ЭССЕ НА ТЕМУ: «КАКОЙ ФАКТОР АНТРОПОСОЦИОГИНЕЗА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ»
Антропогенез - процесс исторического развития человека, того биологического вида, к которому принадлежим мы все. Важнейшее значение в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека.
Фридрих Энгельс (1820-1895) в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» обсуждал проблему происхождения человечества как социума.
Другой краеугольный камень учения об антропогенезе – общая теория эволюции и ее крупнейшее достижение – гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Чарльзом Дарвином. Свои мысли он изложил в труде «Происхождение человека и половой отбор», являвшемся продолжением книги «Происхождение видов». Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, то есть с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства. Теория Дарвина обоснована с помощью сравнительно-эволюционного метода, ссылаясь на то, что тело человека имеет общий с телом млекопитающих план строения, человек и млекопитающие болеют одинаковыми инфекционными болезнями, имеют общих паразитов, у них идентичный химический состав крови и других тканей, а наиболее близкие к человеку человекообра.
Дарвин же рассматривал проблему происхождения человека не в социальном аспекте, а сугубо с точки зрения биолога. Академик Валерий Павлович Алексеев (1930-1991), выделяя семейство гоминид с входящим в него видом Человек Разумный, утверждал, что для определения границы между животным и человеком, нужно исходить не из факта изготовления орудий, не из возникновения в морфологии человека предпосылок трудовой деятельности, не из его социальной природы, а из собственно морфологических различий между человеком и ближайшими к нему предковыми формами, ибо семейство гоминид биологическая, а не социальная общность. Человек подчиняется тем же законам последовательности и изменчивости, что и животные. Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения.
Философское осмысление природы человеческого бытия не стоит на месте: последние десятилетия охарактеризовались как новыми разработками в сфере креационизма, так и новыми научными подходами, в честности, применением генетического исследования ДНК. Исследований по антропосоциогенезу очень много во всем мире, и, соответственно, есть множество альтернативных концепций, альтернативных интерпретаций и т.п. Третья: обновление фактологической базы палеоантропологии сегодня происходит исключительно быстро, и научные, а также и учебные, публикации, претендующие на какие-то обобщения, стареют «на глазах».
Поэтому актуальной целью данной работы представляется обзор современных позиций мыслителей и ученых в сопоставлении с ретроспективой имеющихся теорий.
Философские представления о происхождении человека
Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Так как движущие силы эволюции не фиксируются, изучать их можно только в действии, то есть в данный момент на основе экстраполяции. Общая картина антропогенеза реконструируется на основе неполных и в географическом (огромные просторы Азии и Африки остаются неисследованными) и в хронологическом отношении данных, пробелы в которых восполняются более или менее вероятными гипотезами. Дефект информации проистекает из единичности находок в каждом из местонахождений. Индивидуумы очень сильно отличаются друг от друга, и, только опираясь на данные о многих индивидуумах, можно получить групповой портрет локальной группы.
К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками "недостающего звена" в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам "перерыв постепенности" - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие.