УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО дисциплине
Средства визуального программирования приложений
(наименование дисциплины)
специальности переподготовки 1-40 01 73 «Программное обеспечение ____
(код и наименование специальности и квалификации переподготовки)
информационных систем» (заочная форма обучения)
в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным
02.08.2010 №25-13/166 |
(дата утверждения, регистрационный номер)
и учебным планом переподготовки УО «ВГТУ»
12/з-2016
Витебск, 2016
Учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом РБ: - ОСРБ 1-40 01 73-2016 «Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование. Специальность 1-40 01 73 «Программное обеспечение информационных систем»
Разработчик(и) программы:
Н.С.Статковский, ст.преподаватель кафедры «Математика и информацион-ные технологии» __________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
Рекомендована к утверждению:
Заведующий кафедрой:
___________ »Математика и информационные технологии» ___________
( Наименование кафедры, рекомендовавшую учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению)
Протокол заседания от 31.08.2016г., №1
А.А.Джежора,зав.кафедрой «Математика и информационные технологии» д.т.н., доцент
(Ф.И.О., должность, звание, подпись)
Рекомендована к утверждению:
На заседании совета факультета повышения квалификации и переподготовки кадров.
Протокол заседания от «__ 27 __ » __ 09 _________ 20_ 16 ___г. № _ 1 ___
Председатель совета ФПКиПК И. Ю. Семенчукова
ВВЕДЕНИЕ
Цель преподавания дисциплины получение теоретических знаний о средствах визуального программирования приложений.Выработка практических умений и навыков по использованию данных средств для создания приложений и их внедрения.
Задачи преподавания дисциплины:
· Рассмотреть базовые средства визуального проектирования приложений: их возможности и границы применения.
· Рассмотреть технологии визуального проектирования приложений.
· Выработать умения и навыки практического применения теоретических знаний при практической разработке приложений.
В соответствии с данными задачами слушатели, изучающие дисциплину «Средства визуального программирования приложений», должны знать:
· Базовые понятия визуального проектирования приложений.
· Технологии визуального проектирования приложений.
· Средства визуального проектирования приложений их возможности и особенности.
· Структуру библиотек и классов компонентов.
· Пользовательские элементы управления средств визуального проектирования.
· Модели формыпредставления данных и средства доступа к ним.
уметь:
· Проектировать модель приложения.
· Использовать визуальные средства проектирования для проектирования приложения.
· Осуществлять выбор инструментальных средств для реализации разработки программного продукта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование разделов и темы дисциплины | Распределение учебных часов по видам занятий | форма контроля знаний | |||||||||
Всего | Аудиторные занятия | самостоятельная работа | ||||||||||
лекции | практические занятия | семинарские занятия | круглые столы, тематические дискуссии | лабораторные занятия | деловые игры | тренинги | конференции | |||||
1. | Введение | опрос | ||||||||||
2. | Технологии визуального программирования | опрос | ||||||||||
3. | Библиотекидлясозданияприложений | отчёт о выполнении задания | ||||||||||
4. | Элементы управления и их позиционирование | отчёт о выполнении задания | ||||||||||
5. | Элементы управления и привязка данных | отчёт о выполнении задания | ||||||||||
6. | Доступ к источникам данных. | отчёт о выполнении задания | ||||||||||
7. | Разработка приложения в визуальной среде | Сдача готового приложения | ||||||||||
Итоговая форма контроля знаний слушателя: курсовой проект |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы |
1. | Введение | Базовые понятия визуального проектирования приложений. Классификация и обзор средств визуального проектирования их возможностей. |
2. | Технологии визуального программирования | Обзор и характеристика технологий визуального программирования и возможностей их применения для проектирования приложений в визуальной среде. |
3. | Библиотеки для создания приложений | Общие сведения о библиотеках, основные принципы создания графического интерфейса, обзор существующих библиотек для создания приложений с графическим интерфейсом. |
4. | Элементы управления и их позиционирование | Базовый класс библиотеки, методы, свойства и события базового класса; классы описания кнопок, переключателей и элементов обработки текста, обработка ошибок ввода; элементы управления отображением списков и деревьев; модальные и немодальные диалоговые окна, способы обмена данными с диалоговым окном; способы динамического позиционирования элементов на форме. |
5. | Элементы управления и привязка данных | Работа с изображениями, средства рисования, добавление открытых свойств и событий в элементы управления, управление привязкой данных при помощи стандартных классов, табличное представление данных. |
6. | Доступ к источникам данных. | Доступ к файлам и базам данных, автономные модели данных. |
7. | Разработка приложения в визуальной среде | Требования и основные принципы разработки приложения. Этапы разработки приложения практическая работа по индивидуальным заданиям. |
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ темы | Наименование темы | Содержание темы |
2. | Технологии визуального программирования | Приобретение и закрепление практических навыков использования технологий визуального программирования при разработке приложений. |
3. | Библиотеки для создания приложений | Разработка приложений с графическим интерфейсом с использованием библиотек. |
4. | Элементы управления и их позиционирование | Использование различных элементов управления: кнопок, переключателей и элементов обработки текста, обработки ошибок ввода; отображением списков и деревьев. Разработка SDI и MDI приложений. |
5. | Элементы управления и привязка данных | Разработка элементов приложений с изображениями, используя средства рисования, добавление открытых свойств и событий в элементы управления, управление привязкой данных при помощи стандартных классов, табличное представление данных. |
6. | Доступ к источникам данных. | Проектирование и реализация в визуальной среде автономной модели данных, с использованиемфайлов и баз данных. |
7. | Разработка приложения в визуальной среде | Практическая разработка приложения в визуальной среде по индивидуальным заданиям. |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ(РАБОТ)
1. Создание приложения прикладного назначения в визуальной среде программирования.
2. Проектирование и реализация GUI приложения с созданием новых компонент.
3. Разработка и реализация приложения c SDI интерфейсом.
4. Проектирование и реализация приложения c MDI интерфейсом.
5. Разработка и создание клиент-серверного приложения в визуальной среде программирования.
6. Применение OLE-технологии при создании приложения в визуальной среде программирования.
7. Разработка и реализация приложения в графической визуальной среде программирования.
8. Проектирование и реализация клиент-серверного приложения использующего общий ресурс данных.
9. Использование технологии Drag’n drop при создании приложения в визуальной среде программирования.
10. Проектирование и реализация GUI приложения реализующего обмен данными через буфер обмена.
материалы для текущей аттестации
Текущая аттестация проводится по отчетам о выполнении заданий выполняемых слушателями на лабораторных работах и индивидуальных проектов. Лабораторный практикум размещён на локальном сайте кафедры информатики.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ Темы | Перечень вопросов, выносимых на самостоятельную работу | Рекомендуемая литература | Кол.часов |
Изучение возможностей средств визуального проектирования | [1]- [5] | ||
Связь и возможности интеграции технологий компонентного программирования и технологий визуального программирования для проектирования приложений в визуальной среде. | [7], [8] | ||
Изучение общей части и различий библиотек для создания приложений с графическим интерфейсом в различных программных средах. | [1], [5], [6] | ||
Практическое использование элементов управления и способы их динамического позиционирования на форме при проектировании приложений в визуальной среде. | [2]- [5], [8] | ||
Возможности и особенности управления и привязки данных при помощи стандартных классов, табличное представление данных. | [1], [2], [3], [5] | ||
Особенности и категории доступа к источникам данных. Стандартные компоненты для реализации обмена данными между приложениями. | [2], [3], [5] | ||
Практикум по разработка приложения в визуальной среде согласно индивидуальным заданиям. | [1]- [8] | ||
ИТОГО: |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п | Название учебников и учебных пособий, год издания | Авторы | Количество экземпляров в библиотеке |
Основная литература | |||
Учебно-методический комплекс "Программирование" БГУ, 2009 14,7 Мб.включает в себя 2743 статьи, более 800 рисунков и 1000 слайдов презентаций, связанных 17960 гиперссылками | Ю.И.Воротницкий, С.И.Кашкевич, В.В.Конах, П.А. Мандрик, Е.В.Пазюра, А.П.Побегайло, В.Ю. Сакович, Н.В.Серикова | Эл. учебник | |
Компоненты С++ Builder. Справочное и методическое пособие. - М.: Бином-Пресс, 2008. - 960 с. | Архангельский А.Я. | Эл. вариант | |
С++ Builder. Справочное пособие. Книга 2. Классы и компоненты. - М.: Бином-Пресс, 2002. - 528 с. | Архангельский А.Я. | Эл. вариант | |
Программирование в С++ Builder. -М.: Бином-Пресс, 2010. - 896 с. | Архангельский А.Я. | Эл. вариант | |
Программирование в C++ BUILDER: учебное пособие для студ. механико-матем. фак. / . Мн.: БГУ, 2007. –126 с. | В. С. Романчик, А.Е.Люлькин | Эл. вариант | |
Библиотеки классов С++ и модель визуальных компонентов. | К.Рейсдорф | Эл. вариант | |
Дополнительная литература | |||
Технологии программирования. Компонентный подход. - М: ИНТУИТ-Бином, 2007. - 463 с. | Кулямин В.В. | Эл. вариант | |
Программирование в С++ Builder 6 и 2006. - М.: Бином-Пресс, 2007. -1184 с. | Архангельский А.Я., Тагин М.А. | Эл. вариант |