Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
Алгоритм написания эссе по истории
I. Вводная часть
Опишите общую ситуацию в государстве на начало периода, укажите, какие задачи стояли перед ним, перечистите основные события и явления, происходившие в течение этого времени («1.Общая характеристика периода«)
II. Основная часть
1. Укажите исторический процесс (событие, явление) периода, которое вы намереваетесь рассмотреть более подробно («3.Явление, процесс«)
2. Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на его развитие («5.Причины явления, процесса«)
3. Опишите участие в этом процессе исторического деятеля и, основываясь на исторических фактах, раскройте его роль в этом процессе (явлении, событии) с указанием конкретных действий, шагов, его влияние на происходившие изменения.
4. Сделайте вывод о характере, последствиях этого исторического процесса для развития государства, укажите различные аспекты жизни общества, в которых под влиянием данного процесса произошли изменения, укажите его историческое значение («6.Результат, значение«)
5. Повторите на основании заполненной схемы действия 1-4 для описания второго исторического процесса (события, явления).
III. Заключение
Опираясь на факты, сделайте вывод о месте периода в истории государства. Укажите, какие задачи, упомянутые вами в вводной части сочинения, удалось или не удалось решить, какие последствия имели происходившие события. Приведите известные вам мнения и оценки историков по данному периоду и дайте собственную оценку, подтверждая свои выводы историческими фактами.
IV. Проверка
После написания сочинения проверьте указанные в нем даты, имена на наличие фактических ошибок. Обратите внимание на необходимость корректного употребления терминов. Проверьте подготовленный текст, используя критерии оценивания.
Клише, рекомендованные использовать при написании эссе по истории
- Данный период российской истории характеризуется…..
- Ключевыми событиями данного периода…..
- Большое роль сыграла деятельность (имя исторического деятеля)
- Яркой исторической личностью этого периода…..
- Историки по-разному оценивают….
- Данный период сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии российской истории….
- ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
- Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
- • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
- • Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
- • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
- • Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
- • Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
- • ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
- • С одной стороны, ___.
- Но, с другой стороны, ___.
- Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
- Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
В сочинении необходимо:
ü указать не менее двух значимых событий(явлений, процессов),относящихся к данному периоду истории;
ü назвать две исторические личности, деятельность которых связанас указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знаниеисторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностейв этих событиях(явлениях, процессах);
ü – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавшихмежду событиями(явлениями, процессами) в рамках данного периодаистории.
ü Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайтеодну оценку значения данного периода для истории России. В ходеизложения необходимо корректно использовать исторические термины,понятия, относящиеся к данному периоду.
ü В случае, когда исторические события(явления, процессы) не указаны иливсе указанные исторические события(явления, процессы) не относятсяк выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий(явлений, процессов) | |
Правильно указаны два события(явления, процесса) | ||
Правильно указано одно событие(явление, процесс) | ||
События(явления, процессы) не указаны или указаны неверно | ||
К2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы | ||
К3 | Причинно-следственные связи | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | ||
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями(явлениями, процессами) | ||
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны | ||
К4 | Оценка значения периода для истории России | |
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и(или) мнения историков | ||
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и(или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана | ||
К5 | Использование исторической терминологии | |
При изложении корректно использована историческая терминология | ||
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | ||
К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | ||
Допущена одна фактическая ошибка | ||
Допущены две или более фактические ошибки | ||
К 7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | ||
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | ||
Максимальный балл |