Положение
О проектной, научно-исследовательской деятельности и практиках
Студентов НИУ ВШЭ
Москва
Оглавление
Используемые определения и сокращения. 3
1. Введение. Общие положения. 3
2. Организация научно-исследовательской деятельности. 5
2.1. Общие положения. 5
2.2. Организационные формы.. 6
2.3. Основные участники и их задачи. 7
2.4. Оценивание результатов научно-исследовательской деятельности. 9
2.5. Зачет результатов, полученных студентом при выполнении других видов деятельности 9
3. Организация проектной деятельности. 9
3.1. Общие положения. 9
3.2. Организационные формы.. 11
3.3. Выбор и предложение проектов. 12
3.4. Основные участники и их задачи. 15
3.5. Оценивание результатов проектной деятельности. 19
3.6. Обязательная документация при организации проектной деятельности. 21
4. Организация и проведение практик. 21
4.1. Общие положения. 21
4.2. Основные виды, типы и формы проведения практик. 22
4.3. Основные участники и их задачи. 23
4.4. Оценка результатов практики. 24
4.5. Обязательная документация при организации практики. 25
Используемые определения и сокращения
НИУ ВШЭ, Университет – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
ОС НИУ ВШЭ – образовательные стандарты высшего образования, самостоятельно установленные НИУ ВШЭ;
ФГОС ВО – федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования
ОП – образовательная программа высшего образования
ППС – профессорско-преподавательский состав
НР – научные работники
НПР – научно-педагогические работники
НУЛ – научно-учебная лаборатория
ПУГ – проектно-учебная группа
ПУЛ – проектно-учебная лаборатория
Факультет – структурное подразделение Университета, реализующее образовательные программы высшего образования.
ИУП – индивидуальный учебный план студента
НИС – научно-исследовательский семинар
Введение. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения научно-исследовательской, проектной деятельности и практик студентов ОП, реализуемых в НИУ ВШЭ на основании ОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВО – программ бакалавриата, магистратуры, специалитета.
1.2. Научно-исследовательская, проектная деятельность студентов и практики являются неотъемлемой частью ОП в НИУ ВШЭ; их организация направлена на создание условий, при которых студенты смогут применять на практике полученные ими теоретические знания, развивать универсальные и профессиональные компетенции, предусмотренные ОП, в ситуациях практической деятельности.
1.3. Научно-исследовательская, проектная деятельность обучающихся и практики могут быть организованы в смежных формах (например, практико-ориентированный проект, исследовательский проект, прохождение практики в виде участия в работе проектной группы или научной лаборатории и т.д.). Отнесение конкретной формы деятельности обучающихся к научно-исследовательской, проектной деятельности или к практике осуществляется на основании приоритетных целей и задач, которые достигаются студентами, и совокупности определенных формальных требований и условий:
1.3.1. научно-исследовательская деятельность студентов организуется в целях развития исследовательских компетенций, закрепленных в ОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВО и концепции ОП. Основная цель, которую достигает студент в ходе научно-исследовательской деятельности, - приобретение/получение нового знания о явлениях, объектах и процессах; основной способ – выдвижение и проверка научных и исследовательских гипотез; основные методы, используемые студентами, – методы научного познания. Научно-исследовательская деятельность студентов имеет атрибутику научной работы, основные формы представления ее результатов - курсовая работа, статья, доклад, диссертация и др. жанры научных произведений. Степень самостоятельности студента в выполнении научно-исследовательской работы и ее доля в ОП возрастают по мере освоения ОП и при переходе на другой уровень высшего образования;
1.3.2. проектная деятельность студентов организуется в целях развития профессиональных и проектных компетенций, закрепленных в ОС НИУ ВШЭ/ФГОС ВО и концепции ОП. Проект – это специально организованная, мотивированная самостоятельная деятельность студентов, имеющая основной целью решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленное в виде конечного продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Основной образовательный результат, который получает студент в ходе проектной деятельности, – это приобретение, закрепление или развитие практически значимых знаний и умений (компетенций), необходимых в выбранной профессиональной деятельности, и опыт самоорганизации. Проект имеет четко поставленные задачи, критерии достижения результата и ограниченные сроки выполнения; основные способы деятельности – разработка, отбор и реализация проектных решений; основные методы – методы управления проектами. Основные требования к результату проектной деятельности (продукту): соответствие заданным параметрам, отторжимость от создателя (создателей), практическая значимость/применимость. Степень практической значимости проектной деятельности и самостоятельности студентов в реализации проектов возрастает вместе с уровнем образования;
1.3.3. практика – обязательная часть ОП, основными целями которой является организация условий для получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студентов, погружения их в среду профессиональной деятельности и развитие профессиональных непроектных компетенций. Основной образовательный результат, получаемый студентами в ходе практик, - непосредственное знакомство с профессиональной средой и развитие практических умений и навыков выбранной профессиональной деятельности. Обстановка, основные способы и методы деятельности студентов на практике должны быть максимально приближены к способам и методам выбранной профессиональной деятельности. Важным элементом практики является взаимодействие студентов с руководителями практик – состоявшимися профессионалами, которое может иметь черты наставничества со стороны последних. Результаты практик оформляются в виде отчетов, отражающих степень сформированности у них профессиональных компетенций, планы по построению карьеры или траектории профессионального развития, и т.п.
Организация научно-исследовательской деятельности
Общие положения
2.1.1. Исследовательская (научно-исследовательская) деятельность студентов – особый тип учебной деятельности, направленный на развитие исследовательских и аналитических компетенций студентов, критического и теоретического мышления, навыков работы с информацией, академического письма.
2.1.2. Студенты НИУ ВШЭ участвуют в научно-исследовательской деятельности, начиная с первого курса обучения. Научно-исследовательская деятельность студентов может быть специально организованной в рамках ОП в учебных целях и/или предполагать их участие в научно-исследовательской деятельности структурных подразделений НИУ ВШЭ.
2.1.3. Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает получение научно значимых результатов, оформленных в академически признанных жанрах, таких как статьи, научные работы (в т.ч. в виде курсовых работ, выпускных квалификационных работ), аналитические обзоры, отчеты о научно-исследовательской работе и т.п.
Организационные формы
2.2.1. Основными формами организации исследовательской (научно-исследовательской) деятельности студентов в НИУ ВШЭ является участие в работе исследовательских (научно-исследовательских, проектно-исследовательских) семинаров, написание курсовых работ и выпускных квалификационных работ, а также участие в научных мероприятиях (семинарах, конференциях, конкурсах и т.д.). Обязательность отдельных организационных форм исследовательской (научно-исследовательской) деятельности для студента определяется концепцией и учебным планом его ОП.
2.2.2. Особой формой организации научно-исследовательской деятельности является участие студентов в работе научно-учебных лабораторий, иных научных подразделений Университета; основной особенностью такой формы является вовлечение студентов в научную деятельность через возможность применения полученных в Университете знаний и компетенций в работе над реализацией научных проектов.
2.2.3. Поддерживающей и обучающей формой для научно-исследовательской работы студентов является НИС.
С точки зрения содержания НИС могут быть организованы по следующим основаниям:
- тематические (такой НИС посвящен отдельным актуальным темам исследований в определенной области, объединяет студентов и НПР, работающих в этой тематике);
- методические (такой НИС посвящен общим методам научно-исследовательской работы – например, качественным и количественным методам исследования, методам и инструментам работы с информацией, методам оформления полученных результатов и т.п.);
- структурные (такой НИС строится согласно логике этапов научно-исследовательской работы: разработка темы/проблемы, обзор литературы, построение и проверка гипотез и т.п.; студенты получают навыки применения различных инструментов и методик для каждого из этапов);
- проектные (такой НИС сопровождает реализацию конкретного научно-исследовательского проекта, объединяет студентов и НПР – участников этого проекта);
- смешанные (объединяют все или часть вышеназванных оснований).
С организационной точки зрения НИС может быть построен «горизонтально» (включает студентов одного курса, уровня образования), «вертикально» (включает студентов одного направления подготовки, но разных курсов и /или разных уровней образования), междисциплинарно (включает студентов разных направлений подготовки, обычно подразумевает работу над научной проблемой на стыке областей знания).