Логопедическая работа является одним из наиболее значительных разделов комплексного метода лечения заикания у детей дошкольного возраста. Особенности раннего детского возраста не позволяют ограничивать логопедическую работу только выработкой плавности речи, она должна сочетаться с общими задачами по развитию речи и личности ребенка.
Необходимо, следовательно, применять меры для улучшения памяти, внимания, моторики и поведения. Все это связано с большой педагогической и воспитательной работой.
Речевые занятия с заикающимися детьми дошкольного возраста, в отличие от дидактических речевых упражнений, строятся в соответствии с их жизненными интересами и играми.
Речь ребенка развивается от отдельных слов к фразе, от простой фразы к сложной, к сочетанию фраз и обобщений.
В развитии речевой функции основную роль играют слуховые и зрительные анализаторы. Вся работа над речью опирается, главным образом, на связи этих двух анализаторов со словом, т. е. первой сигнальной системы со второй.
Поэтому вначале логопедических занятии необходимо расширять словарь ребенка, используя наглядные пособии: боль тое число самых разнообразных картинок и игрушек.
Одновременно начинается работа и над плавностью речи заикающегося ребенка. Известно, что степень заикания меня ется в зависимости от того, говорит ли заикающийся ребенок отраженно или спонтанно, произносит ли он что-либо заучен ое или отвечает на вопросы. Поэтому все виды речевых упражнений, которые используются для перевоспитания речи заикающегося ребенка, распределены в порядке постепенного усложнения форм речи, т. с. от сопряженной к отраженной речи, являющимися для детей самыми легкими видами речи к наиболее сложной: к спонтанной, эмоциональной речи.
В логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста рекомендуются следующие виды речевых упражнений:
1. Сопряженная речь. 2. Отраженная речь. 3. Ответы на вопросы по знакомой картинке. 4. Самостоятельное описание знакомых картинок. 5. Пересказ прослушанного небольшого рассказа. 6. Спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам). 7. Нормальная эмоциональная речь (беседы, просьбы и т. д.).
Все вышеупомянутые семь видов речи составляют основную схему в работе по перевоспитанию речи заикающегося ребенка.
Она необходима логопеду, чтобы при построении коллективных занятий с группой, он имел возможность учесть состояние заикания у того или другого ребенка в отдельности, и давал бы каждому из них посильные речевые задания. Кроме того, такое распределение всех видов речи, которыми пользуется логопед во время занятий, дает возможность вести ежедневный учет речевых занятий при заикании в форме графической записи, отмечая в ней, как улучшения, так и ухудшения заикания в период занятий.
Подробные записи о состоянии речи в целом с описанием характера заикания причин возможных рецидивов имеются в дневниках логопедов.
Сопряженная речь: Сопряженной речью называется такая речь, когда слово или фраза произносится ребенком совместно с руководителем. Этот первый вид речевого упражнения является наиболее легким для заикающегося, поэтому ^психотерапевтическое значение его исключительно велико.
При сопряженной речи у детей достигается плавная речь в случаях самой тяжелой степени заикания.
Этим видом речи можно широко пользоваться на первых занятиях с группой и со вновь поступающими детьми. С са-
мого начала речевых занятии надо принимать но внимание большую склонное!'],.четен к подражанию п чту подражательную способное!!, использовать и нужном для правильной! развития речь направлении.
Руководитель должен с исключительным вниманием следить за своею речью, говорить с детьми выразительным, четким языком с естественной эмоциональной интонацией.
Сопряженная речь всегда проводится на картинках, содержание которых должно быть понятным и доступным для ребенка.
В начале даются картинки, на которых изображен лишь один предмет, но для того, чтобы приучить детей с самого начала к связно!! речи, показывая картинки, надо говорить небольшую фразу, например: «Это лопатка», «Это кукла» и т. п.
Затем даются картинки, где изображено какое-либо действие, постепенно увеличивая количество слов во фразах до трех, четырех, пяти и далее.
Необходимо отметить, что такое произношение фраз доставляет детям большое удовлетворение: в коллективном произношении любого текста, — будь то стихи или проза, — они совершенно не заикаются, и эта возможность плавно говорить сразу их очень успокаивает. В таких упражнениях, как правило, участвуют даже самые робкие и неуверенные дети. Отраженная речь: Это следующий вид речевого упражнения после сопряженной речи;( он сходен с предыдущим так как в нем также нет еще элементов самостоятельной речи. Известно, что подсказывание благотворно действует на затрудненную речь, и поэтому отраженное повторению фразы для заикающегося не представляется трудным.
Отраженная речь, так же как и сопряженная, воспитывается вначале по картинкам, а затем на стихах, на детских рассказах с небольшими фразами.
В системе перевоспитания речи при заикании сопряженная и отраженная речь занимают большое место. Огромную роль здесь играет и подражание детей речи педагога, воспитателя, поэтому с большой требовательностью надо относиться к речи логопеда — она должна быть безукоризненна в смысле четкости и грамотности.
0?веты на вопросы по знакомым картинкам: Этот вид упражнения в речи сходен с предыдущим, но отличается от него тем, что при ответе на вопрос по картинке одно слово ребенок должен уже произнести самостоятельно. Вопрос задастся таким образом, чтобы ребенку было легко ответить и он мог бы почти отраженно повторить весь вопрос в своем от-
вето. Так, например, на картинке изображена девочка, играющая с мячом. Логопед спрашивает: «Кто играет с мячом?» 1;е.бенок должен ответить: «Девочка играет с мячом*. Другая картинка: «дети сидят за столом и читают' книжки». Вопрос опять задается так. чтобы ребенку надо было бы вставить только одно слово. Вопрос: «Кто сидит' за столом и читает книги?»
Таким образом, постепенно, незаметно совершается переход от отраженной речи к описанию картинки.
Картинки нужны на занятиях при любом из видов речи. Самостоятельное описание картинок: Чтобы облегчить этот этап спонтанной речи, надо вначале давать детям для описания уже знакомые картинки. Тогда этот переход к самостоятельному виду речи не представляется для них трудным и вместе с тем постепенно приучает их уже к самостоятельному построению фразы. Необходимо помнить, что речевые занятия, помимо перевоспитания речи из заикающейся в плавную, одновременно обогащают запас детского словаря часто очень бедного, особенно у детей с поздним развитием
речи.
В упражнениях самостоятельного построения фраз надо приучать детей грамматически правильно говорить: правильно употреблять союзы, местоимения, наречия и т. д., так как с этими частями речи дошкольники справляются плохо. Затем постепенно им предоставляется самостоятельное построение фраз. Для этих упражнений также, как и для предыдущих, необходимо иметь самые разнообразные картинки, лото и другие педагогические пособия.
Самостоятельное изложение прослушанного рассказа: На этом этапе перевоспитания речи логопед уже не пользуется картинками,.подсказывающими детям содержание произносимой ими фразы или рассказа, а упражняет их внимание и память слушаньем, а затем и пересказыванием прочитанных небольших рассказов. Этот вид речи значительно приближается к спонтанному.
Для самостоятельного рассказывания детям читаются вначале очень небольшие рассказы, главным образом из детской жизни. Лучшим примером таких рассказов для детей служат рассказы Льва Толстого, Ушинского и Пришвина. Они написаны простым доступным языком, и дети их легко передают своими словами.
Спонтанная и эмоциональная речь: являются последней ступенью в перевоспитании речи заикающегося ребенка. Сложность построения спонтанной речи зависит не только от внешних условий, т. е. где и с кем ведется разговор, но и от
речевых по возможностей говорящего. Нельзя забывать о том, что возраст маленьких заикающихся равен 3 4, 5 и 6 годам, т. е. это тот возраст, когда происходит накопление словаря, формирование фонетической и грамматической стороны речи. Кроме того возраст является периодом наиболее сложногo, ответственного процесса развитие семантики речи. Овладевая речью ребенок начинает не только говорить, ион мыслить абстрактно. Б этом возрасте у детей происходит бурный переход от речи ситуативной к контекстной.
Все дети, достигшие свободной, спонтанной речи, назначаются по очереди дежурными в своей группе, дежурными по столу, им даются всевозможные поручения: пойти позвать кого-нибудь из персонала, попросить что-либо принести, узнать, который час, рекомендуется разговор и с посторонними.
Этим упражнениям отводится большое место в занятиях, они являются надежной проверкой устойчивости достигнутых результатов в перевоспитании речи. Детям же они придают уверенность и смелость для свободного речевого общения не только в стенах своего детского коллектива, но и вне его, с мало знакомыми людьми.
При заикании у детей часто нарушаются интонация и голос. Последний становится глухой, речь теряет свою выразительность, появляются затруднения и в эмоциональной речи. При построении методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста необходимо учесть все эти изменения, происходящие в речи детей при возникновении у них заикания.
Выработка выразительности, интонаций, громкого голоса и спокойных, смелых ответов сначала проводится путем подражания речи логопеда, при чтении стихов и особенно басен, с эмоциональным изменением голоса, согласно ситуации читаемого материала (восклицания, просьбы, огорчения, радости, удивления и др.). Дети прекрасно подражают и такая эмоциональная речь нисколько не нарушает ее плавности. В последующем такая же правильная, выразительная, богатая эмоциональными интонациями речь вырабатывается у детей и при пересказе прозы и при" рассказывании, придуманных ими самими, рассказов на заданные темы.
Особенно надо отметить, работу над развитием эмоциональной речи при различных инсценировках сказок, рассказов, игр. Перевоплощение детей во время исполнения ролей отвлекает заикающегося ребенка от его плохой речи и способствует развитию смелой эмоциональной речи. С самого же начала работы над развернутой речью заикающихся детей необходимо приучить их правильно задавать вопросы и грамматически правильно на них отвечать.
Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка, зги две функции взаимосвязаны. В связи с этим не менее важным моментом является работа по развитию внимания, памяти, умения дифференцировать и обобщать понятия, т. е. работа по развитию мышления в самом широком смысле слова.
. Внимание и наблюдательность качества необходимые в повседневной и будущей школьной жизни ребенка, часто они сильно нарушены у маленьких заикающихся детей. Работа логопеда по развитию и активизации внимания у детей является одним из существенных моментов. Она достигается самыми различными творческими путями логопедов, стремящихся максимально заинтересовывать занятиями детей, активном мобилизацией внимания у тех, у кого оно отсутствует. Занятий и игр для выработки навыков внимания множество, разнообразие их необходимо, оно всегда активизирует детей и заинтересовывает их. Неоспоримо верным нужно считать тот факт, что именно коллективные занятия заставляют детей рассеянных, подвижных, максимально сосредоточиться на заданиях, чтобы «не отстать или не подвести товарищей». Мышление ребенка, во многом определяется его памятью. Память в раннем детском возрасте является одной из основных психических функций. Эта функция будет также не обходима детям в их последующей жизни в школьные годы. Детская память развивается с помощью большого вспомогательного материала путем запоминаний, самых различных (от легких до очень сложных) картин, различных игр, инсценировок и т. п.
Эти занятия по активизации, внимания, запоминания, введенные в практику логопедических занятии, приносят большую пользу, в равной мере, как для общего развития ребенка, так и для развития памяти и перевоспитания его речи.
Не менее существенными моментами в логопедической работе с заикающимися детьми, имеющими значительное влияние на перевоспитание речи и личности заикающегося ребенка является творческая работа детей и воспитательные моменты.
Творчество детей всегда является отражением уровня, развития ребенка, его интересов, мыслей и даже «стремлений». Не приходится говорить, какое это имеет значение в, логопедической практике, когда приходится сталкиваться не только с тяжелыми формами заикания, запоздалой речью, по и с плохой моторикой, неловкостью детей, с полным неумением не только рисовать, лепить, но и просто с неумением держать карандаш. Динамика развития их личности раскрывается в рисунках, лепке, в работе с конструктором, мозаикой и т. л.
Игровые задания, рисунки, лепка, вышивание, склеивание и т. д.. начиная от племен тарных приемов, нее более и более усложняются, разнообразятся заданиями, связанными с речью.
Исключительный интерес для наблюдения и большое значение для работы над речью представляют рассказы и разговоры о нарисованном, построенном', слепленном. Этот раздел работы развивает наблюдательность детей и соответственно дает темы для спонтанной речи, обогащая запас сведений и представлении ребенка.
Творческая деятельность детей, построенная по специальной методике имеет огромное педагогическое значение. Она одновременно является и терапией заикания путем создания конкурирующих очагов и служит целям развития всего речевого и двигательного анализаторов. Творчество и ручной груд г- соединении с речевыми заданиями служат непосредственно мелям терапии заикания.
Под конец разнообразие творческих задании и способов их выполнения, а также речевого обозначения диктуются преимущественно спонтанной, ничем неограниченной инициативой и творческим воображением каждого ребенка в отдельности. Этому завершающему этапу придается большое воспитательное значение, как для механизма максимального развития" творческих способностей, так и для социальной направленности. Эта сложная часть логопедической работы является также одним из приемов комплексного метода терапии заикания у детей. Логопедическая работа, построенная таким образом, способствует максимальной эффективности лечения заикания и наиболее прочному закреплению полученных результатов.
При сочетании заикания с другими нарушениями речи или с задержкой развития функции речи в целом нужно строить индивидуальную логопедическую работу таким образом, чтобы как можно раньше произошла нормализация звукопроизношения и коррекция сопутствующих расстройств речи по специально разработанным методикам (см. работы Е. Ф. Pay. Л. В. Мелеховой, О. В. Правдиной).
Вся речь в логопедической работе с детьми должна быт» нормальной, с естественной интонацией. Тягучая и монотонная речь не должна применяться.
Психотерапия
Ведущей формой психотерапии при лечении заикания маленьких детей является рациональная психотерапия, пронизывающая всю работу логопеда и врача.
14 Iм '..„-ли институт j
Сущность такой формы психотерапевтического возденет вия подчинена одной общей цели: перевоспитанию речи а личности заикающегося ребенка
Родите.in, как правило, не обращают внимания своих боль пых детей па заикание, в то время как в детских коллективах (детский сад, двор, школа) речевой дефект ребенка является предметом обсуждения и насмешек детей, что в итоге приводит к нарушению контактов и отчуждению заикающегося ребенка от коллектива сверстников.
В правильно организованном логопедическом коллективе заикающиеся дети вновь обретают утраченный коллектив. Они начинают участвовать в общих играх, активно пользуются речью, свободно разговаривают с другими детьми. Все это привлекает их в такой специальный коллектив, делает желанным его посещение, снижает психическую травмированность и повышает эффективность лечения заикания.
В логопедическом коллективе ребенку сразу даются установки, направленные на борьбу с его речевым недостатком. В первой же беседе его внимание фиксируется на правильной, спокойной речи, предъявляются посильные речевые требования, как со стороны логопеда, так и всего персонала. Такое облегчение в речи исключительно благоприятно отражается па всем поведении заикающегося ребенка.
Дети очень внушаемы и эта их особенность должна правильно использоваться в психотерапевтических беседах на самые различные темы: об их поведении, речи, играх, взаимоотношениях с товарищами и т. п.
Большинство бесед с детьми целесообразно проводить в коллективе. При помощи таких бесед удается воздействовать на ребенка в смысле преодоления дурных привычек, страхов, часто возникающих у детей одновременно с заиканием. В отдельных случаях приходится прибегать и к индивидуальным психотерапевтическим беседам и внушению.
Для снятия мышечного напряжения при лечении заикания у дошкольников могут быть также рекомендованы специальные виды психотерапии по общему расслаблению — релаксация по системе Берже, Мишо и других с использованием элементов методики Джекобсона (см. приложение).
Таким образом психотерапия' при лечении заикающихся детей — это не только воздействие словом, это целая система мероприятий, направленная на борьбу за правильное воспитание, на исключение психотравмирующих ситуаций, на оздоровление всей личности заикающегося ребенка.
■ЯМИИЯаНМММ^ mi ив.1.■ i ти- „-««вщааилви™ | ■ 11 in Я^Ь
1МССКОВСКИИ СОЦИАЛЬНО-! I ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ I
. |Ц.1Ц|1Я|1ИЧ1И11*1»*№Ш'*"~'1"'"—г-wmmWi.iHii ii -ll«m.. i HVMW
Музыкальная ритмика
Следующий раздел комплексного метода — это музыкальная логоритмика и пение (по методике, разработанной В. А. Гринер). Специальные музыкальные занятия, связывающие воедино музыку, слово и движение имеют большое значение для мобилизации внимания и памяти ребенка.
Музыка, как одно из наиболее доступных искусств с ее большим эмоциональным влиянием дает возможность бесконечно разнообразить эти занятия. Кроме того, свойства музыкального ритма, его закономерность, организованность, используются как средство, тонизирующее и воспитывающее чувство ритма, плавности и четкости моторики детей.
Задачей музыкальной логорптмики является тренировка двигательного аппарата, борьба с заиканием и перевоспитание личности заикающегося ребенка.
Практический материал занятий представляет собой цепь разнообразных двигательных заданий, связанных с музыкой и расположенных по определенной схеме, предусматривающей правильное чередование физической и психической нагрузки.
Специфической способностью логопедической ритмики является введение речевых заданий в двигательные упражнения под музыку. Эти двигательные и словесные задания расположены по разделам; имеющим следующее содержание:
1. Вводные упражнения преследуют цель дать детям первоначальные навыки умения ходить в различных направлениях под музыку в разных темпах.
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для заикающихся детей, так как у них отмечается наклонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих движений. Излишнее напряжение является серьезным препятствием для успешного исправления речи.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут проводить и логопеды, не владеющие музыкальным инструментом. Ь этом случае регулятором движений могут служить не музыка, а движения с ритмизованной стихотворной речью.
3. Упражнения, активирующие внимание и способствую
щие повышению координации движений. Здесь речь идет о бы
стрых и точных реакциях па зрительные и слуховые раздражи
тели.
4. Упражнения, воспитывающие чувство ритма. Задание
этого раздела заостряют внимание ребенка па эмоциональном
содержании музыки, на форме и фразировке. Содержание му
зыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной техники
могут быть использованы для упорядочения характера и темпа
движений. Такая регулировка четкости и темпа движений особенно нужна детям, страдающим темповыми расстройствами речи, часто коррелирующими с бесперебойным характером движений. В таких случаях огромное значение приобретает переключение с одного темпа и ритма движений па другой.
Кроме того, воспитание чувства музыкального ритма имеет большое дисциплинирующее и тонизирующее значение.
5. Более сложные речевые задания и упражнения представляют из себя цепь заданий на координацию слова с движением и музыкой. Здесь используется общность средства выразительности как музыкальной, так и разговорной речи. Могут применяться также и двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотворным ритмом.
6. Специальные игры поводятся как в музыкальном сопровождении, так и без него. Игра требует от ребенка внимания, сообразительности, находчивости. Она стимулирует здоровое чувство соревнования, а также чувство коллективности, ее задача—развивать у ребенка двигательный аппарат, укреплять его мускулатуру, воспитывать ловкость, решительность, смелость и инициативу.
7. Заключительные упражнения преследуют цель привести весь организм ребенка в спокойное состояние после некоторого физического напряжения, появляющегося во время предыдущих заданий.
8. Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение.
С детьми не следует вести специальные дыхательные упражнения, так как они сложны и скучны для них. Они заменяются пением и медикаментозным лечением. И даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, усиленном выдохе, топотом или с очень коротким дыханием, пение помогает восстановить нарушенное нормальное речевое дыхание.
При перевоспитании речь необходимо стремиться к тому, чтобы внимание детей не фиксировалось на том, как вдохнуть или выдохнуть, как произнести звук (что требуют от заикающихся авторы дидактических методов лечения заикания).
Помимо регулировки дыхания, пение способствует развитию голоса, который! у заикающихся детей чаще всего бывает очень слабым.
Занятиям по пению придается очень большое значение еще и потому, что песни всегда прекрасно действуют на эмоциональную сферу детей.
Таким образом, вся система логоритмических упражнений служит основной цели — воспитанию всей личности заикающегося ребенка, укреплению его волевой сферы, речевой функции и моторики.
Работа с родителями
При лечении заикания у детей, совершенно, необходимой является работа с родителями.
Условия, в которых растет ребенок, его окружение, мето
ды воспитания — все это кладет отпечатки на его характер,
поведение и речевое развитие.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что «успех воспитания зависит главным образом от личности воспитателя будь то родители или лица, их заменяющие. Влияние на детей личного примера воспитателя, а также родителей составляют основную воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений».
Неправильное воспитание часто создает для детей условия постоянной психической травматизации. С неправильными воспитательными приемами родителей логопед сталкивается в период пребывания детей в специальном лечебном учреждении. Иногда родители сообщают логопеду о «методах», к которым они прибегают, чтобы прекратить появившееся у детей заикание. Они либо задаривают детей подарками, либо прибегают к репрессивным мерам и наказаниям.
От родителей надо требовать безусловного соблюдения специального Общего и речевого режима для детей, страдающих заиканием, выработки у них сознательной дисциплины. Нужно, чтобы родители, добиваясь от детей правильного поведения, в свою очередь исключительно внимательно относились и к собственным поступкам и словам.
Родители или лица, их заменяющие, должны быть активными помощниками логопеда и врача в течение всего периода лечения ребенка.
Профилактика заикания
Профилактическое направление, т.- е. предупреждение болезни является основой советского здравоохранения. Оно опирается на современные достижения медицины и педагогики.
Основными моментами профилактической работы в борьбе с заиканием являются:
1. Предупреждение возникновения заикания у детей. - 2. При только что возникшем заикании — предупреждение его дальнейшего развития.
3. Предупреждение рецидивов заикания. Одним из важнейших условий предупреждения заикания у детей в раннем возрасте является правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.
Огромное значение имеет организованность и порядок в семье, взаимопомощь, чувство товарищества. Дети очень чутки не только к тому, как к ним относятся взрослые, но и к взаимоотношениям родителей и других членов семьи. Всякие неурядицы в семье, особенно ее разрушение, всегда плохо отражаются на психическом состоянии детей. В этих случаях нередко развивается детская нервность и заикание в том числе:
Большое внимание для предупреждения заикания должны уделять родители, а также воспитатели яслей и детских садов правильному развитию речи у детей. Нельзя подлаживаться под детский лепетный разговор. Дети должны слушать все время правильную неторопливую речь.
Это относится главным образом к периоду наиболее интенсивного формирования речи ребенка, т. е. к возрасту от 2 до 5 лет, когда есть опасность возникновения различных запинок и затруднений в речи ребенка не судорожного характера. В раннем детском возрасте полезно ограничивать эмоциональное напряжение. Следует4 избегать внезапных и чрезмерных по силе раздражителей (резкие окрики, свистки, малознакомые животные и т. п.), которые могут напугать ребенка. Нельзя разрешать детям долго слушать радио, смотреть телевизионные передачи.
Многие родители, стремясь успокоить ребенка перед сном, прибегают к запугиванию («вот придет старик и заберет тебя») или рассказывают страшные сказки. Но такие методы чаще всего производят обратное действие. У детей легко возникают страхи, которые фиксируются и начинают появляться каждый раз перед засыпанием. Притом нарушается координированная функция дыхания, голосообразования, артикулирования, т. е. развивается заикание.
Если заикание уже возникло, лечение его нужно начинать
как можно раньше, сразу же. »*
При первых же симптомах заболевания нужно проявить особый подход к детям. Прежде всего нельзя передразнивать и требовать правильного произношения слов, если ребенок не может этого сделать. Окружающие не должны проявлять волнения по поводу развившегося заикания. Нужно говорить с ребенком спокойно, четко выговаривать слова, меньше задавать вопросов.
При резко выраженном заикании ребенку необходимо создать полный речевой покои. Иногда даже полезно уложить его в кропать и соблюдать тишину. В качестве логопедических мероприятии и это время полезно переключать внимание детей с речи на игры и разнообразные виды деятельности (мозаику, пластеллин, склеивание, кубики, рисование и т. д.). Максимально ограничивая речевое общение все же полезно давать рассматривать картинки, изображающих отдельные предметы, называя их спокойно, но не заставляя ребенка повторять за собой.
Одновременно необходимо прибегать к назначению успокаивающих и общеукрепляющих средств (препаратов брома с кофеином, витаминов, глюкозы одномоментно с теофедрином пли платифиллнном).
Лечение следует продолжать до полного прекращения заикания, длительно выдерживая детей в определенном речевом режиме, постепенно развивая и укрепляя функцию речи.
Своевременные врачебные и логопедические мероприятия могут предупредить дальнейшее развитие заикания.
Предупреждение рецидивов заикания
Появлению рецидивов заикания могут способствовать различные неблагоприятные моменты:
1. Нарушения режима питания, отдыха.
2. Перегрузка эмоциональной сферы ребенка (в результате частых посещений кино", просмотра телевизионных передач, чтения сказок устрашающего содержания, ' огорчающих переживаний и т. д.).
3. Перенесение инфекционных заболеваний и травм.
4. Поступление ранее заикавшегося ребенка в школу (новый коллектив детей, взаимоотношения с педагогами, повышенные требования к речи: большая нагрузка на нервную систему, утомление), либо переход из начальной в среднюю школу.
5. Возрастные кризы.
Для предотвращения рецидивов заикания большое значение имеет своевременное обращение к логопедам и врачам и выполнение их назначений, а также оздоровление окружающей среды.
Медикаментозными средствами, служащими целям поддерживающей терапии, обычно служат те лекарственные препараты, которые оказывали максимальный терапевтический эффект в прошлом, либо те назначения, которые диктуются
ведущей симптоматикой клинической картины данного момента заболевания.
Правильное представление о сущности заикания и основанные на этом профилактика и лечение являются залогом оздоровлении речи у детей. Эта помощь должна оказываться а дошкольном периоде, чтобы лети поступали в шкоту со это здоровой речью.
I мО'
I Ipn.lo.-Ki'u;.
ОБУЧЕНИЕ РЕЛАКСАЦИИ ДЕТЕЙ*)
Гак как методы Г. Шульца и Э. Якобзона трудны для освоения их детьми, Ж. Берже, Мишо, Виндлошер и Винтреберт предложили специальные модификации этих методов применительно к детскому возрасту. Они считают, что релаксация, мелью которой является снижение тонуса мышц и эмоционального напряжения, имеет широкие показания к применению (заикание, двигательные расстройства, фобии и т. д.) и может быть применена к детям, начиная с G летнего возраста. В детской практике техника релаксации имеет свои особенности. Прежде всего, следует путем спокойной, ласковой беседы установить с ребенком тесный контакт, в доступной форме донести до его сознания то, что от пего потребуется в дальнейшем. Проведение сеансов с дошкольниками требует от логопеда большой изобретательности, глубокого изучения личности ребенка, умения выявить и использовать все его скрытые волевые возможности.
В детский лексикон будут вводиться новые слова (кисть, предплечье) и новые понятия (расслабление, напряжение), значение которых детям неизвестно, но станет понятным, если им показать, что какими вялыми, расслабленными становятся лапки у надувного резинового кота, когда из него выпустим часть воздуха. Состояние напряжения дети могут увидеть в сжатой пружине, натянутом луке. А названия частей тела хорошо, запомнятся, если использовать различные варианты игры в «Айболита».
Необходимо мобилизовать детей на выполнение речевых правил, не фиксируя внимания ребенка на его дефекте.
Жан Берже уделяет много внимания тренировке дыхательного ритма, указывая, что многие дети, стремясь произвести расслабление сдерживают дыхание.
Сеансы релаксации можно проводить в стационаре и амбулатории, где есть инструктор и необходимая для этого обстановка (помещение, кровати или шезлонги).
Обучение расслаблению мышц ведется поэтапно, с переходом от простого к сложному. Сеансы желательно проводить ежедневно. Упражнения осваиваются в следующей последовательности.
') Логопед Мпрооская Н. П., г. Харьков, IJП11Ь
I этап (2—3 сеанса)
Основная цель этого этапа — обучить ребенка элементарным правилам расслабления Сеансы проводятся индивидуально.
Исходное положение поза лежа па спине, глаза закры-1Ы. Кровать не должна прогибаться, под головой — небольшая подушка. С детьми уже установлен контакт. Упражнения начинают с правой руки. Логопед пли врач, ведущий сеанс, проделывают у ребенка пассивное сгибание и разгибание правой руки в локтевом суставе. Убедившись в том, что рука расслаблена, он как бы «роняет» се в исходное положение. Тоже проделываете;! с левой рукой. Затем пассивно сгибая и разгибая правую и левую ногу в ко,теином суставе, достигает расслабленности в нижних конечностях. Мышцы шеи расслабляют путем поворота головы из стороны в сторону до ощущения пассивности, податливости движений. Рекомендуется все эти упражнения повторить 2 — 3 раза, после чего ребенку предлагается глубоко вдохнуть и выдохнуть и быстро встать.
На 2 сеансе инструктор предлагает пациенту повторить упражнения 1 сеанса самостоятельно. После нескольких активных сгибаний и разгибаний конечностей ребенок старается вяло, пассивно «ронять» их в исходное положение, а инструктор подкрепляет чувство расслабления словами: «Ты чувствуешь, что рука (нога) стала тяжелой, вялой, она сама падает, как только ты ее отпустил». После расслабления мышц шеи делается глубокий вдох и выдох и сеанс заканчивается.
Если ребенок не усвоил упражнения за 2—3 дня, с ним следует еще работать, а все остальные дети начинают обучение расслаблению но II этапу.
Второй этап (10—15 сеансов)
Сеансы этого этапа проводятся коллективно. Из детей одного возраста (6—8 лет) комплектуется небольшая (до 10 чел.) группа. Упражнения выполняются те. же, что и на I этапе, с той лишь разницей, что подключается к ним тренировка дыхания: «Поднимите правую руку вверх, вдохните, пока я считаю до 3, затем «уроните» руку, выдохните» и т. д.
В паузах между упражнениями инструктор говорит формулы внушения: рука (нога) вялая, тяжелая, теплая, расслабленная. Дети отраженно повторяют эти формулы за ним шепотом. Постепенно (примерно после 5—7 сеансов) они привыкают сосредотачивать внимание на частях тела, на ощущениях, и, выполняя упражнения без сгибания и разгибания, переходят к саморасслаблению (Моя правая рука вялая, тяжелая, теплая, расслабленная).
После того, как дети достигнут состояния расслабления, можно провести в сеансе тренировку сопряженной п отраженной речи.
Третий этап (15 — 20 сеансов)
На этом этапе дети обучаются расслаблению мимической и артикуляционной мускулатуры. К упражнениям общего расслабления (2 этапа) прибавляются следующие:
1. На 3 счета медленно поднять брови, почувствовать напряжение, затем расслабить их.
2. Зажмурить, а затем расслабить круговые мышцы глаз.
3. Вытянуть губы вперед хоботком, затем растянуть их как в легкой улыбке.
4. Расслабить мышцы языка путем шепотного произнесения звука а
5. Опустить нижнюю челюсть, расслабить жевательные мышцы.
Примерно после 5 сеанса упражнения выполнять без предварительного напряжения.
На этом этапе обучения релаксации (после сеансов) можно проводить тренировку спонтанной речи. Заканчивается сеанс, как обычно, глубоким вдохом и выдохом и быстрым вставанием.
Релаксацию лучше проводить перед логопедическими занятиями, но если у детей есть нарушения сна, повышенная раздражительность, беспокойство, можно еще и перед сном (в стационаре).
Данная методика может служить одним из эффективных вспомогательных психотерапевтических средств в комплексе лечения заикания.
,'"(74278 от 17/111-67