(взаимосвязь развития крупной моторики, речи, мышления на основе классификации Ж. Пиаже)
Возраст | Двигательное | Познавательная | Интеллектуальное |
развитие | деятельность | развитие | |
1 период | Лежит на спине | Фиксирует взгляд, | Реагирует плачем и криком на |
сенсомоторный | рефлекторно захва- | сильные раздражители | |
1 стадия 0-1 мес. | тывает предмет | ||
Мелкая моторика: | Тянет руку к игрушке, | Чувствителен к интонации, дает | |
координация рука-рот, ко- | бьет по ней, иногда | эмоциональную реакцию. | |
2 стадия | ординация слуха и зрения. | захватывает. | Различает близких людей, знако- |
1—4 мес. | Крупная моторика: | Зрительные и слухо- | мые предметы |
позы лежа | вые ориентировочные реакции | ||
Мелкая моторика: | Неспецифические ма- | Начало понимания речи в ситуа- | |
координация рука-глаз, | нипуляции: тянет и | ции. Лепечет, говорит на детском | |
3 стадия 4-8 мес. | совершенствование захвата (ладонный, щепотный). | берет игрушку, сует ее в рот, стучит, трясет, | жаргоне. Первые представления о постоянстве объекта (ждет по- |
Крупная моторика: | бросает. Появление | явления объекта). Начало пони- | |
переворачивается, полза- | специфических мани- | мания причины и следствия | |
ет, сидит, стоит | пуляций | ||
Мелкая моторика: захват в | Появление целена- | Начало понимания слов вне си- | |
форме щепоти и «пинце- | правленных действий: | туации Первые слова. Представ- | |
4 стадия 8-12 мес | та», в деятельности двигает всей рукой от плеча. Крупная моторика: | подражание действиям окружающих, исследовательские дей- | ление малыша о постоянстве объекта: ищет там. где находил раньше. Начало планирования: |
ползает, сидит, стоит, на- | ствия | цели, средства, способы выпол- | |
чинает ходить | нения. Предвидит результат | ||
Мелкая моторика: | Цепочка целенаправ- | Понимание слов и предложений | |
использует все виды за- | ленных действий, ин- | вне ситуации. Формирование ак- | |
хватов, совершая движе- | терес к свойствам | тивной речи Представление ма- | |
5 стадия 12-18 мес. | ние двигает предплечьем. | предметов, использо- | лыша о постоянстве объекта: це- |
Крупная моторика: нагибается и приседает, | вание метода проб и ошибок для достиже- | ленаправленный поиск в разных местах. Гибкое планирование: | |
чтобы взять предмет, за- | ния желаемой цели | изменение способа действий и | |
лезает на возвышение, | подбора средств в зависимости | ||
взбирается по лестнице | от условий | ||
Мелкая моторика: переход | Усложнение цепочек | Создание фундамента языка и | |
к динамическим захватам, | предметных и игровых | устной речи. Переход от метода | |
по-прежнему требуется | действий. Игра с | проб к примериванию и зритель- | |
6 стадия | стабилизация запястья. | предметами-замени- | ной ориентировке. Анализ, син- |
18-24"мес. | Крупная моторика: бегает, | телями и воображае- | тез, сравнение (выделение сход- |
стоит на одной ноге, во | мыми объектами Ис- | ства и различия, выделение час- | |
время ходьбы держит в | пользование перцеп- | ти и целого) | |
руках предмет | тивных действий | ||
Совершенствование объ- | Развитие разных ви- | Развитие языка, включение в игру | |
ема и качества движений. | дов деятельности: иг- | ребенка этапа «проговаривания | |
II период дооператорный от 2до 7лет | К 3 годам согласованная деятельность рук, доми- | ра, навыки самообслуживания, бытовой | действий», отсроченная имитация, внутренняя имитация (осно- |
нантная рука | труд, продуктивная | ва образного мышления). Пони- | |
деятельность | мание прошлого, последователь- | ||
ности событий и причино-следст- | |||
венной связи |
Таблица 8
Развитие у детей навыков крупной моторики
(П.Л. Жиянова, 2002)
Навыки | Средний нормативный возраст, месяцы | Диапазон появления навыка, месяцы |
Переворачивается | С 2до 10 | |
Сидит самостоятельно | С 5до 9 | |
Ползает на животе | С 6до 11 | |
Ползает на четвереньках | С 7до 13 | |
Стоит | С 8до 16 | |
Ходит | С 8до 18 |
Развитие у детей мелкой моторики и зрительно-двигательной координации
(П.Л. Жиянова, 2002)
Под мелкой моторикой здесь подразумевается работа мелких мышц рук. Развитие мелкой моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии - развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. Важным этапом развития является билатеральная координация - использование двух рук одновременно - умение перекладывать предмет из одной руки в другую и умение одной рукой держать, а другой обследовать объект
Таблица 9