Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.




Рынок факторов производства

Экономическими ресурсами (или факторами производства) принято считать землю, рабочую силу (рынок труда), физический и финансовый капитал. Некоторые экономисты также добавляют в этот список человеческий капитал: способности, таланты людей, позволяющие увеличить производительность.

Рынок товаров и услуг

Именно на данном рынке происходит формирование совокупных спроса и предложения. При этом, спрос на товары предъявляют все макроэкономические агенты, в то время как предложение создают фирмы, основные производители товаров и услуг. Поскольку на этом рынке ведется обмен реальными ценностями, его также называют реальным рынком

Финансовый рынок состоит из:

· Денежного рынка, где происходит формирование спроса и предложения на деньги, исследование равновесной ставки процента и денежной массы

· Рынка ценных бумаг: рынка таких финансовых активов, как акции и облигации

В макроэкономике рассматриваются четыре экономических агента:

· Домохозяйства — являются владельцами экономических ресурсов (факторов производства), основные потребители товаров и услуг. В качестве дохода получают заработную плату за использование фирмами рабочей силы: основного ресурса, производимого домохозяйствами. Платят налоги государству и от него же получают необходимые трансферты, такие как пенсия, пособие по безработице, стипендии студентам, и другие.

· Фирмы —- основные производители товаров и услуг, главная цель: максимизация собственной прибыли. Являются основными заемщиками на рынке ценных бумаг. Фирмы получают прибыль с инвестиций в товары и услуги. Основными расходами фирм являются налоги, инвестиционный расходы и плата домохозяйствам за ресурсы.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

· Государство —- основной производитель общественных благ, основные цели: перераспределение национального дохода, регулирование экономической активности других агентов и рынков. Получает налоги — свой основной источник дохода, платит трансферты домохозяйствам и субсидии фирмам, если необходимо, делает закупки на рынке товаров. Государство неразрывно контактирует с финансовым рынком.

Частный сектор с государством образуют закрытую экономику.

· Иностранный сектор —- международная торговля, обращение капитала и ценных бумаг.

Все четыре макроэкономических агента образуют открытую экономику.

Система национальных счетов

Совокупность основных параметров макроэкономики образует кругооборот продуктов, доходов и расходов. Модель кругооборота является основой для так называемой системы национальных счетов (СНС), разработанной в конце 1920-х годов американскими учеными. Основными параметрами СНС являются: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), чистый внутренний продукт (ЧВП), чистый национальный доход (ЧНД), валовой национальный располагаемый доход, валовое национальное сбережение. Наиболее известными показателями СНС являются ВВП и национальный доход.

· ВВП — совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны в течение года (на основе географической принадлежности)

· ВНД — совокупный доход, полученный резидентами рассматриваемой страны независимо от места его формирования (на основе национальной принадлежности)

Чистые внутренний продукт и национальный доход вычисляются аналогично ВВП и ВНД, но не включают в себя стоимость потребленного основного капитала (то есть амортизацию).

Показатели системы национальных счетов используются не только для вычисления совокупных дохода и выпуска в стране, но и для приблизительного измерения уровня благосостояния населения, то есть уровня обеспеченности страны жизненно необходимыми средствами: материальными, социальными, культурными, духовными, экологическими и другими благами. Для этого используются такие параметры, как объём ВВП на душу населения, уровень национального дохода на душу населения, индекс потребительских цен. Данные «среднедушевые» показатели имеют немалое количество недостатков и не учитывают многие важные критерии, в первую очередь, распределение доходов на душу населения.

ВНП характеризует состояние экономики потому, что люди предпочитают большие доходы меньшим. Аналогично, чем выше объем производства товаров и услуг, тем выше степень удовлетворения личных, производственных и государственных потребностей.

ВНП измеряет одновременно и доход в экономике, и объем расходов на производство, поскольку в конечном счете эти величины одинаковы: в целом для экономики объем доходов должен равняться объему расходов. Чтобы убедиться в этом, мы должны изучить национальное счетоводство, статистическую систему измерения ВНП и ряд других, связанных с этим показателей.

Равенство доходов и расходов вытекает из правила учета: все расходы на приобретение продуктов являются доходом производителей этих продуктов. В соответствии с этим правилом, в результате любой сделки, в ходе которой происходит изменение объема расходов, происходит и изменение дохода, и в результате каждой сделки, ведущей к изменению дохода, происходит и изменение объема расходов.

ВНП включается только стоимость конечной продукции. Т.к. стоимость промежуточной продукции уже включена в стоимость конечной продукции. Добавление стоимости промежуточной продукции к стоимости конечной приведет к двойному счету. Таким образом, ВНП - это общая стоимость конечной продукции и услуг.

Методы расчета ВНП (ВВП): (в закрытой экономике ВНП=ВВП, в открытой: ВНП=ВВП+ЧФД из-за рубежа)

1. Метод добавленной стоимости (для этого вводится показатель добавленной стоимости – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Добавленная стоимость – разница между продажами фирм и покупками фирмами материалов, инструментов, топлива, энергии, услуг и т.п. Добавленная стоимость – рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг). На ВНП не влияют: трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами, продажа подержанных товаров. Номинальный ВНП – объем производства в текущем году, выраженный в ценах текущего периода. Реальный ВНП – объем производства в данном году, но выраженный в ценах базисного периода (например, предыдущего года с которым сравнивается величина ВНП; позволяет более точно сравнить данные, внося поправки на рост цен). Отношение номинального ВНП к реальному называется дефлятором ВНП. Дефлятор показывает, на какую величину вырос общий уровень цен в экономике.

2. Метод потока по расходам – суммирование всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции. ВВП=C+I+G+Xn, где C- личные потребительские расходы домашних хозяйств, I- валовые инвестиции, G- государственные закупки товаров и услуг (за исключением трансфертных платежей), Xn- чистый экспорт (разность стоимости экспорта и импорта).

3 .Метод потока доходов (суммировании всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного периода времени (обычно года)). ВВП =w + r + R+ p+ A+ T, где w – заработная плата, r – доходы и проценты на собственность, R – рентные платежи, p – прибыль, А – амортизация, Т – косвенные налоги.

ЧНП = ВНП - амортизация.

Национальный доход получим на основе ЧНП. Национальный доход = ЧНП - косвенные налоги.

Личный доход = Национальный доход – нераспределенная прибыль корпораций - взносы на соцстрах – налог на прибыль корпораций +чистый процент + трансфертные платежи.

Личный располагаемый доход = Личные доходы - личные налоговые и неналоговые платежи

Задача. Имеются данные по экономике США за 19__год (в млрд.долл.): трансфертные платежи – 4,0,Валовые внутренние инвестиции – 16,2, косвенные налоги на бизнес – 7,0, личные подоходные налоги – 2,6, чистый экспорт – 1,1, нераспределенная прибыль корпораций – 2,8, амортизация – 7,9,личные потребительские расходы – 77,2, налоги на прибыль корпораций – 1,4, взносы на социальное страхование – 0,2, государственные закупки товаров и услуг – 8,5. Рассчитать: 1) показатели ВВП и личного располагаемого дохода, 2) какова величина частных сбережений, 3)На какую величину вырос запас капитала, при условии, что ВВП=ВНП.

 

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос

§ — Спрос населения страны на потребительские товары

§ — Спрос предприятий на инвестиции

§ — Государственные закупки (госзаказы)

§ — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой от точки к точке . Неценовые факторы вызывают изменение в , сдвигая кривую влево или вправо до или .

Ценовые факторы кроме уровня цен:

§ Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.

§ Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и

§ Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.


Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

§ Потребительские расходы, которые зависят от:

§ Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD

§ Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD

§ Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD

§ Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.


§ Инвестиционные расходы, к которым относят:

§ Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.

§ Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.

§ Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.

§ Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.

§ Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.

§ Государственные расходы

§ Расходы на чистый экспорт

§ Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.

§ Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.


Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

§ Горизонтальный.

§ Промежуточный (восходящий).

§ Вертикальный.


Неценовые факторы совокупного предложения:

§ Изменение цен на ресурсы:

§ Наличие внутренних ресурсов

§ Цены на импортные ресурсы

§ Господство на рынке

§ Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

§ Изменения правовых норм:

§ Налоги с предприятий и субсидии

§ Государственное регулирование

Совокупное предложение () — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Основным фактором, влияющим на , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

§ объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

§ изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

§ экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;

§ цены и номинальная зарплата — гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства.

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Классическая модель AS

§ AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса

§ AS — кривая совокупного предложения

§ Q* — потенциальный объем производства.


Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

§ экономика функционирует в условиях неполной занятости;

§ цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

§ реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.


Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис.) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Кейнсианская модель AS


Итак, рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.


Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

Общая модель AS.

§ I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок.

Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:

§ на горизонтальном отрезке AS рост AD ведет к увеличению реального объема выпуска при неизменных ценах;

§ на вертикальном отрезке AS увеличение AD приводит к повышению цен при неизменном объеме выпуска;

§ на промежуточном отрезке AS рост AD порождает как увеличение реального объема выпуска, так и определенное повышение цен.

Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:

§ на кейнсианском отрезке AS реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным;

§ на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости;

§ на промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.

Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения в (рис. 2.4) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 2.4.

Эффект храповика

Первоначальный рост AD, до состояния привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке , для которой характерен новый равновесный уровень цен и объем производства . Падение совокупного спроса от состояния до , не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия , поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне . В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние , а реальный уровень производства снизится до уровня .

Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.

Почему же цены не имеют тенденции к снижению?

§ Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно ¾ расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.

§ Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.

§ Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.

Однако в долгосрочном периоде при падении цены будут понижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия.

Рис. 1. Последствия роста AS

Смещение кривой AS. При увеличении совокупного предложения экономика перемещается в новую точку равновесия, для которой будет характерно снижение общего уровня цен при одновременном росте реального объема производства. Снижение совокупного предложения привезет к росту цен и уменьшению реального ЧНП
(рис. 1 и 2).

Итак, мы рассмотрели важнейшие макроэкономические показатели — совокупный спрос и совокупное предложение, определили факторы, влияющие на их динамику, и проанализировали первую модель макроэкономического равновесия. Этот анализ послужит определенным трамплином для более детального изучения макроэкономических проблем.

Рис. 2. Последствия падения AS

 

 

Экономические циклы

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией.


Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Обнаружены и изучены циклы, длящиеся, в среднем, 3-4 года и называемыециклами Китчина. Бизнес-циклы, период которых составляет примерно от семи до одиннадцати лет, являются циклами Жюгляра[52]. Такие циклы, как ритмы Кузнеца, длятся 15-20 лет, в то время как долгосрочные циклы или так называемые циклы Кондратьева — от 45 до 60 лет


Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства. Природа и характер экономических циклов напрямую контактируют с основными проблемами макроэкономики: инфляцией и безработицей. Перегрев экономики, то есть состояние, когда страна находится на пике своих экономических возможностей, нередко вызывает высокие темпы инфляции, то есть стремительный рост или «вздутие» цен. Продолжительная рецессия, в свою очередь, грозит появлением значительного уровня циклической безработицы. Это означает, что сокращают количество рабочей силы сами работодатели, как правило, из-за высоких издержек на заработные платы во время снижения деловой активности в экономике.

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. Экономическая теория выделяет два вида экономической политики, которую может проводить государство.

Фискальная политика

Фискальная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги.

Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики. К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются.

Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьезным дисбалансом в государственном бюджете. Основной проблемой фискальной политики экономисты называют эффект (эффект вытеснения), когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объём инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны.

Монетарная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным банкомпредложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги.

Преимущество монетарной политики состоит в том, что банковская система реагирует быстрее на монетарную политику, нежели на фискальную. Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов.

Как недостаток монетарной политики можно выделить то, что изменение предложение денег зависит не только от Центрального Банка, но и от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем фискальная.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: