Transition to distance learning as a factor in the development of students' personal crisis in education




Д.О. Труфанов,

канд. социол. наук, доцент СФУ

А.Д. Мальцева

студент направления «Социология» СФУ

 

Переход к дистанционному обучению как фактор развития личностного кризиса студентов в образовании

Аннотация статьи. В статье рассматривается восприятие студентами очного отделения перехода на дистанционную форму обучения. На основании результатов серии полуформализованных интервью, подвергнуты анализу субъективные оценки и переживания студентами перехода на дистанционное обучение. Сделан вывод, что трансформация образовательных практик, отсутствие личного контакта с преподавателем, ослабление контроля учебной деятельности способствуют развитию личностного кризиса студента.

Ключевые слова: личностный кризис в образовании, дистанционное образование, студенты, высшее образование

D.O. Trufanov,

A.D. Maltseva

Transition to distance learning as a factor in the development of students' personal crisis in education

Annotation. The article examines the perception by full-time students of the transition to distance learning. Based on the results of a series of semi-formalized interviews, the subjective assessments and experiences of students of the transition to distance learning were analyzed. It is concluded that the transformation of educational practices, the lack of personal contact with the teacher, the weakening of control over educational activities contribute to the development of the student's personal crisis.

Keywords: personality crisis in education, distance education, students, higher education

В 2020 г. произошли резкие изменения в осуществлении образовательного процесса в вузах Российской Федерации – вынужденный переход к дистанционным формам обучения студентов. Это обстоятельство поставило перед научным сообществом задачу анализа произошедших изменений и их последствий [1-3]. Исследователями отмечается, что, с одной стороны, дистанционные формы обучения открывают дополнительные возможности для реализации образовательного процесса, которые могут способствовать эффективному достижению результатов обучения. С другой стороны, переход на дистанционные формы сопряжен с рядом трудностей, которые особенно актуальны в связи с резкими и масштабными трансформациями формата обучения: происходят быстрые изменения в организации учебной деятельности и повседневной жизни студента, сокращается объем непосредственной коммуникации, повышается значимость информационно-технических средств в организации образовательного процесса.

Важным аспектом, который необходимо учитывать при анализе произошедших изменений, выступает восприятие данного перехода участниками образовательного процесса – преподавателями и студентами. Известно, что резкие изменения социальных процессов способны приводить к дисфункциям в обществе как на уровне социальной системы, так и на уровне личности. В связи с этим целесообразно изучить влияние изменения формата образовательного процесса на его участников.

В нашем исследовании поставлена задача изучения восприятия студентами перехода к дистанционному обучению. Гипотеза, которую мы намерены проверить, состоит в том, что переход к дистанционному обучению способен выступать фактором формирования и развития личностного кризиса студента в образовании. Маркерами такого кризиса выступают утрата осмысленности процесса обучения, размывание идентичности студента как участника образовательного процесса, снижение мотивации к учебной деятельности, снижение уровня удовлетворенности результатами обучения, развитие негативных эмоциональных состояний, связанных с переживанием перехода на дистанционное обучение.

В проведенных в течение 2020-2021 гг. исследованиях разных авторов раскрыты многие аспекты отношения участников образовательного процесса к переходу на дистанционное обучение. Однако постановка вопроса о том, что такой переход способен выступать фактором личностного кризиса студента в образовании, как нам представляется, является относительно новым.

Эмпирической базой нашего исследования выступили студенты очного отделения Сибирского федерального университета. В основу методики исследования положена качественная стратегия, нацеленная на изучение субъективных смыслов в сознании обучающихся, связанных с переходом на дистанционное обучение. Метод исследования – индивидуальное полуформализованное интервью, в ходе которого студенты высказывают субъективные мнения по поводу своего опыта переживания смены формата обучения. Длительность интервью – 25-30 минут. В выборочной совокупности представлены студенты 2-го и 4-го курсов обучения, которые перешли на дистанционный формат. Объем выборочной совокупности составляет 15 респондентов. Полученные ответы обработаны методом качественного контент-анализа.

На этапе разработки исследования были выделены эмпирические индикаторы и вопросы для интервью. Вопросы нацелены на выявление субъективных оценок перехода на дистанционное обучение, смысла процесса образования, уровня студенческой идентичности, изменения мотивации учебной деятельности в условиях смены формата обучения, эмоционального восприятия данного перехода.

Анализ результатов интервью показывает, что для студентов тема исследования важна, они открыто делились собственным опытом и высказывали свои мысли. Обучающиеся неоднозначно восприняли переход на дистанционное обучение. Большинство респондентов почувствовали некую дезориентацию и потерю уверенности в завтрашнем дне: «паника, непонимание, что будет дальше». Указанные переживания вызывали тревогу и страх перед неизведанным. Студенты отмечали, что им не хватает ощущения университетской жизни: «Не хватает мне университета, как такового. Отсутствие стен, формы, самого процесса жизни университета». Для студентов важны символические атрибуты, которые являются частью студенчества. При дистанционном обучении они почувствовали социальную депривацию, связанную с размыванием чувства принадлежности к студенческому сообществу.

После перехода на дистанционный формат образовательный процесс стал менее формализованным. Респонденты отмечают снижение эффективности процесса формирования компетенций (по мнению студентов, компетенции нарабатываются за счет живых дискуссий и непосредственной обратной связи). Студенты спрашивали себя: «А зачем мне это вообще нужно? Смысл образования терялся». Также у студентов наблюдается ощущение утраты статуса участника образовательного процесса.

Можно отметить, что с детства студенты привыкли к определенному формату получения знаний, в котором дисциплина занимает важное место: где есть дисциплина - там есть знания. Однако при переходе на дистанционное обучение, произошло снижение контроля над соблюдением учебной дисциплины и увеличением степени личной свободы. Это способствовало появлению у респондентов ощущения, что дистанционное обучение – это не столько процесс получения высшего профессионального образования, сколько своего рода курс по улучшению профессиональных качеств (повышения квалификации).

При этом респонденты отмечают, что «дистант отдаляет от сверстников и преподавателей, как от личностей, теряется социальный контакт», «включенности в работу нет», «не видишь жизни, лежишь на диване».

По мнению респондентов, качество образования при переходе на дистанционный формат обучения ухудшилось, в том числе потому, что для самих преподавателей во многом это было тоже непривычным форматом. Педагоги не сразу смогли привыкнуть к данной форме. У ряда студентов возникали мысли: «Я ничего не знаю, я бездарность» и переживания, что придется самостоятельно заново проходить учебный материал. Студенту было тяжело, так как в мастере-педагоге он видел поддержку и опору при очном обучении, мог задать любые вопросы и услышать ответы. При переходе к дистанционному обучению, по ощущениям студентов, были дезориентированы все участники образовательного процесса, что вызывало неуверенность и тревогу.

Полученные результаты показывают, что уровень значимости идентичности студента, с момента перехода на дистанционный режим, стал ниже из-за потери непосредственной связи обучающихся со своим социальным окружением в рамках университета. Отсутствие студенческой атмосферы, личного контакта со сверстниками, участия в жизни университета повлияли на ослабление студенческой идентичности. Об указанном ослаблении свидетельствуют эпитеты, которые употребляют респонденты в ходе интервью, характеризуя свои ощущения в рамках дистанционного обучения - «недостудент», «полустудент».

Результаты исследования демонстрируют, что уровень мотивации учебной деятельности студента во многом зависит от личного, непосредственного контакта с преподавателем. Студенту необходимо общение с педагогом, прежде всего как личностью, воспринимать манеру речи, харизму, вместе смеяться над шутками. Важно отметить тот факт, что преподаватель - это живой человек, которого хочется видеть лично, а не через экран монитора. Переход на дистанционное обучение, по словам студентов, привел к снижению уровня учебной мотивации что, с одной стороны, связано с утратой непосредственного контакта с участниками образовательного процесса, с другой – с действием отвлекающих факторов при обучении в домашних условиях: «дома сложнее что-то воспринимать, кошка, родители. Ты отвлекаешься».

Таким образом, переход на дистанционное обучение весной 2020 года во многом стал стрессовой ситуацией для студентов, способствовал снижению учебной мотивации, ослаблению студенческой идентичности, утраты ощущения смысла образования, ощущению снижения качества процесса формирования компетенций, распространению негативных эмоциональных состояний. Эти признаки свидетельствуют о развитии у части студентов личностного кризиса в образовании.

Как известно, дистанционный формат обучения во многих вузах продлился до января-февраля 2021 года. В течение этого времени наблюдается хабитулизация (привинчивание) [4] дистанционных образовательных практик: студенты привыкли к дистанционному формату обучения, научились распределять время, справляться с дистанционной учебой и жить в новом ритме. Произошла трансформация повседневности участников образовательного процесса, рутинизация дистанционного обучения и его встраивание в жизненные миры. Примечательно, что сообщение о возвращении к очному формату обучения и, значит, к прежнему режиму жизни, не вызвало у многих студентов положительных эмоций. Студентам предстоит новая перестройка повседневности, что вновь потребует выхода из зоны комфорта: необходимо по-другому планировать время, режим, что может вновь вызвать переживания и стресс.

В ходе хабитулизации часть студентов увидели достоинства дистанционного формата обучения: «стало больше свободного времени, начала бегать, раньше тратила много времени на проезд на учебу», «появилось время на саморазвитие». Также респонденты отмечают, что они «получили новый опыт учебы». При переходе на дистанционный формат обучения перед студентами стояла задача самостоятельно дисциплинировать себя, потому что раньше эту функцию выполнял университет. Справившись с подобными личностными вызовами, студенты прошли своеобразный тренинг личностного роста. Респонденты отмечают, что, преодолев данные трудности, получили ценный личный опыт планирования и организации деятельности.

С целью диагностики представлений студентов о месте дистанционных технологий в университетском образовании, респондентам предложено описать идеальный университет, в котором бы им хотелось получать образование. Анализ ответов показывает, что идеальный университет для студента – это прежде всего физическое место, здание, в котором инфраструктура экологична, чиста и укомплектована современным оборудованием и методическим обеспечением. Университет как физическое место ценен студенческой атмосферой, в нем постоянно происходят различные мероприятия, осуществляется непосредственное общение. Педагог в идеальном университете уважает студента и его точку зрения, открыт к обсуждению интересующих студентов вопросов. Преподаватель должен быть мотивирован, давать новые знания, реализовывать новые форматы подачи информации, тогда и у студента мотивация повысится. Формат обучения в университете, по мнению респондентов, должен быть гибридным: лекции читаются в дистанционном формате, семинары и практические занятия реализуются при непосредственном контакте участников образовательного процесса.

Таким образом, переход к дистанционному обучению весной 2020 года для многих студентов стал фактором формирования и развития личностного кризиса. Утрата осмысленности процесса обучения, размывание студенческой идентичности, снижение мотивации к учебной деятельности, уровня удовлетворенности результатами обучения, развитие негативных эмоциональных состояний – признаки данного процесса. Вместе с тем, длительность дистанционного обучения способствовала опривычиванию новой формы образовательного процесса и ее встраиванию в повседневные практики организации жизни студентов. Выход из дистанционного формата в начале 2021 года потребовал новой трансформации повседневности, что вновь стало стрессовым фактором для многих студентов, которые увидели новые возможности и достоинства дистанционной формы. Тем не менее среди студентов распространено мнение, что университетское образование не должно быть полностью дистанционным. Университет должен оставаться физическим местом с непосредственным присутствием участников образовательного процесса и живой коммуникацией, а дистанционные формы обучения должны быть вспомогательными и решать соответствующие их специфике образовательные задачи.

Список литературы

1. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут, Н.Е. Савина: Высшее образование в России. 2020. №10.

2. Кувшинова Е.Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. №4.

3. Тимощук Е.А. Принуждение к дистанту как кризис и новые возможности / Е.А. Тимощук, А.С, Тимощук, Р. Тьяги: Архонт. 2021. №1 (22).

4. Бурдье П., Структура, габитус, практика: Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: