Способы представления чисел в компьютере
В компьютере числа представляются в двоичной системе счисления. Для представления чисел отводится определенное количество двоичных разрядов. Совокупность этих разрядов составляет разрядную сетку. Современные микропроцессоры за одну операцию могут обрабатывать числа разрядностью 16, 32 и 64 бита.
В компьютерах используются две формы представления чисел: естественная и экспоненциальная. Естественная форма характеризуется фиксированным положением разделителя целой и дробной части числа (поэтому ее называют также формой с фиксированной точкой). Знак числа занимает место перед разрядом («плюс» кодируется нулем, «минус» — единицей). Недостаток данной формы - ограниченный диапазон чисел, поэтому естественная форма используется лишь для представления целых чисел. Экспоненциальная форма (форма с плавающей запятой) представляет числа в виде мантиссы, m, и порядка, p: A = m • qp7 где q - основание системы счисления (обычно это число 2). Нормализованная экспоненциальная форма накладывает на мантиссу условие: \m\ < 1. Для представления чисел в экспоненциальной форме в разрядной сетке отводятся места для знака мантиссы (0-й разряд), знака порядка (1-й разряд), значения порядка (со 2-го по 7-й разряды), значения мантиссы (остальные разряды).
Кодировка символов
Для обработки текстовой информации каждому символу ставится в соответствие определенное число. Соответствие между набором символов и числами называется кодировкой символов. При вводе информации в компьютер информация кодируется, а при выводе — декодируется.
Стандартная кодовая система ASCII использует для кодирования информации 7 бит (128 символов) и является общепринятой. Т.к. в байте содержится 8 бит, оставшиеся 128 символов (со 128-го по 255-й) используются для отображения дополнительных символов (например, кириллических).
Кодировка koi8-r расставляет русские буквы во второй половине кодовой таблице так, чтобы при потере старшего бита (что зачастую происходило в первых компьютерных сетях) русский текст можно было бы прочитать, т.е. русские буквы располагаются в ней симметрично соответствующим латинским буквам первой половины таблицы. Неудобством этой кодировки является то, что для сортировки русских текстов нельзя просто сортировать соответствующие коды, т.к. буквы в таблице идут не по порядку.
Мультимедиа в обучении
Мультимедиа (лат. Multum - много + Medium - среда) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, сочетание текстовой, звуковой, графической и видео-информации, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD-ROM). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.
Латинское слово media является множественным от medium, поэтому можно сказать, что слово multum является в данном сочетании плеоназмом, если используется лишь для описания множественности форм однотипного медиа (например, колТемаDVD). Поэтому обычно под мультимедиа понимают именно множественность форм медиа-информации.
Классификация мультимедиа
Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное. Аналогом линейного способа представления может являться кинематограф. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации может быть назван линейным, так как просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.
Мультимедийные презентации могут быть отображены при помощи проекторе или же другого локального устройства воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Современные технологии позволяют создавать иллюзию не только объемного звука и изображения, но и запахов, создавая тем самым практически стопроцентный эффект присутствия.
Различные форматы мультимедиа-данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированным, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями.
История и основные отрасли использования
В 1965 г. термин мультимедиа был использован для обозначения шоу «ExplodingPlasticInevitable», сочетающего в себе живую рок-музыку, кино и новые световые эффекты. В конце 1970-х этот термин использовался для обоначения презентаций, представляющих собой комбинацию демонстрации слайдов и синхронизированных с ней звуковых комментариев. В 1990-х это слово приобрело современное значение. В общем, термин мультимедиа относится к интерактивной комбинации видео, статических изображений, звука и текста, доступ к которой осуществляется при помощи тех или иных электронных устройств. Под это определение подпадает большинство содержания современной сети Интернет.
Мультимедийными называли также компьютеры, созданные в 1990-х гг, т.к. они были оснащены дополнительным оборудованием (CD-ROM, акустическая система, видеокарта, манипулятор «мышь»), позволяющим хранить и иметь доступ к сотням мегабайт видео, аудио, изображений и прочих данных.
Мультимедиа в образовании
Мультимедиа используется в значительном количестве отраслей, зачастую никак не связанных между собой: рекламе, сфере развлечений, искусстве, образовании, инженерии, промышленности, науке, медицине.
В образовании мультимедиа используется для производства компьютерных учебных курсов и пособий (компьютерные учебники, энциклопедии, альманахи, тесты и т.п.). Учебные курсы можно оформить в виде презентаций на определенную тему, проиллюстрировать их различными изображениями и видеофрагментами, сопроводить звуковыми комментариями.
Класс для мультимедиа-образования не обязательно должен выглядеть как стандартный компьютерный класс. Обычно достаточно одного ноутбука, подключенного к нему проектора и экрана, на котором будет отображаться информация. Более выгодным в использовании является мультимедийная доска, на которой отображается содержимое экрана подключенного к ней персонального компьютера, а преподаватель может взаимодействовать с компьютером при помощи специальной указки или сенсоров, расположенных на поверхности доски. Мультимедийные доски с задней подсветкой значительно удобнее в обращении, т.к. преподаватель не загораживает собой излучение проектора.
Мультимедийный класс может представлять собой компьютерный класс, оснащенный специальным оборудованием. Компьютеры учащихся обязательно должны быть оснащены наушниками с микрофоном и веб-камерой.
Класс для проведения телеконференций должен быть оснащен большим экраном, проектором, компьютером с несколькими веб-камерами, направленными в аудиторию, а также мощной акустической системой.
Мультимедийные технологии. Благодаря развитию мультимедийных технологий в образовании теория педагогики значительно расширилась. В ней появилось несколько направлений исследования, такие как когнитивные задания, мультимедийные занятия. Возможности использования мультимедиа в образовании еще не исчерпаны.
Комбинация мультимедийных материалов и сети Интернет позволяет еще больше расширить новые сферы обучения. Для подготовки мультимедийных материалов, использующихся посредством Интернет, необходимо провести детальную работу по оптимизации материала и его дизайну, чтобы любой пользователь мог бы воспользоваться им.
Интерактивные доски
Интерактивная доска – новое оборудование, которое способно оказать неоценимую помощь в организации процесса обучения, при проведении презентаций и совещаний. Это устройство, внешним видом и размерами очень похоже на обычную доску. Однако отличия просто колоссальны. Интерактивная доска – это прежде всего новейшие технологии, которые превращают ее в мощнейший инструмент для решения широкого спектра задач.
Интерактивные доски имеют рабочую поверхность 60 и 75 дюймов и позволяют использовать все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Вы можете управлять компьютером непосредственно с доски, без помощи мыши и клавиатуры, а входящее в комплект программное обеспечение StarBoard дает возможность нарисовать и запоминать любые комментарии, а также выполнить множество других полезных действий.
Интерактивные доски чрезвычайно просты в применении. Быстро и легко пользователь может создавать, редактировать и сохранять презентации любой сложности, используя при этом набор готовых шаблонов, стандартные офисные приложения и другое привычное программное обеспечение. Большой экран доски позволяет коллективно работать с изображениями через удобный встроенный графический редактор, обсуждать с широкой аудиторией любые макеты, схемы и диаграммы.
Интерактивная доска (ИД) - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.
Для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков или знаний. Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым докладчик имеет полный доступ к управлению компьютером.
Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером или даже пальцем. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства "улавливают" прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки. Доска снабжена лотком с тремя маркерами разного цвета и ластиком. Докладчик может заранее задать цвета маркеров, которые он будет использовать во время выступления - тогда ИД автоматически реагирует, что из лотка взят, например, зеленый маркер или ластик.