Ф 09.1-020
Управление образования Гомельского областного исполнительного комитета
Учреждение образования
«Мозырский государственный политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения образования “Мозырский государственный политехнический колледж” ____________ ______________ (подпись) (И.О.Фамилия) ___ _____________ ________ г. |
Регистрационный номер _____
Конструкционные материалы и оборудование нефтегазоперерабатывающих производств
(название дисциплины)
Учебная программа
_ 2-48 01 35 ___ _ ”Переработка нефти и газа” ___________
(код специальности) (наименование специальности)
Мозырь 2016 г.
Программу составили:
_ Раевская Л.А., преподаватель высшей категории ______________________ (Фамилия И.О., должность, степень, звание)
Программа составлена на основе:
образовательного стандарта среднего специального образования РД РБ 02100.4.011-2003 «Переработка нефти и газа» и типовой учебной программой, утвержденной Министерством образования РБ 2009 г.
Рецензенты: Приболовец Е.В., преподаватель
Программа рассмотрена цикловой комиссией_ естественных дисциплин _ и рекомендована к рассмотрению на Совете колледжа
Протокол № __ от ____________ 20__г.
Председатель цикловой комиссии ____________________ _ Л.А. Раевская ____
(подпись) (И.О.Фамилия)
Программа одобрена Советом колледжа и рекомендована к утверждению
Протокол № __ от ____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Конструкционные материалы и оборудование нефтегазоперерабатывающих производств» предусматривает изучение учащимися правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением; конструкционных материалов, их применения для изготовления оборудования химических и нефтегазоперерабатывающих производств; конструкций основного технологического оборудования и основных конструктивных элементов, узлов и деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры.
Основной задачей дисциплины является обеспечение такого уровня теоретических знаний и практических навыков, который позволил бы выпускнику свободно владеть техническими понятиями и критериями, анализировать реальную обстановку на производстве, планировать и выбирать наиболее эффективные способы решения производственных задач.
При изложении материала дисциплины необходимо учитывать новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники в развитии производств нефтепереработки и нефтехимии, проводить занятия на производстве.
Материал дисциплины «Конструкционные материалы и оборудование нефтегазоперерабатывающих производств» базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении дисциплин «Основы технической механики», «Инженерная графика», а в дальнейшем может быть использован при изучении дисциплин «Основы технологии нефтехимического синтеза», «Химия и технология нефти и газа», «Процессы и аппараты нефтегазоперерабатывающих производств».
При изложении программного материала необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.
При изложении материала необходимо использовать на занятиях учебные видеоматериалы, схемы, плакаты, модели аппаратов, образцы конструкционных материалов.
В программе сформулированы цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать на уровне представления:
основные химические и физические процессы, характерные для нефтехимического производства;
основные свойства металлов, сплавов, неметаллических конструкционных материалов;
области применения конструкционных материалов;
основные конструктивные элементы оборудования;
знать на уровне понимания:
конструкционные материалы, применяемые для изготовления оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств;
способы защиты технологического оборудования от коррозии;
устройство и принцип действия различных типов аппаратов, применяемых в процессах переработки нефти и газа;
уметь:
выбирать конструкционные материалы на основе анализа их свойств и особенностей применения.
В целях контроля знаний учащихся предусмотрено проведение обязательной контрольной работы, задания для которой разрабатываются преподавателем н рассматриваются на заседании цикловой комиссии.
В программе приведены критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество часов | |
всего | в т.ч. на практические работы | |
Введение Раздел 1. Общие сведения о технологическом оборудовании нефтегазоперерабатывающих организаций 1.1. Классификация оборудования, требования к нему и общая характеристика условий его эксплуатации 1.2. Основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением 1.3. Стандарты оборудования и аппаратуры Раздел 2. Материалы, применяемые для изготов- ления оборудования 2.1. Выбор конструкционных материалов 2.2. Углеродистые и легированные стали. Чугуны 2.3. Цветные металлы и их сплавы 2.4. Неметаллические материалы 2.5. Коррозийный износ оборудования и способы защиты от коррозии Раздел 3. Основное технологическое оборудование 3.1. Основные конструктивные элементы оборудования 3.2. Теплообменные аппараты 3.3. Трубчатые печи 3.4. Колонные аппараты для массообменных процессов 3.5. Реакционные аппараты и регенераторы 3.6. Оборудование для ведения гидромеханических процессов 3.7. Резервуары, емкости, газгольдеры для хранения нефти, нефтепродуктов и газа 3.8. Устройство и оборудование сооружений очистки сточных вод Раздел 4. Трубопроводы и трубопроводная арматура 4.1. Трубы и детали трубопроводов Обязательная контрольная работа 4.2. Трубопроводная арматура | ||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
Введение | ||
Познакомить с целями и задачами дис- циклины, ее значением в системе подготовки специалистов, со связью с другими дисциплинами. Сформировать понятие об основных тенденциях совершенствования конструкций аппаратуры, оборудования. | Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана, значение для подготовки техников-технологов. Краткий исторический обзор развития отечественного нефтяного химического машиностроения. Основные тенденции совершенствования конструкций аппаратуры и оборудования в связи с дальнейшим развитием процессов переработки нефти, повышением единичных мощностей и комбинированием технологических процессов, созданием безотходных и энергетически замкнутых технологий и производств. | Высказывает общее суждение о целях и задачах дисциплины, ее значении в системе подготовки специалистов, связи с другими дисциплинами. Описывает основные тенденции совершенствования конструкций аппаратуры и оборудования. |
Раздел 1. Общие сведения о технологическом оборудовании нефтегазоперерабатывающих организаций Тема 1.1. Классификация оборудования, требования к нему и общая характеристика условий его эксплуатации | ||
Сформировать понятие о классификации оборудования и требованиях, предъявляемых к нему. Дать понятие об особенностях Цель изучения темы | Классификация оборудования по назначению и конструкции. Основные требования к эффективности, надежности, безопасности, материалоемкости, Содержание темы | Классифицирует оборудование, обосновывает требования, предъявляемые к нему. Излагает особенности эксплуатации, Результат |
эксплуатации, износа, восстановления и проверки оборудования. Сформировать знания о системе тех-нологического обслуживания и ремонта оборудования. Сформировать умение подготавливать оборудование к ремонту. Научить последовательно устанавливать заглушки. | долговечности технологического оборудования. Особенности эксплуатации оборудования. Износ и восстановление оборудования. Проверка состояния оборудования при эксплуатации. Общие сведения о видах ремонта, методах организации ремонтных работ. Практическая работа №1 Подготовка оборудования к ремонту. Последовательность установки золушек. | износа, восстановления и проверки оборудования, описывает виды ремонта и методы организации ремонтных работ. Подготавливает оборудование к ремонту. Устанавливает заглушку на тренажере для отключения аппарата от действующей системы. |
Тема 1.2. Основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением | ||
Сформировать знания о Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, их испытаниях. Дать понятие об основных расчетных величинах, о проектном и проверочном расчетах. Цель изучения темы | Сосуды, работающие под давлением. Устройство сварного корпуса. Давление рабочее (технологическое), расчетное, условное и пробное Температура рабочая и расчетная. Испытание аппаратов и оборудования на прочность и плотность. Нормы и условия проведения. Регламент проведения пуска, остановки и испытаний Содержание темы | Излагает Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Описывает сосуды, работающие под давлением, устройство сварного корпуса, виды давлений и температур. Объясняет нормы и условия испытания аппаратов и оборудования. Результат |
на плотность аппаратуры. Назначение проектного и проверочного расчетов. | Излагает основные расчетные величины, назначение проектного и проверочного расчетов. | |
1.3. Стандарты оборудования и аппаратуры | ||
Дать понятие о требованиях государственных стандартов, регламентирующих нормы и методы расчета на прочность, технические требования к конструкции и изготовлению оборудования. | Требования государственных стандартов, peгламентирующие нормы и методы расчета на прочность, технические требования к конструкции и изготовлению оборудования. | Формулирует основные требования государственных стандартов, регламентирующих нормы и методы расчета на прочность, технические требования к конструкции и изготовлению оборудования. |
Раздел 2. Материалы, применяемые для изготовления оборудования Тема 2.1. Выбор конструкционных материалов | ||
Сформировать понятие об основных конструкционных материалах, о предъявляемых к ним требованиях и факторах, определяющих выбор материалов. Цель изучения темы | Основные конструкционные материалы, применяемые для изготовления аппаратов, машин, трубопроводов, арматуры, металлоконструкций нефтеперерабатывающих заводов, предъявляемые к ним требования. Факторы, определяющие выбор материалов: зависящие от внешних рабочих условий - температуры, давления, свойств среды; от внутренних условий, связанных с Содержание темы | Описывает основные конструкционные материалы, излагает предъявляемые к мим требования, факторы, определяющие выбор материалов. Результат |
физико-химическими и технологическими свойствами материалов. | ||
Тема 2.2. Углеродистые и легированные стали. Чугуны. | ||
Дать понятие об углеродистых и легированных сталях, чугунах, их классификации и область применения. Научить определять химический состав углеродистых и легированных сталей по заданной марке. | Общая характеристика сталей. Влияние на сталь углерода, марганца, кремния, серы, фосфора, газов, легирующих элементов. Классификация по их свойствам: стали повышенной прочности, теплоустойчивые, жаростойкие, жаропрочные, нержавеющие. Биметалл. Классификация чугунов. Применение чугунов в оборудовании нефтегазоперерабатывающих производств. Практическая работа № 2 Определение химического состава углеродистых и легированных сталей. | Излагает общую характеристику, классификацию сталей по их свойствам, классификацию чугунов и область их применения. Определяет химический состав углеродистых и легированных сталей. Расшифровывает марки сталей. |
Тема 2.3. Цветные металлы и их сплавы | ||
Дать понятие о цветных металлах и их сплавах, применяемых для изготовления узлов и деталей оборудования. Цель изучения темы | Медь и ее сплавы. Алюминий и его сплавы. Титан, свинец, сплавы никеля. Содержание темы | Излагает классификацию цветных металлов и сплавов по общим признакам и свойствам. Определяет область Результат |
Сформировать понятие о неметаллических материалах и области их применения. | Область применения цветных металлов сплавов. | применения цветных металлов и сплавов. Описывает неметаллические материалы и определяет область их. |
2.4. Неметаллические материалы | ||
Сформировать понятие о неметаллических материалах и области их применения. | Неметаллические материалы неорганического происхождения: кислотоупорная керамика, эмалевые покрытия. Неметаллические материалы органического происхождения: пластмассы, лакокрасочные покрытия, материалы на основе каучука; область их применения. | Описывает неметаллические материалы и определяет область их |
Тема 2.5. Коррозийный износ оборудования и способы защиты от коррозии | ||
Сформировать знание о коррозионной активности нефти. Сформировать понятие об основных видах коррозии оборудования, о мероприятиях и способах защиты от нее. | Коррозионная активность нефти. Химический и электрохимический механизмы коррозионного процесса. Основные виды коррозии в нефтепереработке. Мероприятия способы защиты аппаратуры и оборудования от коррозии: конструктивные (применение стойких | Описывает коррозионную активность нефти, химический и электрохимический механизмы коррозионного процесса. Излагает основные виды коррозии, мероприятия и способы антикоррозионной защиты оборудования. |
Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
материалов, биметалла, покрытий), технологические (сортировка и подготовка нефти, использование реагентов-нейтрализаторов, применение ингибиторов). | ||
Раздел 3. Основное технологическое оборудование Тема 3.1. Основные конструктивные элементы оборудования | ||
Сформировав понятие о типах корпусов технологического оборудования. Дать понятие об особенностях расчета корпусов аппаратов, способах укрепления вырезов в корпусах. Цель изучения темы | Типы корпусов технологического оборудования: цилиндрические, сферические, конусные, ящичные. Особенности расчета корпусов аппаратов, работающих под наружным избыточным давлением. Учет ветровых и сейсмических нагрузок при расчете вертикальных аппаратов. Днища цилиндрических аппаратов: сферические, эллиптические, конические, плоские; их конструкции и применение. Фланцы, люки-лазы, штуцера, бобышки, опоры вертикальных и горизонтальных аппаратов; их назначение, конструкции, применение. Способы укрепления вырезов в корпусах аппаратов. Контроль качества сварных швов Содержание темы | Определяет типы корпусов технологического оборудования. Объясняет особенности расчета корпусов аппаратов, работающих под наружным избыточным давлением, вертикальных аппаратов. Объясняет выбор конструктивных элементов и описывает область применения аппаратов. Раскрывает сущность способов укрепления вырезов в корпусах, контроля качества сварных швов. Результат |
Сформировать умение определять типы фланцев и уплотнительных поверхностей. Научить выбирать материал прокладки для заданных рабочих условий, подбирать фланцевую пару. | аппаратуры. Практическая работа № 3 Определение типов фланцев и уплотнительных поверхностей. Выбор материала прокладки. Подбор фланцевой пары. | Определяет типы фланцев и уплотнительных поверхностей. Выбирает материал прокладки для заданных рабочих условий, подбирает фланцевую пару по заданной конструкции фланца и типу его уплотнительной поверхности. |
Тема 3.2. Теплообменные аппараты | ||
Познакомить с основными типами и конструкциями теплообменных аппаратов, применяемых в химической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. Дать понятие основных конструктивных узлов и деталей теплообменных аппаратов. Сформировать понятие о способах соединения труб с трубной решеткой, об устройстве и принципе действия | Типы теплообменных аппаратов. Стандартные конструкции кожухотрубчатых теплообменных аппаратов. Кожухотрубчатые аппараты с неподвижными решетками (жесткого типа). Способы соединения труб с трубной решеткой. Кожухотрубчатые теплообменники с компенсатором на корпусе, температурные усилия в конструкции. Кожухотрубчатые теплообменники с «плавающей головкой» и с U- | Различает основные типы, и конструкции теплообменных аппаратов, применяемых в химической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. Описывает основные конструктивные узлы и детали. теплообменных аппаратов. Объясняет способы соединения труб с трубной решеткой, устройство и принцип действия кожухотрубчатых теплообменников, рибойлеров, теплообменников типа «труба в |
кожухотрубчатых теплообменников, рибойлеров, теплообменников типа «труба в трубе», пластинчатых теплообменников, аппаратов воздушного охлаждения, градирен. | обрезными трубками. Конструкция поперечных перегородок. Испарители с паровым пространством (рибойлеры). Теплообменники типа «труба в трубе». Пластинчатые теплообменные аппараты. Аппараты воздушного охлаждения. Преимущества аппаратов воздушного охлаждения и перспективы их применения. Классификация конструкций по назначению и давлению. Основные типы аппаратов воздушного охлаждения. Конструкции трубчатых секций и оребренных труб. Способы регулирования режимов работы аппаратов воздушного охлаждения. Градирни. Применение и устройство. | трубе», пластинчатых теплообменников, аппаратов воздушного охлаждения, градирен. |
Тема 3.3. Трубчатые печи | ||
Дать представление об основных признаках классификации трубчатых печей. Сформировать понятие о принципе работы, типовых конструкциях, гарнитуре и топливном оборудовании трубчатых печей. Научить применять знания для эскизов. Цель изучения темы | Современные типовые конструкции трубчатых печей, их классификация, принцип работы. Основные узлы и детали (гарнитура) печей. Сплавы для труб, трубных подвесок и решеток; условия их применения. Типы печных горелок и форсунок. Воздухоподогреватели Содержание темы | Называет основные признаки классификации трубчатых печей. Объясняет принцип работы и типовые конструкции печей. Описывает состав сплавов для трубных подвесок и решеток, гарнитуру и топливное оборудование трубчатых печей. Описывает эскизы печей. . Результат |
Тема 3.4. Колонные аппараты для массообменных процессов | ||
Познакомить с наиболее распространенными на химических и нефте-газоперерабатывающих заводах мас-сообменными процессами. Сформировать понятие о тарельчатых и насадочных котактных устройствах, об их конструкции, о типах тарелок, насадок. Дать понятие об отбойных устройствах, их конструктивных особенностях, достоинствах и недостатках отдельных узлов. | Массообменные процессы. Конструкция ректификационных колонн,абсорберов Конструкции и область применения тарельчатых контактных устройств: колпачковых, ситчатых, решетчатых, клапанных, вихревых и др. Контактные устройства насадочного типа, их применение. Типы отбойных устройств. Конструкция ввода сырья, орошения, вывода фракции. Достоинства и недостатки отдельных узлов. | Объясняет конструкцию колонных аппаратов. Высказывает общее суждение о масообменных процессах на химических и нефтегазоперерабатывающих заводах Раскрывает принцип действия тарельчатых и насадочных контактных устройств, описывает различные типы тарелок, насадок. Определяет типы отбойных устройств, их конструктивные особенности, достоинства и недостатки отдельных узлов. |
Тема 3.5. Реакционные аппараты и регенераторы | ||
Сформировать понятие о конструктивных особенностях реакционных аппаратов и регенераторов, их матери-альном и конструкционном исполнении н областях применения. | Реакторный блок установок каталитического крекинга. Конструкция, материальное исполнение, защита от эрозии. Реакторы гидроочистки, каталитического риформинга и гидрокрекинга. Типы аппаратов и их материальное исполнение. Реакторы для алкилирования. Регенераторы. | Описывает конструкцию реакторного блока установок каталитического крекинга, реакционных аппаратов и регенераторов, их материальное исполнение и области применения. |
Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
Тема 3.6. Оборудование для ведения гидромеханических, процессов | ||
Познакомить с основными гидромеханическими процессами. Сформировать знания об оборудовании для гидромеханических процессов, его устройстве и принципе действия. | Основные гидромеханические процессы. Отстаивание. Типы отстойников,их устройство. Электродегидраторы. Фильтрация. Устройство различных видов фильтров. Центрифугирование. Классификация, устройство основных типов центрифуг и область их применения. Перемешивание. Пневматическое гидравлическое перемешивание. Устройство механических мешалок. | Различают основные гидроме-ханические процессы. Определяет оборудование дня ведения гидромеханических процессов по типам, объясняет его устройство и принцип действия. |
Тема 3.7. Резервуары, емкости, газгольдеры для хранения нефти, нефтепродуктов и газа | ||
Познакомить с многообразием конструкций емкостных аппаратов и их назначением. Сформировать понятие о конструктивных особенностях, назначении, принципе действия резервуаров, емкостей, газгольдеров для хранения нефти, нефтепродуктов и газа. Цель изучения темы | Емкости для хранения нефтепродуктов. Типы резервуаров и их назначение. Цилиндрические вертикальные резервуары, их устройство и основные параметры. Конструкции плавающих крыш. Шаровые и каплевидные резервуары. Эксплуатация резервуаров. Резервуарное оборудование: дыхательные и предохранительные клапаны, огнепреградители.Газгольд. Содержание темы | Высказывает общее суждение о многообразии конструкции емкостей и резервуаров, их назначении. Анализирует конструктивные особенности резервуаров для хранения нефти, нефтепродуктов и газов. Объясняет назначение, устройство, принцип действия резервуарного оборудования, газгольдеров, емкостей. Результат |
Тема 3.8. Устройство и оборудование сооружений очистки сточных вод | ||
Дать понятие о сточных водах, устройстве и оборудовании сооружений очистки сточных вод. .Дать понятие о биологической очистке | Характеристика сточных вод. Схемы очистки сточных вод. Устройство песколовки, нефтеловушек. Биологическая очистка. | Характеризует сточные воды, Описывает устройство и оборудование сооружений очистки сточных вод. Объясняет суть биологической очистки. |
Раздел 4. Трубопроводы и трубопроводная арматура Тема 4.1. Трубы и детали трубопроводов | ||
Сформировать понятие о трубах и деталях трубопроводов, их назначении и классификации. | Назначение и классификация труб и деталей трубопроводов. Фасонные детали трубопроводов. Опоры трубопроводов. Компенсаторы. Обязательная контрольная работа | Излагает назначение и классификацию труб и деталей трубопроводов, опор и кампенсаторов. |
Тема 4.2. Трубопроводная арматура | ||
Сформировать представление о назначении, основных параметрах и схемах трубопроводной арматуры. Сформировать понятие о запорно-регулирующей и предохранительной арматуре. Цель изучения темы. | Трубопроводная арматура, ее назначение, основные параметры, схемы. Запорно-регулирующая арматура: кра-ны, вентили, задвижки. Предохранительная арматура: предохранительные, обратные и редукционные клапаны, конденсатоотводчики. Содержание темы | Высказывает общее суждение о назначении, основных параметрах и схемах трубопроводной арматуры. . Объясняет устройство и принцип действия запорно-регулирующей и предохранительной арматуры. Результат |
Сформировать умение определять назначение, конструкцию и типы трубопроводной арматуры по ее маркировке | Практическая работа № 4 Определение типа и конструктивных особенностей трубопроводной арматуры | Определяет назначение, конструкцию трубопроводной арматуры. Классифицирует типы арматуры по се маркировке. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, марок конструкционных материалов, отдельных узлов аппаратов и т. д.); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя |
2 (два) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (отдельных типов оборудования, трубопроводной арматуры и т. д.); осуществление соответствующих практических действий (написание марок сталей и других конструкционных материалов, уравнений в общем виде и т. д.); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя |
3 (три) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление наименований, отдельных узлов и назначения аппаратов и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (написание марок конструкционных материалов, уравнений и т. д.); наличие отдельных существенных ошибок |
4 (четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения узлов, конструкций аппаратов, трубопроводной арматуры и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (расшифровка марок сталей, подготовка оборудования к ремонту и т. д.); наличие единичных существенных ошибок |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание материального исполнения конструкций аппаратов, трубопроводной арматуры с объяснением конструкционных особенностей и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (расшифровка марок сталей, подготовка оборудования к ремонту и т. д.); наличие несущественных ошибок |
6(шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение материального исполнения конструкций аппаратов, трубопроводной арматуры, выявление и обоснование достоинств и недостатков, общих признаков и принципиальных различий и т. д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (расшифровка марок сталей, последовательная подготовка оборудования, подбор конструктивных деталей оборудования и т. д.): наличие несущественных ошибок |
Отметка в баллах | Показатели оценки |
7 (семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение материального исполнения, конструкций, конструктивных особенностей аппаратов. раскрытие сущности протекаемых процессов, доказательство достоинств и недостатков, общих признаков и принципиальных различий, формулирование выводов и т. д.); недостаточно самостоятельное выполнение заданий (расшифровка марок сталей, выбор оборудования и последовательность его подготовки, выбор конструктивных элементов оборудования и т. д.): наличие единичных несущественных ошибок |
8 (восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение конструкции аппаратов, конструктивных особенностей, сущности процессов, протекающих в аппаратах, принципов действия, достоинств и недостатков аппаратов, формулирование выводов; самостоятельное выполнение заданий по конструктивному использованию аппаратов; расшифровка марок сталей, подбор материального исполнения элементов оборудования для осуществления конкретных технологических операций, чтение чертежей, подбор необходимого оборудования при планировании технологического процесса и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично изменили ситуации (применение знаний и умений при изменении конструкции аппарата или проектировании новой, выдвижение предположений об изменении конструктивных узлов аппаратов и т. д. наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий по выбору, обоснованию выбора необходимого оборудования для проведения технологических процессов, объяснению конструктивных особенностей оборудования и материалов для его изготовления и т. д.) |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом: применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению конструкций новейшего оборудования для нефтегазопереработки; выполнение творческих работ и заданий по конструированию новых аппаратов, увязывание их с реальными производственными условиями и т. д.) |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Генкин, А.Э. Оборудование химических заводов / А.Э. Генкин. М., 1978. Материаловедение и технология конструкционных материалов / под ред.
С.Н. Колесова. М, 2004.
Правила устройства и безопасней эксплуатации сосудов, работающих под давлением / утв. постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь от 27.12.2005. Минск, 2006.
Справочник по конструкционным материалам / под ред. Б.Н. Арзамасова,
Т.В. Соловьевой. М., 2005.
Фарамазов, С.А. Оборудование нефтеперерабатывающих заводов и его эксплуатация / С.А. Фарамазов. М.,1978.
Дополнительная
Вихман, ГЛ. Основы конструирования аппаратов и машин нефтеперерабатывающих заводов / Г.Л. Вихман, С.А. Круглое. М., 1978.
Гелин, ФД Металлические материалы / Ф.Д. Гелин, А.С. Чаус. Минск,2007.
Фарамазов, С.А. Рёмонт и монтаж оборудования химических и нефтега-зоперерабатывающих заводов / С.А. Фарамазов. М., 1988.
ч