При выборе профессии человек старается ориентироваться на три основные составляющие: «хочу», «могу», «надо».
«Надо» – это потребности рынка труда. Выбирая профессию, человек, как правило, согласовывает свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах.
«Могу» — состояние здоровья, способности человека. Это индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, которые не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам.
«Хочу» — это интересы и склонности. Интерес («хочу знать») — стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности («хочу сделать») — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ей заниматься.
Интересы могут переходить в склонности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Например, можно проявлять интерес к живописи: с удовольствием ходить на выставки, читать книги по живописи, коллекционировать картины, но самому при этом не стремиться к занятиям живописи. Таким образом, в склонности есть как содержательно-оценочная сторона (отношение к чему-либо), так и динамическая, побудительная (стремление что-то делать).
Интересы и склонности учитываются среди других профессионально важных качеств в dictionary of occupational titles, DOT (Словарь профессий); они распределены по десяти факторам, различные сочетания которых и представляют собой образцы интереса к различным видам профессионального труда.
В DOT выделены следующие склонности:
· Склонность к производственной деятельности, приносящей видимые результаты,
· склонность к обработке материалов,
· склонность к деловым контактам,
· склонность к нетворческому труду,
· склонность к нравственному воспитанию людей,
· склонность к особой заботе о своем престиже,
· склонность к интеллектуальной деятельности, связанной с общением,
· склонность к научно-технической деятельности,
· склонность к абстрактному мышлению и творческому труду,
· склонность к технике и управлению механизмами.
Склонности могу различаться по широте: у одного человека склонностей может быть несколько и самых разных, у другого — только одна; по продолжительности и разной степени осознанности. Та или иная склонность может занимать очень разное место в устремлениях личности: от несущественного до самого главного, придающего смысл жизни. На формирование и проявление склонностей оказывают влияние особенности темперамента человека: живость или медлительность, большая или меньшая нервная выносливость.
Склонности зависят не только от типологических особенностей свойств нервной системы, но и от личностных особенностей. Например, если опираться на теорию З.Фрейда, люди с оральным типом личности, которые общительны, разговорчивы, любят поспорить, часто имеют склонность к профессиям орального типа (юристы, проповедники, радиокомментаторы, певцы, повара и т. п). Люди с личностью анального типа, для которых характерны любовь к порядку, упрямство, экономность и самоконтроль, должны предпочитать такие профессии, как бухгалтерское, библиотечное или банковское дело, обеспечение технической безопасности.
Профессиональное самоопределение личности имеет ряд этапов, связанных сначала с игрой, фантазией ребенка, неосознанным и постепенно осознанным (но не всегда!) выбором профессии.
Важность выявления склонностей человека к тому или иному виду деятельности также обусловлена их связью со способностями. При этом понимание этой связи весьма разнится в психологии. Например, А. Ф. Лазурский, К. Платонов отождествляли эти два понятия. Б. М. Теплов допускал возможность независимого развития склонностей и способностей и даже противоречия между ними на разных этапах развития. (9)
Причины несоответствия между способностями и склонностями:
при наличии склонности недостаточно выражена способность (причины: нахваливание ученика при недостаточно выраженных способностях, чрезмерные похвалы могут породить самоуверенность и снизить усердие ученика; социальная обусловленность выбора деятельности (мода на профессию, ее престижность в обществе, выбор профессии по совету родителей, друзей)).при наличии способности не выражена склонность. Можно рассматривать как утрату склонности вследствие потери интереса к деятельности из-за неправильного обучения (его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или появления сильного интереса (возможно, по чисто внешней привлекательности) к другой деятельности. С первых обращений к измерению интересов и склонностей исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его интересах (склонностях) оказываются чаще всего ненадежным методом их выявления и оценки. Анализ результатов применения этого прямого метода позволил сделать два важных вывода:
1) большинство людей имеет ограниченную информацию о различных видах деятельности и поэтому не в состоянии судить о том, понравится ли им предлагаемое в прямом опроснике занятие;
2) индивид редко глубоко осознает свои интересы в различных областях деятельности.
Одна из первых попыток изучения профессиональной направленности была предпринята в 1920 г. Э.Стронгом, создавшим специальный метод диагностики интересов ‑ Бланк Стронга. В 1974 году методика была существенно переработана, в результате чего стала позволять диагностировать предпочтения человека в пяти областях, имеющих отношение к профессии: это собственно профессии (представляемые в соответствии с информированностью), учебные предметы (благодаря которым возникает профориентация), отдельные действия (например, публичное выступление, починка часов), развлечения и повседневное общение с людьми (очень старыми, представителями рискованных профессий и т.д.).
Джон Л.Холланд (1959) строил свою теорию, основываясь на том, что все существующие профессии можно объединить в шесть основных моделей профессиональной среды: практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные. По мнению Холланда, этой схеме соответствуют шесть основных типов ориентации личности. Существует, кроме того, еще склонность личности не только к тем или иным группам, типам специальностей, но и к определенным должностям, к роли и положению в профессиональной иерархии. Модели возможной ориентации оказывают воздействие на решение о выборе профессии. Индивиды стремятся выбрать профессию и создать себе жизненные и производственные условия применительно к своему типу. Выбор, по мнению ученого,- это выражение структуры личности и в известной мере проявление общественного разделения труда.
Нельзя не заметить некоторого сходства типов, выделенных Холландом, с классификацией типов профессий Е. А. Климова (Дифференциально-диагностический опросник).
Однако, при всей обоснованности этой типологии, существует очень много профессий, занимающих промежуточное между выделенными типами положение. Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера (KuderPreference Record-Vocational) построен на измерении соответствия структуры интересов респондента интересам, присущим профессиональной референтной группе. Показатели отражают интересы к 10 широким областям деятельности. Это работа на открытом воздухе, работа с машинами и механизмами, вычисления и расчеты, научная работа, изобразительное искусство, литература, музыка, сфера социальных услуг, канцелярская работа, просветительская деятельность. Однако следует отметить, что некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, часто выбирающие профессию учителя руководствуются только одной склонностью (к физике, математике, литературе, физкультуре и т. п.), не имея другой, необходимой для выбираемой профессии, — склонности к самой педагогической работе. | ||||||||||||