— Обратимся к описанию положения героев. «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутою назад головою».
Городничий занимает центральное место.
— Не напоминает ли фигура городничего крест, распятие?
Вывод. «Немая сцена» вводит в комедию, во-первых, библейские мотивы, а во-вторых, мотив смерти (сравните «ревизор, который ждет нас у дверей гроба»).
Так социальный конфликт комедии получает философскую трактовку: истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.
— Определим место расположения почтмейстера на сцене.
Этот персонаж, «превратившийся в вопросительный знак», обращенный к зрителям, стоит за городничим.
—- Сформулируйте вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое аллегорическое воплощение на сцене. («Чему смеетесь?»)
Обращение к размышлениям Гоголя о картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи»
Картина написана Брюлловым в 1833 г. в Италии, затем в 1834 г. была привезена в Петербург и выставлена для обозрения в Эрмитаже с 12 по 17 августа. Она произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под ее влиянием он написал статью «Последний день Помпеи (картина Брюллова)».
— Обратите внимание на пейзаж, выполняющий функцию фона, и на расположение человеческих фигур.
— Назовите особенности изобразительной манеры художника (небо и земля, между которыми нет границ, выдержаны в коричнево-красной гамме; художник мастерски передает ужас и страх людей перед хаосом последнего дня). Мысль о тленности земной красоты и прозреваемый в этом «страшном явлении» грядущий «конец мира» в целом определили оценку Гоголем картины К. П. Брюллова. Писатель был восхищен гением художника, который ужас перед «концом мира» сумел передать через изображение окаменевших фигур: «Мы чувствуем, — пишет Гоголь, — только страшное положение всей толпы, «но не видим человека, в лице которого был бы весь ужас им самим зримого разрушения» (Н. В. Гоголь «Последний день Помпеи» (картина Брюллова).
Вывод: Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится писателем на последнюю страницу «Ревизора»; герои застыли, окаменели, но в этой окаменелости есть движение — не внешнее, а внутреннее — духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки — некая проекция недостатков духовного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться. В «немой сцене» Гоголя, также как и на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир вдруг, в одну минуту, сливаются, смешиваются. Смещение пространства «верха» и «низа» воплощается в образе жандарма.
— Вновь прошу сформулировать тот вопрос, который Гоголь адресует зрителю в «зашифрованном» виде — в аллегорических образах городничего и почтмейстера.
«Чему смеетесь? — Над собой смеетесь!...».
(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов.)
Выбираем один, наиболее точно, на наш взгляд, отражающий смысл финальной сцены: «Каким ты, зритель (читатель), встретишь судный день?»
— Похож ли настоящий ревизор на Хлестакова или он представляет собой полную противоположность этому «чиновнику из Петербурга»?
— Кто такой ревизор, приславший жандарма, — Хлестаков № 2 или высшая сила, провидение?
II. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
Однозначного ответа нет. Эта неоднозначность обусловлена, во-первых, тем, что сам «ревизор» на сцене не появляется, во-вторых, тем, что жандарм — посланец ревизора — не заявлен в афише, в-третьих, что финал комедии открытый. Предлагаю провести эксперимент:
— Попробуем вывести на сцену настоящего ревизора и предположим, как будет развиваться действие пьесы после «немой сцены», если ревизор будет копией Хлестакова и если он будет его полной противоположностью.
Допустим, что настоящий ревизор похож на Хлестакова, Тогда после «немой сцены» действие комедии повторится сначала, с той лишь разницей, что вместо Хлестакова будет действовать настоящий ревизор.
Если же ревизор будет самим провидением (на что указывает анализ «немой сцены»), то развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, и финал, таким образом, становится символом последнего — судного — дня жизни города.
В случае, если за верную принимается первая трактовка образа ревизора, комедия теряет свою сатирическую значимость; пороки нельзя искоренить, они лишь видоизменяются. «Немая сцена» теряет свою актуальность, ею можно пренебречь без ущерба для общей структуры и идеи «Ревизора».
I11. Домашнее задание.