Альтерация аккордов
Доминантовой группы
Альтерация аккордов доминантовой группы возникла в результате интонационного обострения тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Первоначально такие хроматические тяготения возникли как результат движения неаккордовых звуков, в дальнейшем они приобрели самостоятельное значение.
Если для аккордов S группы наиболее характерна альтерация IV ступени, то для аккордов доминантовой группы – альтерация II ступени. II ступень является квинтой в аккордах V ступени и терцией в аккордах VII ступени. Она может быть пониженной и повышенной в мажоре и только пониженной в миноре.
Наиболее распространенные аккорды в мажоре: доминантовое трезвучие, септаккорд c обр., нонаккорд, VII7 c обр., VII6 c альтерацией. Например: D b5; D #5; D #5,b5 ;D7 b5; D7 #5; D7 #5,b5; D9 #5; D9 b5; VII7 b3; VII7#3 с обр.
В миноре возможно только понижение второй ступени, поэтому в миноре используются только следующие аккорды: D7 b5 и VII7 b3
Как известно в альтерированном мажоре существует IV# ступень. Она обычно используется вместе с повышением II cтупени, вследствие чего образуются аккорды: D7 #5, 7; VII7#5#3. При разрешении этих аккордов в тонику образуются параллельные квинты, которые допускаются:
D7 #5,7 Т МVII7#3,5 Т
Использование IV# ступени характерно для музыки Прокофьева. Кроме D7#5,7 Прокофьев применял D7 с натуральной и альтерированной септимой (т.е D7 #7 и нат.7), что составляет сущность так называемой «прокофьевской доминанты». Примером может служить «Фея леса» из балета «Золушка»:
Понижение IV ступени в миноре привело к образованию VII7 b5, VII7 b3,5, использующиеся с обращениями и VII6 b3,5.
В музыке XIX-XX века возможны любые сочетания альтерированных ступеней, а также альтерированного и побочного тонов в одной вертикали. Аккорды с различной альтерацией одного и того же тона называются аккордами с ращеплённым тоном.
Так, например, основополагающую роль в гармонии Скрябина играют аккорды доминанты с пониженной квинтой D7 b5 и D9 b5 . Эти гармонии могут сочетаться с повышенной квинтой, чистой или с секстой – D #5,b5; D нат. 5, b5; D6, b5, образуя аккорды с расщепленным тоном.
Именной гармонией Скрябина считают Б96,b5 так называемое «прометеево созвучие», которое композитор использовал в поэме «К пламени» ор.72, а также Пятой сонате:
Начальный аккорд «Поэмы экстаза» Скрябина – Б9#5,b5 Б96,b5 или D9 c ращеплённой квинтой. (Схема – выше)
Аккорды Д группы с расщеплённым тоном использовались также Листом, Вагнером, Римским-Корсаковым. Так, например, в опере «Снегурочка» в лейтмотиве Лешего композитор использует доминантовый нонаккорд с расщеплённой квинтой (D9 #5,b5).(Пример)
Расщеплённой может быть также терция в VII7 и VII6 вследствии чего образуются пятизвучные аккорды:
Разрешение аккордов альтерированной Д.
Альтерированные звуки Д разрешаются строго по тяготению. Так, например, если понижена квинта Д7, то она разрешается вверх, а не вниз, вследствии чего образуется удвоение терции в тонике. При разрешении Д43 и Д2 образуется нежелательное удвоение терции в секстаккорде, поэтому следует избегать этих аккордов. При разрешении VII7b3 в тонике могут образоваться параллельные квинты, которые следует избегать. Поэтому надо выбирать то расположение, где септима находится ниже терции:
D65#5 Т УмVII7b3 T УмVII7b3 T
Аккорды альтерированной Д красочны и часто многозвучны. Они могут состоять из 5-6 тонов. Увеличение альтерированных тонов не только усиливает тяготения, но часто приводит к неторопливости гармонического движения, в любованию звучностью. Поэтому у некоторых композиторов позднего романтизма фоническая сторона гармонии преобладает над её конструктивной ролью.