В результате изучения данного курса студент будет
знать
• понятийный аппарат науки
• методы формальной логики;
уметь
• адекватно выражать в мыслях разнообразно содержательную информацию;
• использовать полученные знания при ведении дискуссий, споров, поиска истины;
• вырабатывать стратегию и тактику управленческой деятельности.
Иметь навык
• аналитической проверки логической правильности собственных рассуждений и позиции оппонента;
• постановки проблем и проверки гипотез; е культуры общения, перспективных линий жизненного поведения.
В процессе освоения дисциплины «Логика» студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
• умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
• умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30).
Содержание дисциплины «Логика»
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
Сущность мышления и предмет логики. Понятия логической формы, логического закона. Основные семантические категории логики: предмет, знак, термин, имя, предикат, высказывание, логические переменные, логические константы, кванторы. Символическое изображение логических переменных, констант и кванторов.
Контрольные вопросы:
1. Что значит определить предмет логики?
2. Какие грани мышления изучает логика?
3. Какое значение имеет язык в определении логики?
4. Что называется выполнимой логической формулой?
Тема 2. ПОНЯТИЕ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Существенные и несущественные признаки предмета. Сущность понятия. Структурные элементы понятия. Закон обратного соотношения содержания и объема понятия
Разновидности понятий по объему: общие, единичные, нулевые. Общие регистрируемые и нерегистрируемые понятия. По содержанию: положительные, отрицательные; конкретные, абстрактные; соотносительные, безотносительные; собирательные, не собирательные.
Отношения между понятиями: сравнимые, несравнимые; совместимые, несовместимые. Отношения совместимости: тождество, пересечение, подчинение. Отношения несовместимости: внеположенность, соподчинение, противоположность, противоречие. Знание сущности, структуры, видов понятий и отношений между ними - основа для уяснения других логических форм мышления.
Логические операции как действия, направленные на раскрытие содержания и объема понятий. Сущность, структура и виды определений. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Способы явного определения понятий. Способы неявного определения. Правила определения понятий и возможные ошибки.
Логические операции обобщения и ограничения понятий.
Контрольные вопросы:
1. Что значит определение понятия как формы логического мышления?
2. Как образуется понятие?
3. Чем различаются пустые и непустые понятия?
4. Как можно соотносить понятия по объёму?
5. Каков состав определения?
6. Каковы правила определения и ошибки в определениях?
Тема 3. ТЕОРИЯ СУЖДЕНИЯ
Сущность суждения как логической формы мышления. Структура суждения. Виды суждений: простые, сложные Отношения между суждениями. Логические связки. Таблицы истинности. Отношения между сложными высказываниями. Другие виды высказываний.
Контрольные вопросы:
1. В чем выражается суждение?
2. Какова логическая форма суждения?
3. Как суждения можно разделить по качеству?
4. Какие суждения называются простыми? сложными?
Тема 4.ТЕОРИЯ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Непосредственные умозаключения. Общая характеристика умозаключения. Дедукция и индукция. Простой категорический силлогизм. Общая характеристика силлогизма. Общие правила силлогизма. Превращение. Обращение. Противопоставление предикату. Проверка силлогизмов. Индуктивные умозаключения. Общее определение индукции. Виды индукции. Индуктивные методы установления причинных связей.
Контрольные вопросы:
1. Что называется умозаключением?
2. Что называется дедуктивным умозаключением?
3. Сформулируйте правило простого категорического силлогизма.
4. Дайте общее определение индукции.
Тема 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫЛОГИКИ. ГИПОТЕЗА
Основные законы логики и их нормативное значение в следственной и оперативной деятельности.
Закон достаточного основания и его методологическое значение. Типичные ошибки, связанные с нарушением закона достаточного основания в правоприменительной деятельности. Необходимые и достаточные условия.
Закон тождества, его методологическое значение, идентификация и опознание.
Закон не противоречия, его применение при анализе текстов и высказываний. Закон исключенного третьего как нормативный принцип правоприменительной деятельности.
Проблема редукции законов логики. Классическая и многозначная логики.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные логические законы.
2. Как применятся законы в жизни.
3. Что приводит к появлению редукции законов.
Тема 6. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Понятие и виды вопросов. Способы постановки вопросов.
Понятие и виды ответов. Способы ответов.
Правила аргументации. Способы аргументация. Применение аргументации к различным видам вопросов.
Закон тождества, его методологическое значение, идентификация и опознание.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные виды вопросов.
2. Каким правилам необходимо придерживаться при ответе на вопрос.
3. К чему приводит нарушение правил аргументации.
Планы семинарских (практических) занятий.
Тема 1. Понятие
План:
1. Общая характеристика понятия
2. Образование понятий
3. Объем и содержание понятия
4. Обобщение и ограничение понятий
Основная литература: [1] – Глава 6, [2] – c.56-64
Тема 2. Суждение
План:
1. Общая характеристика суждения.
2. Виды и структура простого суждения.
3. Логические связки.
4. Таблицы истинности. Отношения между сложными суждениями.
5. Законы логики.
Основная литература: [1] - Глава4, [2] – c. 69-74
Тема 3. Умозаключения
План:
1. Непосредственные умозаключения.
2. Общие правила силлогизма.
3. Общее определение индукции.
4. Виды индукции.
5. Индуктивные методы установления причинных связей.
Основная литература: [1] – Глава5, [2] – c. 91-114