Исполняя роль ребёнка, постарайтесь ярко и понятно изобразить его эмоции и переживания по поводу сломанной машинки (чувства обиды, гнева, утраты).
Обсуждение
Задача обсуждения – сформировать у родителей представление о том, как важно обращать внимание на чувства и переживания ребёнка, что такое навык отражения чувств и как пользоваться этим навыком. Примерный план обсуждения может включать следующие тезисы и вопросы ведущего к слушателям:
Чаще всего в подобных ситуациях, мы реагируем на саму ситуацию и пытаемся найти способ её исправить, либо пытаемся успокоить ребёнка разными способами (предложить ему новую машинку, просить не плакать и расстраиваться, и пр.) Но намного эффективнее будет, если мы обратим внимание на чувства и эмоции, которые в настоящий момент испытывает ребёнок. Давайте подумаем, какие чувства сейчас испытывает Миша?
Пусть участники подумают и назовут основные переживания. Среди них обязательно должны прозвучать эмоции гнева (злости), обиды, переживания по поводу утраты машинки.
В ситуациях, когда ребёнок испытывает сильные чувства, наиболее эффективной реакцией взрослого будет отразить его переживания. Это можно сделать, просто назвав ребёнку его чувства. Это необходимо делать в утвердительной и безоценочной форме, продемонстрировав Ваше понимание и сочувствие; можно также связать чувства с событием. Например: «Ты огорчен и тебе жалко машинку», «Ты разозлился на то, что Вася сломал твою машинку», «Ты расстроен», «Тебе обидно», «Ты сердишься на Васю», «Вася сломал твою машинку, и ты очень расстроился». Также, Вы можете присоединиться к чувствам ребёнка и показать, что Вы ему сочувствуете, например: «Да, я тебя понимаю, мне тоже жалко машинку». Продемонстрировать своё сочувствие ребёнку Вы можете и невербальными способами: обняв ребёнка, взяв его за руку и др.
Это может показаться очень простым, но именно такие реакции являются наиболее эффективными. Ведь, используя навык отражения чувств и присоединения к ним, Вы:
• показываете ребёнку, что Вам небезразличны его переживания;
• помогаете ребёнку понять его чувства;
• помогаете ребёнку пережить ситуацию, снизить остроту переживаний.
Этот простой навык можно использовать в самых разных ситуациях: когда ребёнок расстроен, огорчён, рассержен, обижен, испуган, разочарован, испытывает отчаяние, тревогу, раздражение, стыд, вину и т.д. Навык будет полезен и в ситуациях, когда ребёнок испытывает положительные эмоции: радость, гордость, интерес, удивление, счастье и т.д. Кроме того, этот же навык поможет и при общении со взрослыми.
Если среди реакций участников тренинга были «правильные» ответы, обязательно отметьте их и похвалите слушателей. Вы можете поделиться своими ответными реакциями на их фразы. Также, в ходе обсуждения также можно разобрать наиболее типичные ошибки родителей (в том числе из прозвучавших вариантов ответов), например:
• «Успокойся», «Подумаешь, ерунда какая!» – такие фразы демонстрируют ребёнку, что Вам безразличны его чувства;
• «Не плачь, ты же мужчина», «Нельзя так расстраиваться из-за какой-то машинки» – подобные реакции несут в себе запрет на проявление чувств;
• «Я куплю тебе новую машинку», «Пойдём, разберемся с Васькой» – такие ответы являются реакцией на ситуацию, а не чувства ребёнка.
• «Сам виноват, нечего было с такой дорогой машинкой во дворе играть», «А зачем ты вообще Ваське машинку давал?» – за этими ответами кроется обвинение ребёнка и нежелание ему помочь.
6. Подведение итогов и обратная связь
Проводится по аналогии с предыдущим занятием.
Приложение 5
Занятие 3. Умственное и эмоциональное развитие приёмного ребёнка.
Цели занятия:
• предоставить информацию о возможных проблемах в психическом развитии приёмных детей и истоках этих проблем;
• сформировать представления о способах преодоления отклонений в интеллектуальной и эмоциональной сферах детей;
• обозначить роль семьи и устойчивых позитивных отношений с ближайшим окружением для нормального развития ребёнка и преодоления отклонений в психическом развитии.
План занятия
1. Приветствие и разминка «Умный – это значит…»
2. Мини-лекция «Проблемы интеллектуального развития детей, оставшихся без попечения родителей»
3. Упражнение «Как помочь ребёнку?»
4. Разминка
5. Мозговой штурм «В чём может проявляться эмоциональное неблагополучие у детей?»
6. Мини-лекция «Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи. Основные причины их эмоционального неблагополучия»
7. Обсуждение памятки замещающего родителя «Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами»
8. Подведение итогов и обратная связь