ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направленности, исоставлена для полноценного художественного развития детей через их общение с близким для них природным окружением, через знакомство с художественными традициями русских промыслов, а также через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Цель кружка - создание условий для развития творчески активной личности средствами декоративной деятельности, поэтического и обрядово-игрового народного творчества на основе культурных традиций русского народа.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
-формирование мировоззрения, внутренней культуры личности через народный обрядовый календарь;
- познакомить детей с традиционными праздниками народного календаря;
- сообщение и закрепление знаний по традиционным народным обрядам и их традициям;
-познакомить детей с обрядовыми, обереговыми и игровыми куклами.
- научить детей технологии изготовления некоторых обрядовых, обереговых и игровых кукол.
- воспитывать у детей трудолюбие, бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами.
- воспитать у детей любовь к традиционной культуре
- развивать художественно – творческие способности детей
Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что на основе изучения народного календаря создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года занятий. Возраст занимающихся от 12 до 15 лет. Объем часов в год составляет: в 1-й год – 26 часов, во 2-й, – 36 часов.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 3 занятия в месяц. Образовательный процесс строится в соответствии с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Содержание рабочей программы
1-й год обучения. «Праздники народного календаря ». В программе 1-го года обучения раскрываются история и особенности календарных праздников, которые получили в народе свое объяснение.Предусмотрено проведение обрядов и праздников, традиционно отмечаемых в народе.Учащиеся изучают детский поэтический фольклор, узнают, в какие игры играли их предки и как они связаны с сезонами, обрядами и праздниками.
В программе изготовление предметов изприродного материала, составляет основное содержание программы которые исстаримастерили дети и взрослые – разнообразных сезонных игрушек и обрядовых предметов.
2-й год обучения. «Календарь народной куклы». Как любое действо, изготовление тряпичных народных кукол часто опиралось на различные рода важные даты или праздники. Именно поэтому существует календарь изготовления народной тряпичной куклы.
Формы и режим занятий
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия. Предусматривается участие в праздниках, выставок кукол, декоративно-прикладного искусства и др.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
· появление знаний об основных народных праздниках, обрядах, обычаях, поэтическом и игровом фольклоре, связанных с природным календарем;
· Овладение различными техниками художественного отображения действительности;
· Умение играть совместно, соблюдая правила игры.
· умение организовывать подвижные игры и хороводы, объединяясь в коллектив, соблюдающий правила и последовательность ролевых действий.
· умеют самостоятельно воплощать творческие замыслы, используя для этого выбранную технику исполнения.
· использование знаний народного календаря для создания кукол;
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- оценки качества самостоятельно изготовленных кукол;
Формы подведения итогов реализации программы.
Результативность обучения определяется качеством выполнения кукол, участие в выставках работ, выполненных на занятиях.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представления о народном календаре;
- Приобретение детьми практических умений по работе с материалом;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию;
- Знать традиционные праздники народного календаря;
- Знать различные виды обереговых, обрядовых и игровых народных кукол и уметь их изготавливать;
- Изготовить изделие с дальнейшим участием в региональных конкурсах и выставках.
Список использованной литературы
1. Баранова О.Г. Праздники и обряды народного земледельческого
календаря. – СПб.: 2001.-532 с.
2. Календарные и обрядовые праздники русских [Электронный ресурс]
/ - Виртуальный музей «Каждый народ – Золотой фонд России». – Режим доступа: https://www.обычаи-и-традиции.рф/obyichai-i-traditsii-russkogo-naroda
3. Календарь изготовления традиционных обрядовых кукол
[Электронный ресурс]– Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/jolitute/post329161004
4. Календарь обережных кукол [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://allo4ka.ucoz.ru/index/kalendar_oberezhnykh_kukol/0-59
5. Народные куклы. Народные игрушки[Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://www.rukukla.ru/
6. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках:
Сборник фольклорных материалов /Запись, составление и нотация Г.М.Науменко. – М.: ЗАО Издат-во Центрополиграф, 2001. – 462 с.:
7. Славянские куклы-обереги из ткани: их значение и как делать их
своими руками[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nacrestike.ru/publ/interesnoe/slavjanskie_kukly_oberegi_iz_tkani/10-1-0-1439
Календарно-тематический план на 1-й год обучения
Часов в год
№ п/п | Разделы программы. Темы. Содержание. | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
Введение | ||||||
Инструктаж по ТБ. Ознакомление с задачами программой кружка. | ||||||
Знакомство с понятием народный календарь Понятие «Календарь. Народный календарь». Из истории народного календаря. | ||||||
Зимний цикл праздников | ||||||
Святки.История святочной недели.Оказание помощи нуждающимся. Хождение ряженых по дворам. 15 февраля – Сретение Господне. Из истории праздника. | ||||||
Весенний цикл праздников. | ||||||
Масленица. Масленичные забавы. Из истории праздника. Угощение блинами, катание с горки. Сжигание соломенного чучела. 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Из истории праздника. Жжение костра с обрядовыми действиями. | ||||||
Летний цикл праздников | ||||||
19 июня. День Святой Троицы.Из истории праздника. Изготовление украшения для жилища. Иван Купала.Из истории праздника. Купания при луне, плетение венка и пускание его по реке. Песни, хороводы, костер | ||||||
Осенний цикл праздников. | ||||||
27 сентября- Воздвижение. Из истории праздника. Изготовление коллективного панно. 14 октября -Покрова Богородицы. Из истории праздника. Изготовление верхонок. | ||||||
Итого:26 | ||||||
Календарно-тематический план на 2-й год обучения
Часов в год
№ п/п | Раздел программы. Темы. Содержание. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с задачами программой кружка. | |||
2. | История и значение куклы. Изготовление куклы - Крестец | |||
3. | История и значение куклы. Изготовление куклы - Масленицы | |||
4. | История и значение куклы. Изготовлениекуклы - Сороки | |||
5. | История и значение куклы. Изготовление куклы – Толстушки -Костромушки | |||
6. | История и значение куклы. Изготовление куклы - Долюшки | |||
7. | История и значение куклы. Изготовление куклы – Травницы | |||
8. | История и значение куклы. Изготовление куклы – Крупенички | |||
9. | История и значение куклы. Изготовление куклы -Десятиручки | |||
10. | История и значение куклы. Изготовление куклы -Филлиповки | |||
11. | История и значение куклы. Изготовление куклы – Спиридона-Солнцеворота. | |||
12. | История и значение куклы. Изготовление куклы – Козы | |||
13. | Итоговое занятие. Выставка детских работ. | |||
Итого: |