ДОКЛАД
« погребально-поминальная обрядность крымских греков»
Выполнила: Белая Е.А.
И/б-18-1-о
Направление 46.03.01 «История»
Проверила: Дмитриева В.В.
Севастополь-2020
Цель: Изучить погрибально-поминальную обрядность крымских греков.
План
1.Повление Крымских греков
2. Крымские греки: погребальный обряд
3. Список используемой литературы
Повление Крымских греков
Греческая колонизация полуострова началась еще в VI в. до н.э. с созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Основу же этнической общности современных греков Крыма составил Греческий батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или "арнауты".
В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида, развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ, откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы. Многие греки были неграмотны.
Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство, табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом, торговлей.
Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921- 1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова). Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с представителями многих других этносов, населявших Крым.
По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов. Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки были осуждены и погибли в сталинских лагерях.
Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14 тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были партизаны, подпольщики, фронтовики.
В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и проживают сейчас в Крыму.
Крымские греки: погребальный обряд
Где бы ни умер человек, родные старались, чтобы он 3 дня пребывал в своем доме, а если это невозможно, то хотя бы одну ночь провел там. Тело укладывали на кровать или другое ложе посередине комнаты. Возле покойника ставят икону, стакан воды, три зажженные свечи и миску с пшеницей. Каждый, приходящий проститься, ставил свечку и клал деньги на поднос (анонимная помощь семье). Обычно собиралось много людей, считающим своим долгом попрощаться с покойником. Греки «поют, плача над покойником». В каждом селе было несколько женщин – плакальщиц – аглавжи, которых обычно нанимали за определенную плату.
Родственники по обычаю не обмывают покойника и не несут на кладбище гроб (это делают специально приглашенные люди). После того, когда вынесли гроб из дома, последний выходящий подпирал дверь камнем, чтоб горе не вернулось в этот дом.
Впереди погребальной процессии вслед за священником несут крышку гроба. Открытый гроб несут на полотенцах 4 мужчин (сейчас на плечах), на каждом перекрестке, у входа в церковь и у кладбищенских ворот процессия останавливается, ставит гроб на табурет, затем поднимает 3 раза. В могилу каждый присутствующий бросает горсть земли. На могиле оставляли зажженную свечу или кадили ладаном.
На кладбище приносят кутью – вареные пшеничные зерна, перемешанные с жареной мукой, сахаром, всевозможными сладкими добавками; над горкой каши выкладывают крест.
По возвращению с кладбища, прежде чем войти в дом, у калитки моют руки. Начинается поминальная трапеза: прежде всего каждый должен съесть по 3 ложки кутьи. На столе разнообразная еда, спиртного не полагается.
Заупокойной трапезой делились с соседями и родственниками. Каждую субботу в течение последующего сорокодневья рано утром до восхода солнца разносили еду соседям, обязательно по 3 ложки кутьи, причем еда должна быть горячей, чтобы пар возносился кверху, «достигал души покойного».
Три дня подряд родственники и друзья усопшего приходят на кладбище, окуривают могилу ладаном или же зажигают свечи, кладут на могилу конфеты, печенье, рассыпают крошки вокруг. На 9 день устраивали поминки. Приглашенным на поминки разносили на тарелочках густо сваренную кутью, поверх которой клали маленький хлебец. Традиционно поминальные дни – 9, 40, полугодие, годичное поминание. Все 40 дней в доме умершего форточки должны быть приоткрытыми. Все 40 дней в комнате, где лежал покойник, утром и вечером зажигают свечу. Во многих селах вместо свечи круглосуточно горела «кандыла». Все 40 дней зеркала были завешаны белыми простынями.
Поминки не имеют специального названия, просто говорят: «идем на девятидневье» (экеман инея), «идем на сороковины» (экеман сарадна) и т.д. Сразу после похорон в церкви заказывали сорокоуст для поминания имени покойного.
Список Литературы
https://crimeanworld.blogspot.com/2012/05/blog-post_29.html
П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь:
ttp://www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/ethnos/greki/index.htm
https://zooeco.com/0-kr/0-kr25.html