.
4. Система подготовки к ЕГЭ учащихся, имеющих различный темперамент, должна строиться с учетом их особенностей, что будет способствовать повышению результата.
Список использованных информационных ресурсов:
1. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.
2. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995.
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента - к характеру и типологии личности. М.: ВЛАДОС, 2000 г.
4. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. М.: ВЛАДОС, 2001 г.
5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Смысл, 2005.
6. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1990.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
8. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность, Москва, "Наука", 1984.
9. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? Темперамент вашего ребенка. М.: 2007.
Приложения.
Диагностика А. Белова «Формула темперамента».