Различные параметры внимания: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связано с индивидуальными особенностями нервной системы, тренированностью в данном виде деятельности.
Для многих видов деятельности оказывается важным такой параметр внимания, как распределение его на несколько объектов сразу.
Ø Лица с сильной нервной системой, обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. При этом внешние раздражители только стимулируют повышение внимания к основному виду деятельности.
Ø Для лиц со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведёт к ухудшению показателей выполняемой работы.
Для многих видов деятельности оказывается важным такой параметр внимания, как распределение его на несколько объектов сразу. Внимание человека связано с такими индидуально-типологическим особенностями как интроверсия и экстраверсия.
Интроверсия – обращенность вовнутрь, к своим собственным переживаниям.
Экстраверсия – обращенность вовне, к явлениям внешнего мира.
Для работы экстроверты, в силу подвижности нервной системы, делают установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы.
Интровертам свойственна установка на точность выполнения задания. Переключаемость внимания у экстравертов проходит быстро, у интровертов она затруднительна.
Способность к сильной концентрации внимания у музыкантов на собственной деятельности обеспечивает впечатляющие художественные результаты.
ВНИМАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА – ИСПОЛНИТЕЛЯ
Музыкант, имеющий развитое внимание и умеющий управлять им:
Ø техническое исполнение отличается точностью, отсутствием помарок и небрежности;
Ø исполнении производит впечатление большей осмысленности и логичности, благодаря способности глубокого проникновения в структуру гармонических последовательностей;
Ø музыкально-слуховые представления до начала исполнения характеризуются чёткостью, хорошо развито внутреннее предслышание исполняемого;
Ø эмоциональная сфера находится в «разогретом» состоянии перед исполнением;
Ø личностная сфера характеризуется большой «помехоустойчивостью» в стрессогенной ситуации публичного выступления;
Ø большой объём внимания позволяет его распределять на несколько объектов во время коллективных действий, исполнителю в хоре или оркестре надо распределять внимание между своим исполнением партии и держать в сознании весь спектр звучания оркестра или хора. Хорошего внимания требует игра в ансамбле, аккомпанирование солисту. Качественная работа – это всегда сосредоточенное внимание, включающее в себя и его устойчивость и хорошую переключаемость. Для развития внимания:
1. Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).
2. Дослушать извлечённый на инструменте звук до полного его затухания.
3. Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать» его до момента воображаемого затухания.
4. Играя (или только представляя в своем воображении) мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Деятельность музыканта основывается на взаимодействии очень тонких координаций слуховых, тактильных и двигательных ощущений, а также на ощущениях пространства и времени. Главными для музыканта являются слуховые ощущения, которые имеют много и разновидностей в форме специальных слуховых навыков.
Виды слуха:
- звуковысотный
- мелодический
- гармоничсеский
- полифонический
- тембро-динамический
- фактурный
- внутренний
Все они могут развиваться только при одном условии – если музыкант уделяет много внимания развитию у себя внутреннего слуха и связанными с ним музыкально-слуховыми представлениями.
Внутренний слух и муз.-слуховые представления связывают со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание, со способностью, согласно Н.А. Римского-Корсакова, «к мысленному представлению музыкальных тонов и их соотношений без помощи инструмента или голоса».
В современную методику музыкального обучения прочно вошла триада «вижу-слышу-играю». Смысл этой формулы заключается в предварительной активизации внутреннего слышания той музыки, которую предстоит сыграть. Методы:
- подбор мелодий по слуху в разных тональностях (транспонирование),
- чередование фраз, сыгранных на инструменте, с фразами, сыгранными «про себя».
Создание чёткого слухового образа музыкального произведения до начала исполнения – показатель профессионального мастерства музыканта, и работать в этом направлении он должен постоянно.