Методические рекомендации
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
(описание вариативных моделей апробации) [1]
для руководителей региональных пилотных площадок, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Настоящие методические рекомендации по апробации и оценке результатов внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – профессиональный стандарт) на пилотных площадках направляются для применения и апробации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создают в регионе пилотную площадку и условия, способствующие обеспечению эффективной работы по внедрению профессионального стандарта, используя следующий алгоритм:
1. Организация региональной пилотной площадки по внедрению профессионального стандарта с использованием форм сетевого взаимодействия на основе примерного положения о региональной пилотной площадке по направлению «Апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приложение 3).
2. Разработка и принятие региональной дорожной карты (на основе дорожной карты (перечня основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта на 2015-2020 годы, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, от 24 июня 2015 г.).
3. Организация выбора и определение приоритетные направления работ с учетом социокультурных особенностей субъекта Российской Федерации, опыта работы и действующей нормативной правовой базы (формирование вариативного регионального компонента дорожной карты).
4. Организация поддержки и сопровождения процесса апробации и применения профессионального стандарта на региональной пилотной площадке с организацией и поддержкой сетевого взаимодействия.
5. Анализ содержания практики подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов в сфере образования в субъекте Российской Федерации.
6. Разработка и апробация программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов субъекта Российской Федерации с учетом требований профессионального стандарта.
7. Мониторинг и обобщение опыта субъекта Российской Федерации, подготовка предложений по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, программ дополнительного профессионального образования и профессионального стандарта.
8. В целях обеспечения эффективного перехода образовательных организаций на работу в условиях действия профессионального стандарта в системе образования субъекта Российской Федерации в 2016 – 2018 годах руководители региональных пилотных площадок организуют формирование кадровой политики, основанной на требованиях профессионального стандарта, предусматривающей, в том числе, организацию и реализацию следующих мероприятий:
разработка документов, сопровождающих процедуру применения профессионального стандарта (приказы о назначении ответственных лиц, описание процедуры применения, график и т.д.);
механизм формирования штатного расписания образовательной организации (определение наименования должностей в соответствии с ЕКС и профессиональным стандартом);
при необходимости разработка документов по изменениям наименований должностей/ профессий (уведомления об изменении, дополнительные соглашения к трудовым договорам и т.д.) при участии территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
при необходимости разработка примерных должностных инструкций, примерных трудовых договоров, положений о структурных подразделениях с учетом изменения описания трудовой функции/трудовых действий, при участии территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
разработка документов по проверке соответствия квалификации работающих педагогов, требованиям, установленным профстандартом педагога (порядок создания комиссии, протоколы, решения, планы обучения и т.д.), при участии территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
организация разработки и определение порядка корректировки персонифицированных программ повышения квалификации с целью обеспечения соответствия педагогических работников субъекта Российской Федерации современным требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте.
В мероприятиях региональной дорожной карты по адаптации и внедрению профессионального стандарта следует предусмотреть:
разработку и апробацию примерных программ профессиональной переподготовки с целью обеспечения соответствия педагогов-психологов современным квалификационным требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте (2016 год);
реализацию программ профессиональной переподготовки с получением новой квалификации с целью обеспечить соответствие профильных категорий педагогических работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте (2017 и 2018 годы);
реализацию примерных основных профессиональных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования по приведению их содержания, технологий и образовательных результатов в соответствие с современными квалификационными требованиями, закрепленными в профессиональном стандарте (2017 и 2018 годы);
экспертизу и при необходимости разработку основных профессиональных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования по приведению их содержания, технологий и образовательных результатов в соответствие с современными квалификационными требованиями, закрепленными в профессиональном стандарте (2016 год);
реализацию персонифицированных программ повышения квалификации с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте (2017 и 2018 годы);
разработку системы оплаты труда педагогов-психологов в образовательных организациях с учетом должностных обязанностей, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки (2017 год);
разработку критериев и показателей оценки деятельности (результативности) педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта (2017 год);
разработку порядка корректировки и при необходимости модернизации положения по аттестации педагогов-психологов и инструментов профессионально-общественной оценки их квалификации (2016 год);
апробацию актуализированного порядка аттестации педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта;
апробацию модели проведения профессионального экзамена на определение квалификационного уровня педагога-психолога (2017 и 2018 годы);
осуществление перехода на новый порядок аттестации педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта (2018 год);
заключение трудовых договоров с педагогами-психологами с учетом новых должностных обязанностей, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности, в том числе, для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также разработка мер социальной поддержки педагогов-психологов (2018 год);
проведение мониторинга по выявлению сильных и слабых сторон применения профессионального стандарта, выявление рисков и проблем в трудовых отношениях (2017 и 2018 годы).
[1] Одобрены решением XII Всероссийской научно-практической Конференции психологов образования России «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» от 15 апреля 2016 г.