Вспомним и назовем сначала известные типы словосочетаний, которые могут различаться:
1) по степени связности – несвободные и свободные (бить баклуши, без году неделя; контрольная работа, два человека);
2) по структуре – простые и сложные (осенний день; провести месяц за границей);
3) по главному слову – глагольные, именные (беседовать с друзьями, говорить вполголоса, просить помочь; рисунок тушью, раннее утро, опубликованная статья, желание учиться, готовый на подвиг, оба студента);
4) по характеру отношений между словами – определительные, объектные и обстоятельственные (интересная книга, читать книгу, читать с интересом, очень интересно).
Среди предложений выделяются следующие типы:
1) по количеству предикативных единиц – простые (Шел дождь.) и сложные (Шел дождь и дул ветер.);
2) по характеру отношения к действительности – утвердительные и отрицательные (Сегодня будет лекция. Сегодня не будет лекции);
3) по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные (Это театр. Это театр? Это театр!);
4) по количеству главных членов – односоставные и двусоставные (Мороз.; Не спится.; Мы приехали.; Ребенок здоров.);
5) по наличию второстепенных членов – нераспространенные и распространенные (Директор ушел.; Наш директр давно ушел.);
6) по наличию или отсутствию всех необходимых членов данной структуры – полные и неполные (Я иду в библиотеку.; Ты куда? – В библиотеку.).
Способы выражения синтаксических отношений и в словосочетании, и в предложении имеют свои особенности. Общими способами для них являются такие, как:
– форма слова: с помощью окончаний оформляется связь между компонентами словосочетания и предложения (второе дыхание, увлечение спортом, отзыв о книге, рецензия на книгу и пр.);
– предлоги, благодаря которым обеспечивается связь между членами предложения и словосочетания (скучать по вас, согласно приказу, в соответствии с правилами и пр.).
Но круг способов выражения синтаксических отношений для предложения как более сложной единицы несколько шире, чем для словосочетания, среди них:
– союзы:
или осенью, или зимой; первый,
но не последний; в первый и в последний;
– порядок слов:
Ранняя осень (атрибутивные отношения).
Осень ранняя (предикативные отношения).
Семь грамм (точное обозначение количества).
Грамм семь (приблизительное количество).
– интонация:
Придешь домой, позвонишь (интонация перечисления).
Придешь домой – позвонишь (интонация обусловленности указывает на временны е отношения).
Напомним, что различаются два вида синтаксической связи слов: сочинение и подчинение.
Сочинение – это соединение равноправных, не зависящих одна от другой частей; отношения между элементами при сочинительной связи обратимы.
Сравните: студенты и преподаватели;
преподаватели и студенты.
Вокруг не было ни души – было тихо.
Было тихо: вокруг не было ни души.
Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложного предложения).
Сравните: интересная книга, два новых журнала,
знать предмет, знание физики,
думать о предмете, уметь читать,
читать быстро, достаточно хорошо.
Когда наступил вечер, в комнате зажгли свечи.
В предложении используются оба вида связи, а в словосочетании – только подчинительная связь. Именно в этом заключается одно из важных отличий словосочетания от предложения.
Выводы
Таким образом, в ходе сравнительной характеристики двух синтаксических единиц мы уточнили содержание важных лингвистических понятий, объясняющих их природу, и выявили общие и отличительные свойства как предложения, так и словосочетания.
Вопрос 2. Нормы построения словосочетаний (именных, глагольных).
А теперь попытаемся проследить особенности норм, характерных для словосочетаний, выявить зоны наибольших трудностей и прокомментировать правила, которые позволят вам избежать ошибок.
Как уже было сказано, словосочетание организуется на основе подчинительной связи, устанавливая главное и зависимое слово. Основными видами подчинения являются согласование, управление и примыкание .
1. Согласование
Согласование — это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: белая лилия — зависимое слово белая стоит в тех же формах (ед. ч., ж. р., и. п.), что и главное слово лилия. Если изменяется форма главного слова, то форма зависимого слова также изменяется: белой лилии.
В словосочетании белая лилия зависимое слово белая согласуется с главным словом лилия в единственном числе, женском роде, именительном падеже.
При согласовании главным словом является существительное (или слово в значении существительного), а зависимыми словами могут быть прилагательные, числительные, местоимения, причастия.
2. Управление
Управление — это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в том косвенном падеже, которого требует главное слово: пойти на концерт (в. п.), строительство дома (р. п.). При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется: стану студентом, стал студентом, став студентом.
При управлении главным словом являются различные части речи: глагол, существительное, прилагательное, местоимение, наречие, а зависимым — существительные, числительные и местоимения: кормить собаку, лечить раненого, позвонить ему, костюм в полоску, лучше всех, разделить на два.
Некоторые глаголы допускают постановку после себя управляемого существительного в разных предложно-падежных формах. Это может быть связано с различными стилистическими и смысловыми оттенками. Например: бояться матери (книжный стиль) и бояться мать (разговорный стиль); лежать на постели (в значении «отдыхать») и лежать в постели (в значении «болеть»).
Сочетания типа принести воду — принести воды или купить хлеба — купить хлеб различаются оттенками значений: винительный падеж употребляется, если указывает на полный охват предмета действием, родительный — на частичный охват. Различие между формами родительного и винительного падежей может проявляться и при выражении категории определенности — неопределенности предмета: первый указывает на неопределенный предмет, второй — на определенный: ждать поезда (вообще) и ждать поезд из Красноярска.
Логичен вопрос: при каком виде связи возникают наибольшие затруднения? – Конечно, при управлении. – А почему? Ответ прост: это связано с многообразием словоизменительных элементов и обусловленностью грамматическими требованиями главного слова, которое согласно классификации является или именем, или глаголом. Поэтому выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания.
В глагольных словосочетаниях главным словом являются глагол или особые формы глагола: причастие и деепричастие, а зависимыми словами могут быть
а) существительные: написать письмо, покрасневший от мороза;
б) местоимение: обращаться к ней\
в) числительное: умножить на три;
г) инфинитив: попросить ответить;
д) наречие: бежать бегом, улыбаясь смущенно.
В именных словосочетаниях главное слово может быть выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, а зависимое слово — различными частями речи: кабинет отца, красивый цветок, третий звонок, моя книга.
В наречных словосочетаниях главным словом являются наречия, а зависимыми наречия или существительные: очень хорошо, далеко от моря.
Управление при словах, близких по значению
При управлении одних слов другими (близкими по значению) следует правильно ставить вопрос к управляемому слову: удивляться (чему? кому?) тебе — быть удивленным (кем? чем?) твоим поведением;
участвовать (в чем?) в соревнованиях — быть участником (чего?) соревнований;
вера (во что?) в свои силы — уверенность (в чем?) в своих силах,
беспокоиться (о ком?) о сыне — тревожиться (за кого?) за сына;
дорожить (чем?) временем — ценить (что?) время;
бережно обращаться (с чем?) с книгами — бережно относиться (к чему?) к книгам.
Примыкание
Примыкание — это такой вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу: жить дружно (наречие дружно примыкает к глаголужить), говорил смеясь(деепричастие смеясь примыкает к глаголу говорил).
При примыкании главными словами могут быть разные части речи, а зависимыми словами могут быть только те части речи, которые являются неизменяемыми: инфинитив, наречие, деепричастие, форма сравнительной степени прилагательного и наречия: хотеть учиться, вставать рано, идти разговаривая, работать быстрее.
Нормы управления и согласования далеко не всегда устойчивы: довольно часто они носят диспозитивный характер или подвергаются искажению. Эти процессы мы можем наблюдать, например, при образовании глагольных словосочетаний. Приведем несколько примеров и определим в них ошибки.
Примеры: 1. Об этом указала газета еще в 1990 году. 2. Студенты просят объяснить о роли последнего изобретения. 3. Лектор неоднократно отмечал о том, что существует связь между количеством и качеством работы. 4. Депутаты уделяли внимание на проблемы шахтеров. 5. Я за тобой скучаю. | Комментарий: Нужно говорить: указала на это. Правильная форма: объяснять что-то, а не о чем-то. Недопустимо использование сочетания: подчеркивалось о том, следует говорить: подчеркивалось то. Произошло смешение: обращать внимание на что? и уделять внимание чему? Принято управление: скучать по ком? или по кому? Но за кем? считается ошибкой. |
Если проанализировать причины ошибок, то легко заметить, что данные нарушения связаны с управлением так называемых глаголов речи. Среди этих глаголов, действительно, многие управляют предложным падежом с предлогом о (говорить, рассказывать, повествовать, писать, вести речь). Многие, но все-таки не все. Встречаются глаголы переходные, то есть такие, которые требуют после себя винительного падежа без предлога: описывать, доказывать, отмечать, подчеркивать, замечать и пр. Здесь действует так называемая ложная аналогия. Можно привести еще такие примеры: отличать что? от чего? НО! различатьчто? и что?; рассердиться на что? рассержен чем?; оплатить что? НО! заплатить за что? Путаница возникает и с глаголами одеть и надеть. Это одна из самых неискоренимых ошибок, на которую указывали еще в XIX веке. Не забывайте о том, что человека можно одеть, а одежду только надеть. Аналогичное смешение характерно для глаголов занять и одолжить. Сравните предложения:
– Я занял десять рублей. Он занял мне десять рублей.
– Одолжи мне три рубля. Я у него одолжил три рубля.
Вторые варианты предложений ошибочны. Казалось бы, слова используются в противоположных значениях, но, тем не менее, случаются ошибки в их употреблении. Дело в том, что эти два глагола различаются еще и в управлении: занять у друга, а о должить другу. Направленность действия здесь передается не столько самим глаголом, сколько требуемой падежной формой существительного.
Нередко мы задумываемся над тем, как лучше сказать: я не слышал эту новость или я не слышал этой новости? Вне контекста обе конструкции правильны, т.е. после переходных глаголов с отрицанием может употребляться как винительный, так и родительный падеж. Однако родительный падеж усиливает отрицание и в некоторых случаях является обязательным.
Следует также обратить внимание на управлениеоднородных именных или глагольных словосочетаний.
Сравните: 1) думать и анализировать факты;
2) слушать и записывать факты;
3) наблюдение и подбор фактов;
4) анализ и выбор фактов.
В первом и третьем примерах допущены ошибки. Норма предусматривает наличие общего дополнения в словосочетаниях с однородными членами, если у них одинаковое управление. Следовательно, правильно построены второе и четвертое словосочетания.
Однако не только знаменательные, но и служебные слова предполагают определенное управление. Так, многие именные предлоги требуют после себя использования родительного падежа: в отличие от чего? в течение, в продолжение чего? против чего? В то же время есть группа предлогов, на которую закон языковой аналогии не распространяется, например: благодаря, согласно, вопреки, наперекор – после них употребляется дательный падеж. В данном случае нужно говорить: согласно приказ у, а не приказ а,наперекоробстоятельств у, а не обстоятельств а.
Выводы
Таким образом, анализ норм построения словосочетаний показал, что наиболее частые нарушения происходят при управлении и обусловлены они действием ложной аналогии или незнанием точного значения слова, его грамматических особенностей, а также ситуации его употребления.