Роблематика романа Селинджера «Над пропастью во ржи»




17.02.2011

Движение битничества широко затронуло молодое поколение Америки 1950 гг. это поколение вступило в жизнь вскоре по окончании «холодной войны». Битничество ярко окрашено бунтарством против конформизма, вульгарной меркантильности общества потребления. Идеалом поколения становится естественность и бескорыстие, раскрепощение творческих сил. Многие идеи «побитого поколения» близки философии и этике дзен-буддизма.

Стилистически литература битничества – это бескомпромиссная исповедальность, протест против рациональной упорядоченности. Среди художественных ориентиров – идеи независимой личности в творчестве Г. Торо, проповедь всечеловеческого братства в лирике У. Уитмена, непринятие условностей и общественных табу в романах Г. Миллера, «простая, честная проза» О. Хемингуэя. Один из выдающихся писателей современной Америки – Дж. Д. Сэлинджер, известность к которому пришла с выходом в свет романа «Над пропастью во ржи» (1951). Роман представляет собой исповедь подростка Холлена Колфилда, отвергающего конформистское единомыслие, потребительский образ жизни. Это один из первых героев, обвинивших Америку в лицемерии, самодовольстве, безнравственности.

Герой исключен из очередной школы за академическую неуспеваемость, поскольку не в силах принять законы школы, в которой учится и мира, в котором живет. Холден, искренний, ненавидящий лицемерие и фальшь человек, сбегает в Нью-Йорк, слоняется по городу, строит невероятные планы на будущее. Очень остро герой ощущает разлад действительного и желаемого в школе, в семейных отношениях, в обществе – во всем том, что именуется «миром взрослых».

Главное обвинение, которое бросает Холден этому миру, – это обвинение в притворстве, сознательном лицемерии, показухе. Сам монолог героя представляет собой смесь отчаяния, ненадуманного трагизма и отчаянного шутовства, подростковой бравады, напускного цинизма. Автор знакомит читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с миром кажется герою невыносимым. Речь героя сбивчива, насыщена сленговым языком подростка, незлобными ругательствами, словами-паразитами, что сообщает тексту достоверность. Герой Сэлинджера не становится борцом с системой, его отрицание звучит убедительнее, чем утверждение, герой всего лишь ищет убежище, где можно скрыться от тотального лицемерия. Холден сам зачастую даст основания для сложных отношений: он обидчив, нелюбезен, зачастую просто груб, придерживается насмешливого, покровительственного тона в общении со сверстниками, наблюдательность его неприятна, как сквозь увеличительное стекло о и подмечает и засаленный халат учителя, и гнилые зубы Эккли, и грязную бритву Стредлсйтера.

Но и окружение его наполнено «липой»: врут в привилегированной школе, заявляя, что воспитывают в ней «смелых и благородных», на самом деле – самовлюбленных и циничных. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что «жизнь – равная для всех игра». Для героя же спортивные игры, которыми так увлечено общество становятся символом разделения общества на «сильных» и «слабых». Больше всего на свете герой боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи и показухе, сорваться в «пропасть». В соответствии с психологией подросткового периода героя очень волнуют вопросы пола. Ему отвратительны те легкие связи, которыми хвастают его сверстники, он бессознательно тянется к другому, мечтает об одной единственной девушке, сам стесняясь своего целомудрия.

История героя романа «Над пропастью во ржи» – своеобразная исповедь человека, который не может и не хочет изменить мир, а способен лишь с предельной искренностью рассказать о его проблемах, герой стучит во все двери, ищет ответа у шоферов такси, случайных попутчиков, у товарищей по школе, у соседей по столику в ресторане, звонит по телефону. Живя в большом городе, в людской сутолоке, он чувствует себя бесконечно одиноким, только привязанность к маленькой сестре Фиби и мечта оградить от пошлости и разврата, от падения «в пропасть» других детей удерживают его в цивилизованном мире и спасают от отчаяния.

События нескольких дней становятся для героя своеобразной инициацией, он усваивает важные уроки, встречаясь и с миром насилия, преступности, и с хорошими и обаятельными людьми. Суждения Холдена становятся не такими безапелляционными, не такими однолинейными, настроение тотального отрицания заменяется пониманием, что холод отношений можно растопить теплом любви, его бунт приобретает логическое завершение, герой убеждается, что «бежать всегда легче, чем остаться».

· Поднято много философско-нравственных проблем: проблема любви, чести, долга, жизненных ценностей. Также затронута проблема различных слоев населения и их взаимосвязей.

· В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. Проблемы цели и смысла жизни — ключе­вые, центральные в романе, ведь в пере­ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос­стания, в сознании людей происходит кар­динальная переоценка ценностей. В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро­мане течет так, что мы видим героев в ди­намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере­живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми­ре, назначение своего существования.Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто­му проявление сути человека в выборе воз­любленного, в характере чувства — важ­нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ­ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой­ственному «ветреной младости»), и к ис­тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.Любовь для автора и для его героини Та­тьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необхо­димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос­ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти неж­ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.Общество неоднородно. От самого чело­века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч­ших представителей света.Образ «милых друзей», окружающих че­ловека в «мертвящем» «омуте света», появ­ляется в романе не случайно. Как карикату­рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор ав­тора. Дружба без глубокой духовной общ­ности — лишь временный пустой союз. Не­возможна полноценная жизнь без бескоры­стной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современ­ного общества.Сам автор обретает смысл жизни в ис­полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления­ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па­шет и не сеет. У него нет потребности в ра­боте. И образование Онегина, и его по­пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это герои­ня совести. Появившись на страницах ро­мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, не­веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать­яны смерть Ленского — трагедия. Она про­клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст­во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та­тьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен­ность жизни проверяется смертью. Траги­ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле­ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст­венного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.
Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре­альнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе­го истинного смысла жизни, сама челове­ческая жизнь — ничто.озн

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: