Название | Цели | Принципы и задачи формирования |
«Тощая» стратегия | Эффективные операции с позиции минимума затрат ресурсов, отходов производства, времени выполнения заказов и объема запасов | Ценность – проектирование продукции, имеющей ценность для потребителя Передача ценности – проектирование наилучшего процесса для производства продукции. «Вытягивание» – выпуск продукции только на основе заказа потребителей Стремление к совершенству – поиск возможностей устранения непроизводительных затрат всех видов ресурсов, например, отказ от неэффективных операций, упрощение перемещений, устранение лишних звеньев логистической цепи, размещение мощностей ближе к потребителям |
Динамичная стратегия | Оперативность и гибкость, обеспечивающие высокое качество обслуживания потребителей | Стремление к полному удовлетворению запросов потребителей на основе анализа изменения рыночного спроса Обязательный послепродажный сервис, важность наличия удовлетворенных потребителей Устранение узких мест и обеспечение бесперебойного материального потока Поддержка репутации организации, обеспечивающей высокое качество и ценность как условия для повторных сделок Подготовка будущих сделок при сохранении контактов со своими настоящими и потенциальными клиентами и партнерами |
Окончание табл. 2.1
Стратегия взаимодействия на основе партнерства предприятия с поставщиками и заказчиками | Увеличение эффективности интегрированной цепи поставок | Упрощение – выбор специализированных видов деятельности, ключевых компетенций Совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками Стандартизация и автоматизация логистических операций, способствующая повышению эффективности и производительности Поток ценности – эффективное управление интегрированной цепью поставок Быстрое принятие логистических решений за счет оптимизации управленческого персонала. Широкое использование передовых методов электронного обмена данными и логистических информационных систем |
Указанные стратегические направления не исключают, а дополняют друг друга, поэтому можно проектировать цепи поставок, которые одновременно будут динамичными, интегрированными и конкурентоспособными.
Проектирование логистической стратегии – сложный процесс, требующий системного подхода для повышения его эффективности. Американский специалист Д. Уотерс дает следующие рекомендации для системного подхода к разработке логистической стратегии.
1. Проведите внешний логистический аудит. Он показывает факторы, позволяющие добиться успеха в этой среде, и устанавливает значимость каждого из этих факторов.
2. В ходе внутреннего аудита проведите анализ стратегии высшего уровня с точки зрения логистики, что позволяет задать общие цели логистики, определить ее стратегическую сфокусированность и сформулировать логистическую миссию.
3. Разработайте общие характеристики цепи поставок, позволяющие обеспечивать лучшую доставку требуемых товаров и услуг.
4. Установите конкретные цели, показывающие, как можно реализовать каждый вид логистической деятельности.
5. Создайте наиболее подходящую организационную структуру, встройте в нее контрольные механизмы и системы, обеспечивающие эффективную работу цепи поставок.
6. Проведите бенчмаркинг, то есть сравните вашу логистику с лучшими образцами, изучите показатели работы организаций-лидеров, выберите параметры для сравнения фактических показателей с запланированными (оптимальными), а также с результатами работы конкурентов.
7. Реализуйте стратегию на практике, задав условия, в которых будут приниматься решения логистического характера на более низких уровнях.
8. Отслеживайте фактические показатели, постоянно стремитесь к совершенствованию, реализуйте стратегические цели к установленным датам, обеспечьте получение обратной связи.
В процессе проектирования стратегии необходимо непрерывно думать о ее реализации, рассматривать практические следствия выбираемых методов и приемов. Стратегия становится эффективной, когда она реализована. Это означает, что долгосрочные цели преобразуются в решения более низких уровней и выполняются конкретные действия, направленные на их достижение. Политику реализации стратегии разрабатывает команда менеджеров с применением цикла, или колеса Деминга, представленного на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Колесо Деминга
Концепция принятия решений при реализации стратегии предполагает, что решения следует принимать в пяти областях, представленных в табл. 2.2.
Таблица 2.2