Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций




К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера относятся [12]:

 

­ военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

­ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Россельхознадзора;

­ военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;

­ формирования ГО регионального, муниципального и объектового уровней;

­ специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС, войск гражданской обороны;

­ аварийно-технические центры Росатома;

­ службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Росавиации;

­ восстановительные и пожарные поезда Росжелдора;

­ аварийно-спасательные службы и формирования Росморречфлота (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательные координационные центры);

­ аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, нештатные аварийно-спаса­тель­ные формирования субъектов РФ, муниципальных образований, организаций и общественных объединений.

Ликвидация ЧС включает:

­ разведку зоны ЧС;

­ проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

­ участие в проведение эвакомероприятий;

­ отыскание и спасение людей;

­ оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

­ тушение пожаров;

­ расчистку завалов;

­ ликвидацию аварий на коммунально-энергетических сетях;

­ разрушение зданий, угрожающих обвалом;

­ подготовку путей и ввод сил ГО в очаги поражения;

­ проведение пиротехнических работ;

­ санитарную обработку населения и одежды;

­ специальную обработку зданий, сооружений, участков местности и материальных средств;

­ организацию связи и оповещения;

­ организацию первоочередного жизнеобеспечения людей;

­ обеспечение индивидуальными и коллективными средствами защиты населения и формирований;

­ проведение мероприятий тылового и технического обеспечения.

 

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения [11].

Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ (АСДНР) по ликвидации ЧС по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС. Он же осуществляет руководство силами и средствами, привлеченными к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, и организацию их взаимодействия. руководитель аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования), прибывший в зону ЧС первым, принимает полномочия руководителя работ по ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия руководителя работ по ликвидации ЧС, назначенного органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Ввод сил и средств на участок (объекты) работ планируется и осуществляется с учетом их готовности к действиям. В первую очередь вводятся дежурные подразделения и подразделения постоянной готовности. Остальные подразделения - по мере их развертывания. Действия сил начинаются с разведки очагов поражения (зоны ЧС).

Для проведения АСДНР зона ЧС делится на районы, участки, объекты работ.

Размеры района (участка) и количество объектов определяется исходя из характера, масштаба ЧС, ожидаемого количества пострадавших, а также наличия сил и средств и их возможностей в данной обстановке.

Созданная группировка сил должна отвечать замыслу проведения работ: обеспечить развертывание их в короткие сроки, сосредоточение основных усилий и завершение в первые сутки работ на объектах с наибольшим количеством пострадавших; ведение спасательных работ в первую очередь в местах, где пострадавшим угрожает особая опасность, непрерывное ведение работ и завершение их в сроки, обеспечивающие выживание пострадавших; сохранение их работоспособности и удобство управления.

При крупномасштабных ЧС выдвижение подразделений (формирований) на участки (объекты) АСДНР осуществляется колоннами, под руководством их командиров (начальников), по назначенным маршрутам, в последовательности, установленной решением руководителя работ по ликвидации ЧС.

С выходом на назначенные объекты работ командиры подразделений (формирований) на местности уточняют задачи спасателей, расчетов машин, определяют наиболее целесообразные приемы и способы, технологии ведения работ на данном объекте, руководят расстановкой людей и техники, обращая особое внимание на меры безопасности при проведении работ.

Организация проведения АСДНР, способы и технологии их выполнения зависят от характера и масштабов ЧС, а также от сложившейся обстановки.

При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших основные усилия сосредотачиваются, прежде всего, на их спасении, в связи с этим основу группировки каждой смены составляют спасательные подразделения, усиленные инженерно-техническими подразделениями (формированиями). В первую очередь обследуются те участки (объ­ек­ты), где наиболее вероятно нахождение живых пострадавших. При необходимости производится деблокирование пострадавших, оказание им медицинской помощи и эвакуация на пункты сбора с последующей отправкой в лечебные учреждения.

В условиях ЧС, связанных с загрязнением (заражением) местности и объектов радиоактивными и опасными химическими веществами, основные усилия сосредоточиваются на спасении пострадавших, защите населения в зоне загрязнения (заражения), локализации и ликвидации источника поражения.

Первыми, вслед за разведкой, вводятся подразделения (формирования) дегазации и дезактивации (обеззараживания и обезвреживания) и инженерно-технические, а также подразделения (формирования) специальной и санитарной обработки. Спасательные подразделения (формирования) действуют в тесном взаимодействии с ними. Развертывается пункт специальной обработки техники и санитарной обработки личного состава.

В условиях наводнения или затопления местности основные усилия сосредоточиваются на спасении пострадавших и эвакуации населения из зоны затопления, а также на ее локализации.

В первую очередь, вслед за разведкой, вводятся переправочно-десантные, инженерно-технические подразделения (формирования) с дорожной техникой - для оборудования причалов, спуска десантно-переправочных средств и спасательные подразделения. Автомобильные подразделения (формирования) могут привлекаться для обеспечения эвакуационных мероприятий.

При действиях в условиях химического заражения, радиоактивного загрязнения, в условиях пожаров, а также при высокой температуре окружающего воздуха работа организуется и ведется посменно.

Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия изолирующих средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.

При планировании круглосуточного ведения АСДНР продолжительность рабочих смен (рабочих циклов) устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

Смена подразделений (формирований) организуется по истечении установленного времени работы. Время и порядок смены определяются командирами подразделений (формирований).

В целях обеспечения непрерывности АСДНР смена личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемых подразделений и формирований, при необходимости, передается прибывшей смене на месте работы.

Во время смены старшим на объекте (участке) работ является командир сменяемого подразделения. Он обязан передать объекты (участок) работ командиру прибывшей смены, сообщив ему все необходимые данные о месте, условиях ведения работ, местах нахождения пораженных, которых не успели спасти, организации связи и т.п.

По завершении передачи объектов (участка) работ личный состав выводится на указанный пункт сбора, приводится в готовность к дальнейшим действиям, после чего следует в район отдыха.

Технологии выполнения АСДНР определяются командирами (начальниками) подразделений (формирований) непосредственно на местах работ на основе детального изучения обстановки, положения и состояния пораженных, наличия и характера опасных и вредных факторов и имеющихся возможностей.

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач проводятся мероприятия по всестороннему обеспечению органов управления, сил и средств, выполняющих АСДНР.

В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба от возникшей ЧС.

После окончания этих работ основная часть сил РСЧС выводится из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

После выполнения АСДНР создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС в целом.

Комиссия оценивает объем выполненных АСДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти (местного самоуправления) или руководителям объектов социального и производственного назначения.

С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителя организации.

Для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС создана система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (СИСТЕМА ЖОН В ЧС), представляющая собой совокупность органов управления, сил и средств жизнеобеспечения населения в ЧС.

Структура системы жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС, представлена на рис. 4.1.


 

Рис.4.1. Структура системы жизнеобеспечения населения,

пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

Управление жизнеобеспечением населения в ЧС на всех уровнях осуществляется органамиисполнительной власти (местного самоуправления) с помощью органов управления ГОЧС как на стадии заблаговременной подготовки системы жизнеобеспечения и её подсистем к функционированию в ЧС, так и непосредственно после возникновения и в период ликвидации ЧС.

Органом управления органа исполнительной власти (местного самоуправления), непосредственно занимающимся организацией жизнеобеспечения населения и предоставления услуг в ЧС, является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) субъекта РФ (муниципального образования), в составе которой создаются подкомиссии по отдельным видам жизнеобеспечения.

Основными силами и средствами по первоочередному жизнеобеспечению населения в ЧС являются специально выделенные и подготовленные подразделения и формирования, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию жизнеобеспечения и осуществляющих свою деятельность в зонах ЧС.

Средства жизнеобеспечения населения в ЧС представляют собой коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения.

Услуги жизнеобеспечения населения в ЧС представляют собой минимально необходимую помощь, предоставляемую пострадавшему в ЧС населению (помывка, стрижка, обслуживание при кормлении, торговое обслуживание и т.п.). Другими (не первоочередными) видами ЖОН в ЧС являются: противопожарное, эвакуация и расселение, охрана имущества и общественного порядка, санитарно-эпидемиологическое обеспечение и поддержание морально-психологической устойчивости пострадавших.

Организационной основой решения этих задач первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС являются «Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС», а также «Планы первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС».

Силами жизнеобеспечения населения в ЧС являются подразделения и формирования, осуществляющие жизнеобеспечение населения в зонах ЧС и включают органы управления, выделенный личный состав федеральных органов исполнительной власти, межотраслевых государственных объединений, консорциумов, концернов и ассоциаций РФ, независимо от их форм собственности, в компетенцию которых входят функции, связанные с жизнеобеспечением населения в их повседневной деятельности, а также коммерческих структур торговли продовольственными и непродовольственными товарами и предприятий общественного питания.

На базе этих структур для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в зоне ЧС создаются мобильные формирования (отряды, группы, команды и т.п.) в соответствии с их функциональной повседневной деятельностью.

Порядок привлечения сил, их состав и использование в зависимости от масштабов ЧС определяют органы исполнительной власти всех уровней. Количество мобильных формирований, их численный состав, количество специалистов по жизнеобеспечению, а также материально-техническое и ресурсное обеспечение зависит от типа и масштаба ЧС, характера и тяжести их последствий для территориальных систем жизнеобеспечения, количества пострадавшего населения и видов первоочередного жизнеобеспечения и услуг, которые необходимо предоставить для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Средства жизнеобеспечения населения в ЧС – этофедеральные, региональные, муниципальные и объектовые материально-технические и финансовые средства, предназначенные или привлекаемые для организации жизнеобеспечения пострадавшего населения в зоне ЧС и районах его эвакуации.

К средствам жизнеобеспечения населения в зоне ЧС относятся: коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы (запасы) материально-технических ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в ЧС и восстановления поврежденных предприятий и объектов жизнеобеспечения.

Состав средств жизнеобеспечения населения в зоне ЧС зависит от характера и масштабов ЧС, реально возникших потребностей населения в видах обеспечения.

К средствам обеспечения пострадавших водой относятся: техника и имущество для добычи, очистки и доставки воды (водозаборные скважины и шахтные колодцы, передвижные буровые установки, установки для добычи, очистки и опреснения грунтовых вод, водопроводные системы и т.п.).

К средствам обеспечения продуктами питания относятся склады и базы резерва и текущего довольствия, временные пункты питания, подвижные кухни, хлебопекарни, автотранспорт и т.п.

К средствам обеспечения жильём относятся сохранившийся после ЧС жилой и служебный фонд, здания и сооружения лечебно-оздоровительного профиля (санатории, дома отдыха, детские лагери и т.п.), а также развертываемые временные жилища (передвижные и сборные дома, палатки, юрты, землянки и т.п.).

К средствам обеспечения коммунально-бытовыми услугами относятся стационарные и мобильные источники и линии (сети) тепло-, газо-, электроснабжения, бани, душевые, прачечные, туалеты и т.п.; к средствам обеспечения предметами первой необходимости относятся уцелевшие после ЧС предприятия по производству одежды, обуви, тканей, посудо-хозяйственных товаров, склады, базы, а также средства их доставки в зону ЧС.

К средствам обеспечения медицинскими услугами относятся медицинское имущество, медикаменты, специальная техника и т.п.

 

Наиболее существенными санитарно-эпидемиологическими последствиями ЧС, прежде всего по наносимому экономическому и моральному ущербу, является: формирование эпидемических очагов со множественными случая­ми инфекционных заболеваний, возникновение эпидемических вспышек и хрониче­ских эпидемий с вовлечением в эпидемический процесс значительного количества пострадавшего населения и, в отдельных случаях, личного состава спасательных формирований.

Для ликвидации этих последствий потребуется проведение весьма трудоемкого и дорогостоящего комплекса противоэпидемических мероприятий, в т.ч. широкомасштабных дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, массовых профилактических прививок и медикаментозной экстренной профилактики широкому кругу пострадавшего населения и личному составу спаса­тельных формирований, развертывания дополнительных инфекционных коек в ста­ционарах и изоляторах для лиц, подвергшихся риску заражения опасным инфекцион­ным заболеванием, использования для лечения и профилактики дорогостоящих лекарственных и иммунобиологических препаратов.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка – это характеристика среды обитания и состояния здоровья населения конкретной территории за определенное время, которая включает в себя показатели уровня заболеваемости, прежде всего инфекционной, населения, распространенности инфекционной (паразитарной) болезни на данной территории на момент проводимой оценки обстановки, наличие и состояние средств жизнеобеспечения населения, санитарное состояние территории и эпидемиологически важных объектов, характеристику организации питания, водоснабжения, системы сбора и удаления нечистот, мусора и отходов, наличие эпизоотий среди диких и домашних животных, природных очагов инфекционных заболеваний и их активность, наличие переносчиков инфекционных заболеваний, характеристику системы санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка может быть благополучной, неустойчивой, неблагополучной и чрезвычайной.

Благополучная СЭО: отсутствие массовых разрушений эпидемиологически важных объектов, незахороненных трупов погибших людей и животных, удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения и общественного питания, коммунальная благоустроенность; качественное проведение всего комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий; отсутствие массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); отсутствие карантинных инфекций и групповых заболеваний другими инфекционными болезнями; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

Неустойчивая СЭО: умеренный рост уровня заболеваемости или возникновение отдельных групповых заболеваний (отравлений); массовая гибель скота; наличие незахороненных трупов погибших людей и животных; неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения и общественного питания, коммунальная неблагоустроенность; расположение в непосредственной близости от источников или зоны химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения; рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник возбудителя заболевания вне данной территории при качественном проведении комплекса мероприятий по санитарно-противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; территория находится в непосредственной близости от эпидемического очага опасного инфекционного заболевания.

Неблагополучная СЭО: возникновение среди населения групповых поражений или отравлений, либо единичных неинфекционных заболеваний (отравлений) с тяжелой клинической картиной и неблагополучными исходами; появление участков химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения; наличие значительного числа неубранных трупов погибших людей и животных (как последствие ЧС); неудовлетворительное санитарное состояние территории, производственных и социально-бытовых объектов; появление групповых эпидемических очагов опасных инфекционных заболеваний или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайная СЭО: резкое нарастание числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) в короткий срок; залповый выброс (сброс, выпуск) на данной территории высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ; наличие большого числа незахороненных трупов погибших людей и животных; неудовлетворительное санитарное состояние территории, производственных и социально-бытовых объектов; резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация на данной территории природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний ими среди людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: