Анализ детского поэтического произведения




1. Установить сюжетным (лироэпическим) или бессюжетным (лирическим) является анализируемое стихотворение.

Маршак создавал жанры, уравновешивающие, "усредняющие " лирику и эпос, лирику и драму, лирику и критику, лирику и перевод. Стиль Маршака- стиль сказочного реализма. Остро чувствующий в жизни присутствие чуда, какой-то не разгаданной тайны, Маршак создавал образ мира, образ духовного существования человека, стараясь в то же время разбудить в его душе тоску по идеалу, жажду прекрасного.

 

2. Какова его тематика? Каков лирический герой? Определить средства изображения ребенка, психологии детства. Изображение взрослых в стихах для детей.

Любовь маленьких читателей Маршака к Рассеянному сродни детской любви к безобидным и забавным чудакам. Любимцы детворы были в каждом городишке, в любом местечке или слободе. Один из них появляется на страницах книги Маршака "В начале жизни", облаченный в головной убор, сразу вызывающий в памяти свойственную Рассеянному манеру одеваться: это Хрок, "человечек с нахлобученным на голову по самые брови медным котлом". Медный котел - не из той ли кухни, откуда взята знаменитая сковорода: "Вместо шапки на ходу он надел сковороду"?

Чтобы правильно ориентироваться в мире, маленький человек должен понять его устройство, овладеть его законами, будем ли мы под словом "мир" понимать физическую, природную реальность или реальность социальную и культурную. Тем более, что для познающего мир ребенка это разделение еще не существует или несущественно: детское восприятие мира целостно, "синкретично". Законы природы и правовые установления для него одинаково покрываются понятием нормы. В десятках произведений Маршака варьируется одна и та же коллизия: человек власти (царь, король, принц, принцесса) держит в руках всю механику юридического закона и полагает, что может покушаться и на законы природы. Наоборот, человек народа (солдат, матрос, свинопас, падчерица) распространяет свое уважение к законам природы и знание их непреложности на моральные и правовые нормы. Между этими противопоставленными персонажами идет борьба за норму. За нормальные - то есть человечные - отношения.

В фольклорных "перевертышах" (термин, введенный в научный оборот Чуковским) происходит игровое, радостное, победительное утверждение нормы, что для ребенка - хитрое испытание на взрослость. Маленькому читателю предлагается задача, правильный ответ на которую - смех...

Понятие нормы существует постольку, поскольку есть "ненорма", антинорма, анормальность. Перевертыш - свидетельство аналитического подхода и структурного понимания действительности.

Все это непосредственно связано с познанием подлинных реальностей жизни: ведь этим путем малыши закрепляют скромные завоевания своего житейского опыта"51.

Так оборачивается "Рассеянный" к своему маленькому читателю. А для взрослого он служит веселым напоминанием о тех изначальных, фундаментальных основах бытия, о которых он, взрослый, быть может, и думать забыл.

3. «Мораль стиха» и способ ее преподнесения читателям – детям.

Мораль: Эта сказка является наглядным примером, к чему может человека привести чрезмерная рассеянность. Дети понимают, какими не надо быть.

Способ преподнесения: В произведении в юмористической форме рассказывается о поездке рассеянного человека от ленинградской улицы Бассейной в Москву. Сначала он надевает на себя совершенно неподходящие в качестве одежды вещи. Затем едет на вокзал и, в конце концов, двое суток сидит в отцепленном вагоне, полагая, что едет из Ленинграда в Москву.

Используются фольклорные "перевертыши», что для ребенка - хитрое испытание на взрослость. Маленькому читателю предлагается задача, правильный ответ на которую - смех...

 

4. Жанровые особенности детского стиха.

Сказку (как жанр) как таковую, а случалось, самое право сказки на жизнь Маршак отстаивал не только как теоретик, критик, но и одновременно с этим и утверждал ее как творец новой современной сказки.

в сказках исключается всякое присутствие конкретного автора. Маршак «нарушает» этот незабываемый закон жанра: его присутствие в сказочном тексте, безусловно. И не только его самого. На равных с героями он включает в сказку и самих иных читателей или зрителей, превращая их из посторонних наблюдателей в активных участников действия, заражая не отвлеченно-стилизованной поэтикой, а живой поэзией реальной жизни, какой она становится на глазах зрителей, как будто они творят ее сами.

Стихотворные сказки Маршака – это всегда диалог автора и героев с теми, к кому они в данную минуту обращаются.

С.Я.Маршак преобразил язык сказки, который в полной мере сохраняя волшебное обаяние, в то или иное время поразительно современен, обиходен и прост. Он создал свой язык, как всякий истинный художник. Язык, выражающий его нравственно-эстетическую систему мировоззрения, его взгляд на жизнь, его философию. Язык писателя мы узнаем не только по словарю, но по тому магическому соединению слов, их музыке, благодаря которому обычное, на первый взгляд, словно обретает еще особый, дополнительный смысл и содержание. В полной мере это относится и к «сказочному» слову. Вот почему поиск верной тональности стихотворной сказки, ее музыкального строя и ритма каждый раз был творческим, целиком захватывающим целей его замысла.

5. Художественно-изобразительные формы стиха.

1) Четкая, «прозрачная» композиция стихотворения, напоминающая кумулятивную сказку (повествование строится на повторах: один эпизод тянет за собой другой.

2) Многочисленные повторы.

3) Композиции стихотворения, не теряя цельности, разбивается на ряд маленьких стихотво­рений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности.

4) Каждый поворот сюжета внутри одного стихотворного произведения сопровождается изменением стихотворной формы — размера, ритма, изменением интонации рассказчика.

5) Маршак в своем творчестве утверждал новую традицию - традицию нонсенса, шутки, перевертыша, словесной игры.

6) Все эти новации полнее всего нашли отражение в одном из самых знаменитых его стихотворений «Вот какой рассеянный». У героя абсолютно все наоборот: вместо шапки на ходу он надел сковороду.

7) - Вводил в сюжет иронию (анекдотический сюжет).

 

6. Анализ художественного мира детской поэзии.

С.Я.Маршак – настоящий психолог детства – при построении своих юмористических и сатирических образов опирается, прежде всего, на психологические особенности ребенка, поэт умеет смеяться дружелюбно и беззаботно, но смех его может быть полон гнева и сарказма. Между юмором и сатирой располагается целая гамма оттенков смеха, и находчивость автора стихотворных сказок для детей выражается в игре слов, в занимательности ситуаций, в комедийности действующих лиц.

7. Чистота поэтической интонации, ее разнообразие: доброжелательность, поучение, насмешка, ирония, хитрость, превосходство, драматизм, лукавство, боль или радость бытия и т.д. Умение поэта смотреть на мир глазами ребенка.

С.Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребенком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, березке в весеннем уборе.

 

8. Пафос детских стихотворений: гражданский, лирический, моралистический (дидактический), юмористический, философский и т.д.

Пафос: «Сохранить, сберечь и передать другим людям накопленные духовные ценности, принести свою крупицу меда в соты вековой культуры человечества, сберечь и продолжить традицию — это, быть может, главный пафос поэзии и вообще всей жизни Маршака»9. С этим просветительским пафосом критик справедливо связывает «тяготение к стабильной форме»10, преемственное по отношению к традиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: