Современная духовно-религиозная ситуация характеризуется сложностью и противоречивостью. С одной стороны, в последние годы возрастает число верующих, с другой стороны,церковная, религиозная культура в значительной мере утрачена, исчезло понимание роли религии и церкви в обществе. Ведущая тенденция такова: традиционные церкви теряют своих последователей, одной стороны, с другой –активизируются религиозные течения иного типа, которые ориентированы на удовлетворение индивидуальной религиозной потребности, обеспечивают «скорый прорыв к Богу» через наставника, гуру. Это различные псевдохристианские, тоталитарные секты –«Свидетели Иеговы», «Белое братство», Виссарионовцы, Муниты и др.
Секта – это религиозная группа, которая придерживается крайних взглядов, подражает отдельной харизматической личности, во имя достижения своих целей использует неэтичные приемы убеждения или влияния.
Признаки тоталитарных сект:
-гуруизм (абсолютное подчинение руководителю);
-двойственность учения (манипуляция цитатами из Библии, имеют доктрины для внешнего (фасадные) и внутреннего пользования;
-элитарность мышления (вхождение в группу дает абсолютное знание, спасение);
-Психологическое давление, манипуляция сознанием (информационная блокада, отучивание от критического мышления, контроль времени и деятельности и т.д);
-вербовка новых членов секты(активная пропаганда своей организации, использование специальных техник).
Негативные последствия влияния секты:
-физические (ущерб здоровью);
-психические (психические расстройства, ощущения вины,страха, потеря автономии);
-социальные (потеря семьи, друзей, финансовых средств).
Религиозная ситуация в нашем обществе регулируется ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997г). Данный закон подтверждает право каждого на свободу совести и вероисповедания, признает особую рол православия в истории России. Предусматривается религиозное образование в учреждениях, создаваемых религиозными организациям и в общеобразовательных школах вне рамок образовательной программы с согласия учащихся, их родителей и администрации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Законом определены формы существования религиозных организаций, порядок их создания и деятельности.
В статье 14 говорится о ликвидации религиозных организаций по решению суда в случае нарушения общественного порядка, создания вооруженных формирований, пропаганды войны, разжигания социальной, расовой, национальной розни; принуждения к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы; воспрепятствования получению обязательного образования; нанесения ущерба нравственности, здоровью, использования наркотических и психотропных средств; склонения к самоубийству; принуждения к отчуждению собственности в пользу организации.
Данным законом предусматривается осуществление религиозными организациями образовательной, благотворительной, культурно-просветительской и предпринимательской деятельности. Деятельность может осуществляться в культовых зданиях, лечебно-профилактических учреждениях и больницах, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях исполнения наказания.
В нашем обществе существуют объективные возможности для осуществления церковью (РПЦ) социально-педагогической деятельности, которая может осуществляться в различных формах.
1.Братства и сестричества –это религиозные общественные благотворительные организации, объединяющие православных священников и мирян. Направления деятельности:
-в медицинских учреждениях (уход за тяжело больными; проведение катехизации студентов медучилищ; открытие молельных комнат; проведение концертов);
-в исправительных учреждениях(открытие часовен, создание библиотек, организация общинной жизни верующих заключенных; оказание материальной помощи семьям, освободившимся, помощь в трудоустройстве);
-в образовательных учреждениях(лекции, экскурсии по православным святыням; организация досуга детей).
2.Богадельни и приюты.
В православных богадельнях осуществляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов (проживание, медицинская помощь, организация трудовой деятельности, досуга; духовное окормление).
В приютах оказывается помощь (медицинская, социальная, образовательная) детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
3.Православные центры осуществляют:
-духовно-просветительскую деятельность (воскресные школы, духовные беседы, библиотеки);
-реабилитационную деятельность(оказывают помощь людям,попавшим к экстремальную ситуацию; детям и подросткам;детям с нарушениями в развитии,наркозависимым).
4.Благотворительные фонды –оказание материальной помощи нуждающимся.
В Вологодской епархии РПЦ осуществляет активное социальное служение. Проводится работа с детьми и молодежью(воскресные школы, организация летнего отдыха детей),престарелыми, лицами, отбывающими наказание, наркозависимыми. При храме Святителя Николая во Владычной слободе работает православный центр социальной помощи.
Следовательно, существует широкая сфера деятельности где интересы государства и церкви совпадают и возможно их сотрудничество.
В процессе социализации религия и религиозные организации выполняют ряд функций:
Ценностно-ориентационная заключается в формировании определенной системы верований(в бессмертие души),ценностей.
Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют у своих последователей поведение, соответствующее религиозным нормам.
Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих.
Реализация психотерапевтической функции способствует исцелению душевных недугов, преодолению страстей, гармонизации духовного мира верующих, предполагает помощь в осознании своих проблем.
Воспитательная функция предполагает осуществление нравственного воспитания, развитие духовности человека.
Таким образом, роль религии в современном обществе и социальном воспитании велика.На макро уровне религия способствует становлению нравственности, осуществлению социального служения, на микро уровне –духовному обогащению человека, приобщению к вере.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие позитивные и негативные тенденции можно выделить в современной духовно-религиозной ситуации?
2.Охарактеризуйте роль религии в социальном воспитании.
3.Как Вы считаете, какие перспективные направления сотрудничества государства и церкви в решении социальных проблем можно выделить?
Существуют элементарные правила безопасности, соблюдение которых избавит вас от возможных тяжких последствий после общения с представителями нетрадиционных религий.
-Если миссионеры или вербовщики, обратившиеся к вам, не дают полной информации о своей церкви (группе):
а) не называют своих лидеров, не дают сведений о них;
б) избегают говорить свое точное название (представляясь вообще
"христианскими", например), уклоняются от рассказа об идейных истоках и корнях своей веры, об основных ее положениях. (Излишняя настырность миссионеров должна настораживать.)
- Если в процессе общения вы почувствовали, что на вас оказывают психическое воздействие, внушение. Распознать этот момент чрезвычайно трудно, так как эти методы применяются постепенно и скрыто. Любые признаки утраты вами самоконтроля должны стать поводом немедленного прекращения контакта с религиозной общиной, в которую вы попали. Умейте вовремя остановиться!
-Если вы замечаете, что данное религиозное объединение начинает претендовать на контроль над вашей жизнью в быту, школе, обществе. Особенно опасны попытки, связанные с необходимостью вносить свою долю имущества" в фонд данного религиозного объединения. Если вы поддались такому уговору, то знайте, что завтра вы и ваши родители вообще могут лишиться всего.
-Если вы видите, что в религиозном объединении, куда вы попали, существует культ руководителя (руководителей), признаваемых безгрешными, которым следует слепо и безоговорочно подчиняться. Знайте, что отсутствие элементарной самокритичности, самоиронии, чрезмерно возвеличенное отношение к своей персоне - первейший признак злого умысла либо непроходимой глупости или психической болезни.
-Если идеолога общины утверждают, что они способны решить все проблемы человечества и ваши личные проблемы, что в недалеком будущем данное религиозное объединение станет единственным и господствующим в мире, что все, кто не согласится присоединиться к нему, будут повержены, прокляты и т.п.
-Если нарушаются ваши права на свободное получение информации из различных источников. Подвергается осуждению и проклятию чтение газет (всех или некоторых), книг, посещение театров, концертов и т.п. Такие ограничения существуют во многих религиях, но они, ни в коем случае не должны выходить за рамки разумного, быть насильственными, искусственными, навязанными, идущими не от ваших внутренних убеждений и пристрастий.
-Если пребывание в данной общине ставит для вас непреодолимые препятствия для контактов с внешним миром.
-Если вы теряете возможность нормально получить образование, трудиться, заниматься творчеством.
-Если ради пребывания в сообществе верующих вам приходиться жертвовать своими общественными связями, друзьями.
-Если вас настраивают против семьи, пытаются противопоставить им, ограничивают ваши связи с семьей и родными. Такие действия в любом случае антигуманны и безнравственны.
-Если на вас оказывается физическое воздействие или возникает угроза его применения.
-Если ваше человеческое достоинство унижают, совершают или пытаются совершить над вами сексуальное насилие под религиозными предлогами, призывают вас к нанесению себе телесных повреждений, к совершению ритуального самоубийства и т.п.
В брошюре Американского семейного фонда приводятся 4 признака вербовщика:
1.Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
2.Это человек, слишком заинтересован в том, что вам, как он выяснил, нравится делать.
З.Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.д.
4.Тот, у кого есть ответы на все вопросы. Вы должны знать, что закон защищает вас от любых форм насилия со стороны религиозных организаций, охраняет вашу свободу покинуть их.