Лекция 1.
Тема 1.1. Сущность архитектуры.
Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты.
Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства
Основные типы архитектурных сооружений: жилища, административные и общественные здания (театры, школы, стадионы), культовые здания (храмы, мечети), фортификационные, промышленные и транспортные постройки.
Объект архитектурного творчества - всё сооружение (или группа сооружений) в целом:
1)размещение здания на территории (генеральный план),
2) распределение отдельных частей внутреннего пространства здания (план здания),
3) наружный облик всего здания и каждого из его фасадов,
4) композиция и внутренняя отделка интерьера,
5) технико-конструктивное осуществление сооружения.
Тема 1.2. Архитектурно-ландшафтная организация дорожной сети
Требования к архитектурной организации автомобильных дорог (Слайд 2)
1. Дорога со всеми составляющими элементами должна составлять единое архитектурное сооружение.
2. Дорога, как архитектурное сооружение, должна правильно сочетаться с окружающим ландшафтом.
Схема системы архитектурно-ландшафтного проектирования
Слайд 3
Автомобильная дорога – инженерное сооружение
Техническая эстетика – красота и художественность в оформлении дороги
Ландшафтное проектирование – гармоничные сочетания дороги с ландшафтом
Ландшафтная архитектура – искусство использования элементов ландшафта в оформлении дороги
Архитектура – строительное искусство создания законченных образов сооружений
Слайд 4.
Архитектурно-ландшафтное проектирование дорог - комплекс требований и рекомендаций, направленных на сохранение и улучшение существующего ландшафта, исторических и культурных памятников, повышение безопасности движения, снижение утомляемости водителей и пассажиров, сохранение ценных сельскохозяйственных угодий, сведение к минимуму вредного воздействия дороги на окружающую среду.
Для решения поставленных целей назначают следующие задачи:
(Слайд 5) 1. Вписывание дороги в ландшафт с целью улучшить удобство движения, раскрыть перед едущими местного ландшафта, предотвратить нарушение дорогой его закономерностей;
(Слайд 6) 2. Дополнение и улучшение природного ландшафта путем озеленения, планировочных и осушительных работ, оборудования и оформления дороги, создания мест отдыха водителей и пассажиров;
(Слайд 7) 3. Пространственное трассирование дороги - сочетание элементов трассы в пространстве, обеспечивающих ее плавность и ясность направления;
(Слайд 8) 4. Зрительное ориентирование - создание системы зрительных ориентиров, которые позволяют водителям предвидеть изменение направления дороги и дорожных условий, а также выбрать безопасный режим движения.
Первые две задачи - согласование дороги с окружающим пространством и обеспечение внешней гармоничности дороги.
Последние две задачи - обеспечивают зрительную ясность и плавность дороги (внутреннюю гармоничность дороги).
Согласно указанных задач формируются сформированы
Разделы дорожной архитектуры
• Архитектурная композиция дороги.
• Пространственное трассирование.
• Ландшафтное проектирование – вписывание дороги в ландшафт.
• Зрительное ориентирование – комплекс средств архитектуры, обеспечивающих безопасность и удобство вождения автомобиля.
• Благоустройство дорог.
Основные принципы согласования дороги с ландшафтом
Слайд 9 - записать
Согласование дороги с ландшафтом основывается на закономерностях сочетания элементов ландшафта и их соотношения с геометрическими размерами плана и продольного профиля дороги. Соотношение ландшафта с геометрическими размерами плана и профиля дороги - требование масштабности.
Масштабность – соразмерность всех форм:
- дороги по отношению к элементам придорожного ландшафта,
- размеров автомобиля - к элементам дороги,
- человека – элементам «малых» архитектурных форм.
(Слайд10)
Сопоставимый масштаб – позволяет достаточно правильно оценить размер объекта и соотношения его частей относительно размера человеческого тела.
Несопоставимый масштаб -человеческое тело не может использоваться как размерная величина (шумозащитные экраны большой протяженности, дымовые трубы крупных предприятий, большие мосты).
Относительный масштаб - размер изменен по символическим, архитектурным, или политическим причинам.
Динамический масштаб – зависит от скорости восприятия
Согласованный масштаб - сопоставимые элементы в одном и том же масштабе
Контрастный масштаб - смешение элементов разных размеров
Ландшафт – видовая характеристика территории проложения дорог
Ландшафт – фон, на котором будет восприниматься дорога, а также те местные условия, от которых зависят геометрия трассы, поперечные профили и объемы работ, число и местоположение ИССО
Основа для установления закономерностей ландшафта - анализ, выявляющий структуру рельефа и главные его элементы.
Основные характеристики рельефа: перепады высот, уклоны склонов, кривизна выпуклых и вогнутых форм рельефа, его расчлененность, определяемая частотой отдельных форм рельефа, наибольшими и наименьшими расстояниями между ними. Эти характеристики могут быть определены по карте местности или данным аэрофотосъемки. ()
(Слайд 11)
Участок местности, характеризующийся единством ландшафтных признаков, образует архитектурно-ландшафтный бассейн.
Характеристики архитектурного бассейна:
Границы архитектурного бассейна: переломы рельефа, ограничивающие видимость; границы разных ландшафтов, совпадающие с границами населенных пунктов, большими мостовыми переходами, лесными опушками.
Каждый архитектурный бассейн должен иметь главные оси или центры архитектурных композиций.
Главная ось - линии основных форм рельефа, речные долины, дороги.
Центры архитектурных композиций (доминанты) - объекты, выделяющиеся на фоне остальных элементов ландшафта и придающие бассейну своеобразие и индивидуальность: населенные пункты, отдельные большие здания, рощи, холмы, водные поверхности, а также объекты и здания придорожных комплексов, сооружения на горных дорогах, мостовые переходы и группы декоративного озеленения.
Требования к архитектурному бассейну
· Архитектурный бассейн должен просматриваться до его границ.
· В пределах бассейна продольный профиль проектировать в виде плавной вогнутой линии без мелких выпуклых переломов.
· Каждый архитектурный бассейн должен иметь главные оси или центры архитектурных композиций.
· В каждом бассейне не более одной доминанты.
· Архитектурный бассейн должен преодолеваться транспортным потоком не более, чем за 10 мин.
· Архитектурные бассейны на одной дороге должны отличаться разнообразием.
· Дорога должна повторять характерные линии ландшафта, не считаясь с незначительными изменениями рельефа.
· Трасса в пространстве должна представлять собой плавную линию, в которой сочетаются прямые и кривые, горизонтальные участки и продольные уклоны.
· Размер элементов трассы и местоположение углов поворотов, общий архитектурный стиль дороги, характер трассирования, методы вписывания в ландшафт должны быть намечены до начала полевых изыскательских работ.
· Ритм трассы - закономерность чередования ее элементов - длин, углов, радиусов кривых в плане и продольном профиле, уклонов - должен соответствовать ритму основных форм рельефа (холмов, долин, рек, водоразделов).
Работа над архитектурным бассейном ведется на всех стадиях подготовки проекта:
- предпроектная;
- стадия изысканий;
- стадия проекта;
- стадия подготовки рабочей документации;
- вынос проекта в натуру.
Предпроектная стадия
• Определение тенденции застройки города;
• Условия отвода земель;
• Определение участков для развития дорожной сети;
• Выбор архитектурной концепции дорог с учетом их категорийности, разнообразия ландшафта, растительности и др.;
• Определение общего визуальное восприятие крупных участков застройки;
• Обеспечение достаточной возможности координирования структуры улично-дорожной сети и конкретных архитектурных решений.
Стадия изысканий
• Уточняют стиль каждого архитектурного бассейна.
• Оценивают положение всех элементов трассы.
Стадия проекта
• Для каждого архитектурного бассейна предусматривают общий фон и доминанты.
• Выявляют, каких доминант или разграничений не хватает, и недостающие создают средствами дорожной архитектуры.
• Для каждого архитектурного бассейна предусматривают общий фон и доминанты.
• Выявляют, каких доминант или разграничений не хватает, и недостающие создают средствами дорожной архитектуры.
• Выбирают схему декоративного озеленения
• Проверяют соответствие запроектированных сочетаний элементов трассы критериям плавности
• Принимают решения по озеленению дороги, размещению и оборудованию площадок отдыха, АЗС и т.д.