Информация о формах проведения вступительных испытаний
Специальность 53.02.03
Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов)
Фортепиано
Требования вступительных испытаний по виду инструментов
исполнение сольной программы;
музыкально-теоретическая подготовка.
Исполнение сольной программы
Поступающий должен исполнить:
полифоническое произведение;
два инструктивных этюда на разные виды техники;
классическое сонатное allegro или классические вариации;
пьесу.
Примерная программа:
И.С.Бах. Трехголосная инвенция или прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».
К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор.299, ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.
Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть;; В.Моцарт Сонаты Соль мажор (К.№283) I часть, Фа можор (К.№332) I часть; Й.Гайдн Соната №2 ми минор (номер по изд. Избранные сонаты под ред. Л.Ройзмана); М.Клименти Сонаты, вариационные циклы зарубежный и современных композиторов.
Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана.
Чтение с листа: Пьесы гомофонно-гармонического склада и проверка технической подготовки (исполнение 2х гамм - мажорной и минорной)
Собеседование: на собеседовании определяется общий уровень кругозора в сфере культуры и искусства.
Определение творческих способностей:
Не зачет – слабые музыкальные способности, уровень подготовки и программа не соответствует минимальным профессиональным требованиям.
Зачет – выявлены музыкальные способности, владение профессиональными навыками, исполнена программа.
Музыкально-теоретическая подготовка.
Сольфеджио (письменно)
Уровень требований соответствует программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.
Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;
пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.
Пример 1
Сольфеджио (устно):
Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, мелодические и ритмические трудности - соответственно диктанту (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 95,111, Н.М.Ладухин «Одноголосное сольфеджио» №№1-58)
Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, II b, IV#, VI b в мажоре; II b, IV#, IV b, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада.
Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VI b ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VI b ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.
Форма ответа:
- назвать функцию аккорда и вид;
- спеть аккорды;
- сыграть последовательность на фортепиано.
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, II b, IV#, VI b в мажоре; II b, IV#, IV b, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной форме. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».
Определение творческих способностей:
Не зачет – слабые музыкальные способности, уровень подготовки и программа не соответствует минимальным профессиональным требованиям. Отсутствует понимание назначения профессии музыканта. Отсутствует музыкальный слух, вокальные данные. Незнание основных теоретических положений курса теории музыки.
Зачет:
– диктант написан; продемонстрировано вокальное интонирование; продемонстрировано чувство ритма; знание теоретических основ музыкальной грамотности, понимание назначения профессии музыканта.
ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(скрипка, альт, виолончель, контрабас)
Вступительные испытания по специальности состоят из следующих разделов:
исполнение сольной программы;
музыкально-теоретическая подготовка