Полученные данные изучения содержательных характеристик идентичности личности студентов 3 курса позволяют сделать следующее заключение.
Количество характеристик у 65% респондентов превышает средний уровень ответов, что указывает на достаточно высокий уровень рефлексии, т.е. человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.
Таблица 2. Категории идентичности.
Категории | Количество респондентов | Количество встречаемости (% от общего кол-ва высказываний) | ||
Наличие половой идентичности | 98,3% | 44,2% | ||
Временной аспект идентичности | Прошлое | 10,5% | 4,2% | |
Настоящее | 100% | 85,3% | ||
Будущее | 91,2% | 15,3% | ||
Индивидуальная характеристика | 96,5% | 41,3% | ||
Сферы жизни | Сфера семья | 91,2% | 14,6% | |
Сфера работа | 87,7% | 8,7% | ||
Сфера учёба | 90% | 8,8% | ||
Сфера досуг | 57,8% | 14% | ||
Сфера интимно-личностных отношений | 61,4% | 7,4% | ||
Сфера отдых | 10,5% | 7,4% | ||
Деятельная идентичность | 91,2% | 16,5% | ||
Психолингвистический аспект идентичности | Существительные | 100% | 71% | |
Прилагательные | 100% | 52,4% | ||
Глаголы | 54,3% | 24,5% | ||
Валентность идентичности | Негативная | 65% | 15% | |
Нейтральная | 82,4% | 38,3% | ||
Позитивная | 96,5% | 47,4% | ||
Завышенная | 7% | 5% | ||
Идентификационные характеристики | «Социальное Я» | 94,7% | 20% | |
«Коммуникативное Я» | 80,7% | 11,4% | ||
«Материальное Я» | 26,3% | 6% | ||
«Физическое Я» | 26,3% | 8% | ||
«Деятельное Я» | 87,7% | 16% | ||
«Перспективное Я» | 89,4% | 12% | ||
«Рефлексивное Я» | 87,7% | 33,7% | ||
98,3% респондентов прямо или косвенно обозначили свой пол, что говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола. Это позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми. 1,7% респондентов не обозначили свою половую идентичность, т.е. отсутствует обозначение своего пола, это может быть связано с недостатком рефлексии, либо с наличием кризиса идентичности в целом.
Временной аспект идентичности. Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.
Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни. Здесь можно отметить, что 91,2% респондентов устремлены в будущее, т.е. у них присутствует наличие целей, планов на будущее, это отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции. Основные характеристики перспективного «Я», которые отмечают студенты третьего курса: «будущий врач», «ответственный работник», «хирург», «стоматолог», «судмедэксперт», «будущая заботливая жена», «будущая мама (отец)», «целеустремленная личность», «отличный компаньон», «отличный врач в будущем», «верю в светлое будущее», «хочу научиться кататься на сноуборде» и пр.
У 100% респондентов преобладают в самоописании характеристики настоящего времени, что говорит об активности и сознательности действий человека («студент», «девушка», «мечтатель», «люблю спорт», «я очень веселая», «люблю людей», «гордая» и пр.). На прошлое указывают в своих характеристиках 10,5% студентов («бывшая спортсменка» (2)).
96,5% респондентов при указании социальной роли выделяют и характеристики-определения, с которыми себя соотносят, идентифицируют, то есть описывают значимые для них социальные статусы и те черты, которые, по их мнению, связываются с ним. Выделяют следующие индивидуальные характеристики: «любящая дочь», «ответственный человек», «сильная», «веселый человек», «трудящаяся студентка», «надежная подруга», «коммуникабельная», «послушный сын», «задумчивый», «честный человек» и пр.
Выделим актуальные сферы жизни у студентов третьего курса. Для 91,2% респондентов наиболее значимой являются семейные отношения, здесь чаще всего они отмечают такие социальные роли, как «хорошая дочь», «старшая сестра», «будущая мать», «тетя», «внучка»и пр. 87,7% респондентов в идентификационных характеристиках отмечают деловые взаимоотношения и профессиональные роли («отличный врач», «будущий специалист», «стоматолог», «ответственный работник»). Сфера учеба выделена у 90% студентов («студент», «третьекурсник», «ответственный студент», «люблю учиться»). Сфера досуга (структурирование времени, ресурсы, интересы) представлена у 57,8% респондентов («спортсмен», «гурман», «меломан», «люблю вышивать», «играю в компьютерные игры»). Сфера отдыха представлена у 10,5% респондентов («люблю слушать музыку», «киноман»). 61,4% студентов отмечают характеристики, относящиеся к сфере интимно-личностных отношений («лучший друг», «подруга», «любимая»).
Деятельная идентичность
91,2% респондентов обозначили свои занятия, увлечения, способности к деятельности, оценили свои навыки, умения, знания, достижения. Среди ответов можно выделить следующие: «люблю готовить», «хорошая хозяйка», «спортсмен», «игроман», «меломан», «артистка», «любитель кино», «любопытный дайвер», «фотограф», «путешественник», «водитель», «любитель горных лыж», «неплохой музыкант», «гитарист».