Понятие неналоговых доходов бюджетов
Сегодня построению стройной научно обоснованной концепции неналоговых доходов препятствуют следующие i >бстоятельства.
Во-первых, неналоговые доходы неоднородны. Среди них есть обязательные платежи, близкие к налогам (таможенная пошлина, страховые взносы на обязательное социальное страхование, отдельные виды лицензионных сборов, i шата за загрязнение окружающей среды, обязательные от-числения операторов сети связи общего пользования и др.), обязательные платежи как меры уголовного и административного наказания, а также добровольные платежи, взимаемые в соответствии с гражданским законодательством (доходы от использования имущества, от платных услуг).
Во-вторых, внесение в бюджет неналоговых платежей обусловлено многочисленными нормативными актами различной отраслевой принадлежности, и какая-либо унификация и тем более кодификация «права неналоговых доходов» вряд ли возможна.
В-третьих, поступление доходов от использования имущества и оказания платных услуг обеспечивают практически все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетные учреждения (администраторы доходов бюджета), что значительно усложняет задачи по мобилизации таких доходов.
В-четвертых, определению неналоговых доходов мешает отсутствие стабильных понятий налога и сбора (налоговых доходов). Как уже отмечалось, разграничение налоговых и неналоговых платежей строится по принципу исключения. Несмотря на то что НК раскрывает понятия налога и сбора (ст. 8) и содержит исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, специальных налоговых режимов, в судебной практике возникает немало споров относительно правовой квалификации тех или иных платежей в бюджет. От этого зависит порядок их установления и взимания, контроля, зачета и возврата излишне уплаченных сумм, действия соответствующих актов законодательства во времени, механизм установления льгот и т.д. Достаточно привести примеры неоднозначного (шределения юридической природы патентных пошлин (см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 283-0), платы за загрязнение окружающей среды (см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-0), платы за перевод лесных земель в нелесные
Глава 17. Понятие и виды неналоговых доходов бюджетов
Таможенные сборы представляют собой платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. К таможенным сборам относятся: сборы за таможенное оформление; сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение. Таможенные сборы уплачиваются в соответствии с правилами, установленными ТК (гл. 33.1).
Раздел IV
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 18
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА
18.1. Понятие публичного кредита
Государственный и муниципальный кредит является одним из звеньев финансовой системы любого современного государства, наряду с бюджетными финансами, финансами внебюджетных фондов, финансами организаций и до-мохозяйств. Общее в природе и правовом регулировании государственного и муниципального кредита позволяет нам далее использовать термин «публичный (т.е. государственный и муниципальный) кредит и публичный долг»1. Современное развитие финансовых отношений позволяет говорить о двух разновидностях публичного кредита:
1 Покачалова Е. В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты российского финансового права: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 50, 51.