Психолого-педагогическая характеристика ученика
Раздел 1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные.
1. Дата и место рождения ____________________________________
2. Домашний адрес __________________________________________
3. сведения о родителях ______________________________________
________________________________________________________ 1.2. Сведения о состоянии здоровья
1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);
2. Хронические заболевания (какие); _________________________________
3. Особенности функционирования нервной системы:
· быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
· быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;
· стабилен в проявлении настроения;
· преобладает возбуждение;
· возбуждение и торможение уравновешены;
· преобладает торможение.
1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
1.4. Внешкольные занятия (систематические)
1.Занятия общественно-полезным трудом (каким) ________________________________
2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);
3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);
4. Занятия спортом (каким); _
5. Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка
2.1. Направленность интересов:
1. на учебную деятельность.
2. на трудовую деятельность.
3. на художественно-эстетическую деятельность.
4. на достижения в спорте, туризме.
5. на отношения между людьми.
2.2. Отношение к порученному делу:
1.Общественная активность
· Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
· Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое
собственное время.
· Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
· Редко принимает участие в общественных делах.
· Отказывается участвовать в общественных делах.
Трудолюбие
· Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
· Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.
· Редко охотно берется за работу.
· Чаще всего старается уклониться от любой работы.
· Всегда уклоняется от выполнения любого дела
Ответственность
· Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.
· В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
· Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
· Очень редко выполняет порученное ему дело.
· Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
Инициативность
· Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
· Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
· Редко сам начинает новое дело.
· Почти никогда сам не начинает новое дело.
· Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
Организованность
· Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
· В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
· Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.
· Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени
· Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Любознательность
· Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
· В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки
и культуры.
· Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
· Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
· Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
7. Аккуратность
· Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
· Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.
· Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
· Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
· Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда
неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям
Коллективизм
· Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
· Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
· Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
· Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
· Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом
«Не лезь не в свое дело».
9. Честность, правдивость
· Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,
когда это ему «невыгодно».
· Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
· Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
· Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
· Склонен всегда говорить неправду.
10. Справедливость
· Активно борется с тем, что считает несправедливым.
· Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
· Редко выступает против того, что считает несправедливым.
· Не добивается справедливости.
· Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
11. Бескорыстие
· В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.
· Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
· Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.
· В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
· В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность
· Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
· Как правило, с удовольствием общается с людьми.
· Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
· Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
· Замкнут, необщителен.
13. Чувство товарищества
· Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
· Как правило, помогает товарищам.
· Помогает товарищам, когда его просят.
· Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.
· Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость
· Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
· Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.
· Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
· Почти не умеет сочувствовать другим.
· Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
15. Вежливость, тактичность
· Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
· Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
· Часто бывает невежлив и нетактичен.
· Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.
· Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе
16. Скромность
· Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
· Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.
· Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.
· Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
· Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
/ 7. Уверенность в себе
· Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
· Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае
действительной необходимости.
· Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
· Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам
может справиться.
· Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.
18. Самокритичность
· Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
· В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
· Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
· К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
· Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
19. Умение рассчитывать свои силы
· Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.
· Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.
· Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
· В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
· Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.
20. Стремление к успеху, первенству
· Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
· Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
· Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
· Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
· Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
21. Самоконтроль
· Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
· Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
· Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
· Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
· Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
Волевые качества личности
22. Смелость
· Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
· В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
· Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
· В большинстве случаев отступает перед силой.
· Всегда отступает перед силой, трусит.
23. Решительность
· Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
· В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
· Иногда колеблется перед ответственным решением.
· Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
· Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
24. Настойчивость
· Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,
не отступает перед трудностями.
· Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.
Противоположные случаи редки.
· Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны
или требуют кратковременных усилий.
· Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
· Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
25. Самообладание
· Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
· Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
· Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
· Часто не может подавить нежелательные эмоции.
· Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.