Краткие методические указания по написанию магистерской диссертации
Тема магистерской диссертации
При выборе темы предпочтительней в название магистерской диссертации выносить формулировку: «Исследование… », включающую в себя такие категории исследовательской работы как изучение, анализ и диагностику, разработку, проведение соответствующих расчетов, оценку рисков и результатов исследования.
Примерные типовые темы магистерских диссертаций по трм магистерским программам – см. Список тем в конце данных Методических указаний.
Приблизительная структура работы над магистерской диссертацией
Введение
1 глава (с делением на 1.1., 1.2. и т.д.) – теоретическая глава
2 глава – методологическая глава
3 глава – комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия
4 глава – проектная и расчетная часть работы
Заключение
Список литературы
Приложения
В конце каждой главы – выводы!!!
ВВЕДЕНИЕ
Во введении (2 стр.) пишется:
- актуальность темы (1-2 абзаца)
- цель работы (должна соответствовать названию работы!)
- задачи работы (подробно расписываются согласно плану работы) (охарактеризовать сущность исследуемого теоретического понятия – к примеру; изучить характерные черты исследуемого предприятия; провести анализ внешней и внутренней среды; осуществить анализ инновационного потенциала предприятия; раскрыть экономическую целесообразность; выявить особенности и недостатки рассматриваемых явлений и т.д.);
- объект работы – ДЕЙСТВУЮЩЕЕ предприятие; варианты открытия новых хозяйствующих субъектов не допускаются.
- предмет работы – отношения, которые исследуются, это могут быть различные механизмы, отношения, пути, методы, источники достижения чего-либо.
- теоретико-методологическая база исследования (какие методы и научно-теоретическая база лежит в основе работы: монографии; статьи в периодических изданиях; нормативные документы и др.);
- информационная база исследования: статистические источники, Интернет–ресурсы и др.
Первая и вторая главы диссертации – теоретические!
Важные требования, предъявляемые к написанию магистерской диссертации, заключаются в следующем:
Более глубокая, тщательная проработка теории по выбранной теме исследования, в частности:
- выявление основных актуальных проблем в исследуемой области;
- раскрытие сущности и анализ существующих подходов к определению исследуемых понятий;
- исследование и обобщение существующих классификаций;
- изучение факторов, критериев, параметров оценки;
- выявление и анализ существующих методов оценки;
- выявление преимуществ и недостатков рассмотренных методов.
Содержание теоретической части диссертации – на усмотрение магистра и научного руководителя (в частности, можно использовать следующий принцип: в первой главе рассматриваются теоретические основы исследования; во второй главе – методологические основы работы).
Главы должны быть примерно одинаковыми по объему.
ТРЕТЬЯ главА диссертации – комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия
Можно следовать приблизительно следующему плану:
3.1. Характеристика исследуемого предприятия и его продукции – вкратце изложить общую информацию о предприятии (что есть на сегодняшний момент, доступная информация с сайта), к примеру:
- какая ОПФ, когда было открыто (посмотреть в соответствии с учредительными документами);
- географическое расположение, м.б. есть отделения в других городах или районах города, описать, изобразить схематично;
- цель и основные задачи создания;
- существующие направления деятельности;
- перечень предоставляемых услуг (таблично).
3.2. Анализ рынка и конкурентов – можно начать с анализа общего состояния рынка в Российской Федерации, далее в Северо-Западном Федеральном Округе, далее в Санкт-Петербурге.
3.2.1. Анализ рынка.
Рассмотреть общие сведения о рынке:
§ емкость рынка,
§ сегментация рынка,
§ потенциал рынка,
§ прогнозы изменения;
§ PEST анализ.
Всегда делаем ссылки на источники информации! (к примеру: «по данным Независимого агентства ….»[1]).
3.2.2. Оценка конкурентов.
Выявить основных конкурентов, провести их характеристику по различным способам, к примеру:
§ в табличной форме по сравнению со своим предприятием (факторы конкурентоспособности, преимущества и недостатки конкурентов);
§ Модель 5 сил Портера (конкурентный ромб);
§ SWOT анализ – всегда в конце анализа конкурентов!
3.2.3. Анализ потребителей продукции.
Привести портрет потребителя вашей продукции (возраст, пол, доход) и т.д.
Можно привести анкеты опросов потребителей.
Можно в работе представить диаграммы с портретом потребителя.
Комплексный анализ внутренней среды предприятия
Комплексный анализ трудовых ресурсов организации (на примере ООО «_______»):
- описание и анализ организационной структуры;
- проведение СВОТ-анализа трудовых ресурсов предприятия;
- анализ основных характеристик трудовых ресурсов в организации: анализ численности; анализ структуры трудовых ресурсов (по полу, возрасту, образованию, профессии, квалификации, социальной принадлежности) – рассмотреть характеристики в динамике (за последние три года);
- анализ основных факторов, влияющих на трудовые ресурсы и трудовой потенциал в организации;
- пункт в соответствии со спецификой выбранной темы исследования.