Обобщающий урок по теме: «Северная Америка». Класс: 8
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока:
-закрепление и обобщение материала по теме «Северная Америка».
Задачи:
-повторить изученный материал по теме «Северная Америка»;
-систематизировать навыки работы по географической карте.
Оборудование: карта полушарий, физическая, политическая карты Северной Америки, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, дидактический материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами заканчиваем изучение еще одного материка нашей планеты. (слайд 1).
II. Сообщение темы и целей урока.
-Мы много путешествовали по Северной Америке: изучали теорию, работали с картой, смотрели фильмы. Сегодня мы отправимся в заключительное путешествие на самый удивительный континент под названием «Северная Америка».
-Цель нашего путешествия: закрепление и обобщение материала по теме «Северная Америка». Написать на доске
-Ребята, скажите, какими качествами характера должен обладать путешественник?)
-внимательным – правильно, это пригодится для изучения материала;
-аккуратным – для аккуратного оформления информации;
-спокойным – для умения сосредоточиться;
- умным и т. д.
-Всю вашу работу будут просматривать и анализировать «Научно-исследовательский центр» в лице наших гостей – учителей. В Конце урока они помогут нам подвести итоги.
- Мы с вами заранее разделились на команды и вы придумали себе названия и выбрали капитанов. Итак давайте представимся.
-Каждая команда будет выполнять задания передвигаясь по станциям и зарабатывать баллы. В конце урока мы посчитаем у кого их больше и оценим работу каждого из вас. Ну что готовы?
-Итак, отправляемся…(мультик)
-Мы на материке.
III. Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильного усвоенного.
- Первая станция, которая нас всегда встречает при изучении материка это ----
Станция «Знатоки истории». (слайд 3).
Америка! Страна обетованная!
Такая незнакомая, желанная.
Сулила обретение свободы,
К себе манила разные народы.
Испанцам ты обязана открытием,
Колумб на каравеллах по наитию,
Считая Индией, доплыл до берега.
Но он не знал ещё, что ты – Америка.
-Вам нужно вспомнить ученых и путешественников, исследовавших Северную Америку с их заслугами и открытиями.
-Каждой команде нужно будет ответить на два вопроса, в случае если команда не знает правильный ответ, слово будет предоставляться следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает по баллу.
- Слово предоставляется Команде Магеланы.
- Внимание, на экран! (слайд 4).
-Ребята, кто из мореплавателей впервые вступил на земли Северной Америки? (испанский мореплаватель - Христофор Колумб).
-Расскажите, как был открыт новый материк. Какова была цель экспедиции Колумба? (искал путь в Индию и Китай).
- Слово предоставляется Команде Колумбы.
- Кто следующим из путешественников отправился вслед за Христофором Колумбом? (Америго Веспуччи).
- Кто из русских исследователей основал первые русские поселения в Северной Америке? (Григорий Шелехов)
- Слово предоставляется Команде Викинги.
- Что было освоено под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова? (часть побережья и Алеутские острова)
- Какая часть материка получила название «Русская Америка»? (северо-западная)
-Молодцы, хорошо знаете историю открытия Америки.
Станция «Географическое положение материка». (слайд 5).
-Ребята, давайте попробуем вспомнить географическое положение материка. Для этого вам нужно собрать разрезанные части материка в одно целое. Та команда, которая справится с эти заданием быстрее зарабатывает 2 балла
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А теперь, поработаем с картой. Представитель из каждой команды должен будет подойти к карте и показать правильный ответ.
- Итак начинаем (слайд 6).
Первая команда Магеланы
-В каком полушарии расположен материк Северная Америка? (в западном).
-Скажите, чем соединён материк Северная Америка с Южной Америкой? (Панамский перешейк, через который был прорыт канал).
Вторая команда Колумбы
-По величине материк на нашей планете занимает ….? (3 место).
-Какими водами омываются берега континента? (Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым океанами).
Третья команда Викинги
-Назовите самый крупный остров Северной Америки? Полуостров? (Гренландия, Лабрадор).
-Чем отличается остров от полуострова?
Станция «Внутренние воды» (Слайд).
- На этой станции каждая команда заранее подготовила краткие сообщения о интересном водном объекте находящимся на материке. Если презентация+ сообщение 2балла
- Слово предоставляется Команде Магеланы
- Слово предоставляется Команде 2 Колумбы
- Слово предоставляется Команде 3 Викинги
Физкультминутка (слайд). музыка
-Ребята, а теперь давайте отдохнём. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно представьте себе Ниагарский водопад. Вокруг никого, только вы и шум водопада. Вам слышны звуки воды, которая стекает очень быстро вниз. Откройте глаза, впереди растительный и животный мир Северной Америки.
Станция «Растительный и животный мир Северной Америки» (Слайд 16).
- Ребята, давайте мы с вами вначале вспомним животных, которые обитают на материке.
- У вас на столах лежат карточки с названиями животных, вы должны выбрать нужное животное по описанию и поднять карточку с названием животного вверх.
- Итак Команда Магеланы
1. Природа наделила этих зверей оружием столь же необычным, как и эффективным. Основное вещество в химическом оружии – этилмеркаптан (самый отвратительный запах на свете). (Скунс) слайд
2. Это животное видело мамонтов и последнее оледенение. Благодаря густой и длинной шерсти оно сохранилось до наших дней. (Овцебык) слайд
- Итак Команда Колумбы
1. Это животное гуляет по просторам прерий, еще его зовут степным волком. (Койот) слайд
2. Первые американские дороги легли в основном вдоль троп, проложенных этими животными. Железные дороги принесли им смерть. Инициатива спасения этих животных принадлежит индейцам. (Бизоны) слайд
- Итак Команда Викинги
1. Это животное имеет странную повадку «мыть, полоскать» в воде свою пищу и разные несъедобные предметы. Некоторые даже моют своих новорожденных детенышей. (Енот) слайд
2. Это животное вызвало большой интерес и удивление у испанских монархов. Еще он большой притворщик. Может притвориться мертвым, а когда опасность минует, то он быстро убегает с места. (Опоссум) слайд
- Нам осталось вспомнить растительный мир Северной Америки. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете мне да или нет.
- 1. В Северной Америке годами не бывает дождя, а если и случается, то капли высыхают, не достигнув земли. Что пагубно сказывается на растениях материка. (нет)
- 2. Только в Северной Америке растут секвойи. (да).
- 3. В зоне тайги Северной Америки встречаются такие же деревья, как в Восточной Сибири России: ели, пихты, лиственницы. (да).
Вывод: богата и разнообразна природа Северной Америки.
IV. Приведение в систему воспроизведённых и скоррегированных знаний и умений, их обобщение (выполнение практических работ).
-Ребята, мы много путешествовали сегодня по Северной Америке, а так как вы сегодня являетесь путешественниками, вам необходимо описать тот материк, на котором вы побывали и закрепили знания.
- Каждому из вас я раздаю карточки. Ваша задача, заполнить пропуски в тексте. У вас на это 3-4 минуты.
-Проверка работ (слайд). (правильное описание материка на экране (слайд).
- Кто сделал 5 ошибок в тексте поднимаем руки…..
- Молодцы вы все справились