Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, 1992; Т.Б. Филечева, Г.В. Чиркина, 1991; И.О. Соловьева, 1996).
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Дети, ложитесь спать! | ||
В саду росло много яблонь. | ||
Белка перепрыгивала с ветки на ветку. | ||
Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа. | ||
Ваня сказал маме, что не пойдет гулять. | ||
Цветы засохнут, если их не поливать. | ||
Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна. |
1. Проверка общего уровня языковой компетенции
Серия «А». Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я».
Оценка:
5 баллов - точное воспроизведение всех предложений;
4 балла - большинство предложений воспроизведено точно. Допускается одна ошибка, которая самостоятельно исправляется;
3 балла - некоторые предложения воспроизведены точно, в большинстве предложений отмечаются пропуски отдельных слов, замены слов без искажения смысла предложения, ошибки исправляются после уточняющих вопросов взрослого, иногда - повторного воспроизведения задания, темп выполнения замедлен;
2 балла - отмечаются многочисленные нарушения структуры предложения, искажения смысла, замены слов, требуется повторное воспроизведение задания;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Серия «Б». Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Я люблю мама. | ||
Мальчик рисовает красками. | ||
Петя ест спелый яблок. | ||
В море плавают рыбка. | ||
Малыши построили много |
домов из песков. | ||
У кошки родились котенки. |
Оценка:
5 баллов - ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;
4 балла - ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть - с незначительной помощью;
3 балла -*• ребенок ошибки заметил (иногда после повторного воспроизведения материала), но исправил после уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла - часть ошибок замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки незамечены даже после повторного воспроизведения материала;
1 балл - задание не выполнено, неадекватные ответы.
2. Проверка умения конструировать предложения
Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Ребята, гулять, лес; | ||
Мама, сливы, купить, дочка; | ||
Малыш, бабушка, коляска, укладывать. |
Оценка:
5 баллов - все предложения составлены самостоятельно и верно;
4 балла - в основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;
3 балла - задания выполняются в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов;
2 балла - требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;
1 балл - невыполнение, помощь не использует.
3. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах.
Серия «А». Инструкция: «Один - мяч, а если много, то скажем, что это - мячи».
|
то это - | ||
Один карандаш, а если их много, то это - | ||
Один гусенок, а если их много, то это - | ||
Один медведь, а если их много, то это - | ||
Одно окно, а если их много, то это - |
Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру. Сначала я буду называть картинку, а потом убирать ее, а ты должен ответить чего не стало». Последовательно предъявляются картинки с изображением рук, глаз, ушей, копыт, стульев, карандашей, гусят, медведей, окон».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Не стало: Рук | ||
Глаз | ||
Ушей | ||
Копыт | ||
Стульев | ||
Карандашей | ||
Гусят | ||
Медведей | ||
Окон |
Оценка для заданий № 3 «А», «Б»:
5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания - с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;
3 балла - задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
2 балла - большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;
1 балл - невыполнение, помощь не использует.
4. Проверка усвоения предложно-падежных Форм существительных
Демонстрация действий.
|
Откуда я достаю коробку? (Из-под стола) | ||
Куда я посадила зайку? (На пол) | ||
Откуда я взяла зайку? (С пола) | ||
Где сидит зайка? (За шкафом) | ||
Откуда выглядывает зайка? (Из-за шкафа) | ||
С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром) | ||
Над чем порхает бабочка? (над цветами) |
Оценка:
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;
3 балла - часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако есть понимание значения предлогов (выполняет инструкция, включающую предлог);
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;
1 балл - невыполнение.
5. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде,
числе, падеже
Серия «А». Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Синий чайник | ||
Синее ведро | ||
Желтое солнце | ||
Желтые кружки | ||
Желтая репка | ||
Желтый банан | ||
Красные флажки | ||
Красный чайник | ||
Красное платье | ||
Красная ягода | ||
Зеленая лягушка | ||
Зеленые пуговицы | ||
Зеленый огурец | ||
Зеленое ведро |
Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру «Чего не стало». Послушай, как я скажу. «Не стало синей кастрюли (четкая артикуляция)». А теперь ты: “Не стало..
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Синего чайника | ||
Синего ведра | ||
Желтого солнца | ||
Желтой репки | ||
Желтого банана | ||
Желтых кружек | ||
Красных флажков | ||
Красных флагов | ||
Красного платья | ||
Красной ягоды | ||
Зеленой лягушки | ||
Зеленых пуговиц | ||
Зеленого огурца | ||
Зеленого ведра |
Серия «В». Подбор к прилагательному существительного соответствующего рода, ориентируясь на окончание прилагательного.
Инструкция: «будем отгадывать хитрые загадки. Послушай:...»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Белая, пушистая - это кошка или котенок? | ||
Красное, спелое - это яблоко или помидор? | ||
Серый, голодный - это волк или мышка? |
Оценка для заданий №5 «А», «Б», «В»:
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла - большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла - при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;
1 балл - невыполнение, помощь не использует.
6. Проверка умения образовывать сравнительную степень прилагательных
Инструкция: «Осенью холодно, а зимой еще холоднее»
|
Этот дом высокий, а тот еще... | ||
Этот мальчик умный, а этот еще... | ||
Эта девочка хорошая. А та еще... |
Оценка:
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла - большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла - при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;
I балл - невыполнение, помощь не использует.
7. Проверка навыков словообразования Серия «А». Образование названий детенышей животных. Инструкция: «У кошки - котята, а у...»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Козы | ||
Собаки | ||
Коровы | ||
Свиньи | ||
Курицы | ||
Утки | ||
Пингвина | ||
Льва |
Серия «Б». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Инструкция: «Вот этот большой предмет - мяч, к нему подходит маленький предмет - мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет». |
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Дом | ||
Кукла | ||
Яблоко | ||
Стул | ||
Елка |
Серия «В». Образование относительных прилагательных.
Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)...»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Кораблик из бумаги | ||
Лопата из железа |
Сок из яблок | ||
Компот из слив | ||
Баба из снега | ||
Конфета из шоколада | ||
Ваза из стекла |
Серия «Г». Образование притяжательных прилагательных Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у...»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Белки | ||
Волка | ||
Зайца | ||
Лисы | ||
Медведя |
Серия «Д». Образование приставочных глаголов.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что делает мальчик».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Мальчик идет. | ||
Мальчик подходит к дому. | ||
Мальчик выходит из дома. | ||
Мальчик входит в дом. | ||
Мальчик переходит улицу. |
Оценка для заданий №7 «А», «Б», «В», «Г», «Д»:
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла - большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны;
2 балла - при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны; 1 балл - невыполнение, помощь не использует.