Детская агрессия.
I.Определение и различение понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»
Агрессия - это воинственная враждебность по отношению к окружающим; это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность - это черта, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессивность ребенка может быть психически и физически обусловленной.
Агрессивные реакции характерны для детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм.
Надо помнить, что агрессия ребенка - это зачастую не только нападение, это еще и отстаивание собственных прав и интересов, способ отреагирования (т.е. внешнего проявления) напряжения (недовольства, усталости и пр.)
Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию - функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.
Нетипичное агрессивное поведение ребенка может означать, что он нуждается в помощи.
Агрессивность может выступать как протест (например, в к/б врача)
Взрослому необходимо увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребенка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и поведении.
Поведение, характерное для детей, которых называют агрессивными.
Ребенок кусается, щипается, дерётся, пинается, толкается, огрызается, обзывается, нападает, враждебен, все воспринимает «в штыки», делает другим больно, делает навред,...
Типы агрессивности у детей.
Возможные аспекты проявления агрессии:
Ø Направленность агрессии (на кого - живое и неживое.);
Ø Агрессия может быть скрытой (может исподтишка щипать,... грубость или ирония, тактичные, но обидные слова,...)и открытой (проявляется явно);
Ø Вербальная (речевая - обзывается, угрожает,...), невербальная (не речь, а укусы, пинает, бьет,...);
Ø Агрессия может иметь временные признаки (нужно отследить, как часто возникают состояния агрессии, агрессивные физические действия, агрессивные чувства и мысли).
Ø Социальная опасность агрессии определяется не только частотой, но и качеством. Например, ребенок тычет другому в глаза пальцем, сбрасывает кошку с 9 этажа. Это уже патохарактерологическое агрессивное формирование личности ребенка;
Ø Пространственно-ситуативные признаки агрессии (где и на какие изменения реагирует - новая игрушка, новый человек, определенная ситуация,...)
Ø Психические действия (т.е.ребенок в состоянии агрессии живет: действует, чувствует, думает, говорит, воображает, запоминает и т.д.) Длительные состояния агрессии могут искажать, накладывать специфические особенности на:
- течение мыслей - все время думает о плохом, во всем видит злой умысел;
-воображение - часто рисует и представляет в воображении драки, войны, пожары и т.п.;
-речь - все время говорит об убийстве, груб, обижает, заносчив и т.п.
Если у ребенка присутствуют такие и подобные моменты, вас, родителей, это должно насторожить.
Психологический портрет агрессивного ребенка.
Ребенок нападает на остальных детей, обзывает их и бьет, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения - т.е. он - «гроза» детей и источник огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, кокой он есть, а еще труднее понять. Он нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок чаще чувствует себя отверженным, никому не нужным. Безучастность родителей приводит к нарушению ДРО и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как лучше сделать - он не знает.
Агрессивный ребенок, используя любую возможность... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
- Возможные причины агрессивного поведения ребенка
Наследственно-характерологические
- Наследственность,
- Нездоровье ребенка;
- Следствие тревожности, страхов, страха нападения;
- Особенности темперамента и характера ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость), предрасположенность к заболеваниям, результат особого созревания нервной системы ребенка;
- Индивидуальные особенности (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
Связанные с переживаниями, внутренним миром ребенка
- Возрастной кризис;
- Неумение сопереживать, эмпатия;
- Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в семье, в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству;
Для детей статус определяется целым рядом факторов:
-внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
-обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
-организаторские способности;
-широта кругозора;
-позитивная оценка взрослого и т.д.
Социально-бытовые
- Конфликт между супругами;
- Подсознательное привлечение внимания родителей;
- Определенные ситуации, которые провоцируют на проявление агрессивности;
- Отношения в семье, у родственников;
- Тип воспитания (гипер- (чрезмерно опекают) или гипоопека /не опекают вообще, ребенок может быть предоставлен сам себе, родители обеспечивают лишь самое необходимое - кормят, одевают/);
- Повсеместная демонстрация сцен насилия (СМИ, игрушки с агрессивным выражением лиц, дешевые книги с картинками агрессивной направленности и пр.);
- Нестабильная социально-экономическая обстановка в семье и обществе;
- Социально-культурный статус семьи и т.д.
Важно:
o характер эмоциональных отношений в семье (д.б. эмоциональная отзывчивость, эмоциональная раскрепощенность, проявление эмоций должно поощряться, учиться управлять своими эмоциями; культура проявления эмоциональных реакций)
o одобряемые формы поведения (ребенок должен знать, какое его поведение будет одобрено родителями, а какое нет),
o широта границ дозволенного (четкое понимание ребенком, что можно делать, а что нельзя),
o типичные реакции в семье на те или иные поступки и действия (пример поведения родителей в различных ситуациях усваивается ребенком как единственно возможный. Например, как родители или значимые взрослые проявляют радость, гнев, как они сердятся, как договариваются между собой, как проявляют тревожность и т.д.)
Помните, что если у ребенка ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого.