Декарт - основоположник рационалистической философии. Знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Под мышлением он понимает «все то, что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою. первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Основная задача психологии – подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.
В классическом виде психофизическая проблема была сформулирована французским мыслителем XVII века Рене Декартом. Декарт считал, что мир состоит из двух родов субстанций: материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа — Мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа. Такая позиция стала известна как психофизический дуализм. Психофизическая проблема в постановке Декарта формулируется так:
Как в человеке соотносится его тело и дух, каким образом они коррелируют друг с другом?
8. Предмет и метод классической психологии сознания. Явления и свойства сознания (В. Вундт, У. Джеймс)
В сознании выделяют центральную, особенно ясную и отчетливую область – «поле внимания» «фокус сознания»), а неясное и смутное – это «периферия сознания».
Джеймс выделяет два вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые.
Ввел термин «поток сознания» - поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее сознание не повторяется, тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем.
Вундт экспериментировал с метрономом. Так можно было проследить непроизвольные и произвольные процессы сознания.
Звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизируется.
Сознание:
-ритмично
-объемно
Вундт обнаружил, что человеческое сознание может почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы.
«акты апперцепции» - организация единицы более высокого порядка.
Простейшими элементами сознания Вундт выделил ощущения.
Три пары субъективных элементарных чувств:
Удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка.
Наши внутренние переживания состоят из сложных комбинаций перечисленных элементов.
9. Основные понятия гештальт-психологии, описание гештальтфеноменов. (М. Вертгаймер, В. Келер)
Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.
Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Принципы гештальта
Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
- Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
- Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
- Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
- Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
- Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Во́льфганг Кёлер — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, совместно с Максом Вертгеймером и Куртом Коффкой.
10. Предмет, метод и основные задачи психологии поведения. Схема S-R как единица изучения поведения.
Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон.
Предметом психологии является поведение". Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул – реакция" (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.