Тема 6. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ
План
1. Общая характеристика показателей подготовленности спортсмена
2. Показатели подготовленности спортсменов
1. Показатель спортивной подготовленности численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав подготовленности спортсмена. Его наименование определяет характеризуемое свойство. Например, быстрота сенсомоторной реакции, выносливость, гибкость и т.д. Показатели спортивной подготовленности можно разделить на две группы:
1) показатели, которые можно измерить объективными средствами (например, максимальная сила мышечной группы, время одиночного движения, подвижность в отдельных суставах и т.д.);
2) показатели, которые невозможно определить объективными средствами (например, эффективность командных действий, экспрессивность движений фигуристов, эмоционально-моторная устойчивость и т.д.).
В последнем случае численные значения показателей спортивной подготовленности определяются квалифицированными специалистами (экспертами) и выражаются в условных единицах — баллах.
Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно-технического мастерства спортсмена. Уровень спортивно-технического мастерства — относительная характеристика свойств специальной подготовленности спортсмена, основанная на сравнении значений показателей свойств оцениваемого спортсмена с соответствующими показателями спортсмена, принятого в качестве модельного образца-аналога. Параметром спортивной подготовленности является количественная характеристика любых свойств или состояний спортсмена.
Показатель спортивной подготовленности, относящийся только к одному из ее свойств, называется единичным показателем спортивной подготовленности (сила, выносливость); относящийся к нескольким ее свойствам — комплексным показателем (физическая подготовленность, техническая подготовленность).
Показатель спортивной подготовленности, относящийся к такому ее свойству или такой совокупности ее свойств, по которым принимают решение оценивать специальную подготовленность спортсмена, называется определяющим показателем. Определяющий показатель может быть единичным и комплексным.
Комплексный определяющий показатель спортивной подготовленности называют обобщенным (спортивный результат).
Групповым называют комплексный показатель спортивной подготовленности, относящийся к одной (однородной) группе ее свойств.
Такие показатели включают большое количество показателей различных функций педагогического процесса в спортивной тренировке (обучение, воспитание).
2. Показатели физической подготовленности. Это показатели, используемые при определении уровня совершенствования двигательных (физических) качеств спортсмена
Группов.показат | Единичные показатели |
силовые | макс.сила, относит.сила, ск.-сил.индекс |
скоростные | Показатели элементарных форм быстроты, макс.скорость, время достижения макс.скорости, запас скорости, биоэнергетические показатели, коэф.экономичности, подвижность в суставах и т.д. |
Показатели технической подготовленности характеризуют свойство спортсмена эффективно и рационально осуществлять двигательные действия, которые служат средством достижения успеха в соревновании.
Группов.показат | Единичные показатели |
Техники | Объем освоенных движений, разнообразие дв.действий, коэф. Предпочтений |
Эффективность техники | показатели рациональной техники (биомех., физиологич.), функциональной экономизации, помехоустойчивость и др. |
Показатели тактической подготовленности характеризуют свойства спортсмена, обусловливающие целесообразность и правильность применения средств, способов и форм спортивной борьбы в конкретных условиях состязаний.
Группов.показат | Единичные показатели |
Тактический диапазон | Показатели объема освоенных тактических действий, показатели рациональности действий, показатели тактического мышления (выбор места, распределение сил, разл.комбинации) |
Эффективность тактики | Показатели результативности техники, показатели тактической надежности и т.д. |
Показатели теоретической подготовленности учитывают комплекс системы знаний и опыта спортсмена, сконцентрированных в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта. Спортсмен — это человек, живущий в обществе, поэтому его образовательная подготовленность должна включать оценку знаний общественных и гуманитарных наук, определяющих систему норм отношений людей к миру и друг к другу, т. е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности, являющихся основой убеждений и идеалов.
Группов.показат | Единичные показатели |
Спортивные знания (теория) | Знание теории техники конкретного вида спорта, знание основных положений спорта и дисциплин за пределами узкой специализации в спорте |
Спортивная практика | Составление планов тренировки, владение приемами страховки и самостраховки, оборудование мест тренировки и соревнований, судейство соревнований, оказание первой мед.помощи, саморегуляция психического состояния, перенимание опыта др.спортсменов, передача своего опыта и др. |
Творческие свойства интеллекта | Предвидение препятствие и подбор способов их преодолений, знание собственных сильных и слабых сторон, анализ спортивной деятельности, использование рекомендаций научно-метод.лит-ры, знание спортивных событий в стране и в мире, изобретат-ность, критичность, наблюдат-ть и т.д. |
Для оценки и контроля педагогических показателей спортивной подготовленности специалистами спорта разработано большое число количественных и качественных характеристик и критериев. Подробное их изложение дано в научной, учебной и методической литературе.
оПедагогические показатели должны выбираться применительно к конкретной специализации (спортивной дисциплине) и к конкретной ступени спортивного совершенствования (спортивной классификации).
Показатели функциональной подготовленности характеризуются комплексом свойств и качеств спортсмена, определяющих эффективность его тренировочной и соревновательной деятельности.
Группов.показат | Единичные показатели |
Компоненты управления | Психические свойства (псих.качества, псих.работоспособность), нейродинамические свойства (корковые процессы, вегетативная регуляция) |
Компоненты исполнения | Двигательные свойства (физ.качества, двиг.активность), энергетические свойства (аэр.производит., анаэр.производит.) |
В реальных ситуациях тренировочной работы и участия в состязаниях функциональное состояние спортсмена изменяется под влиянием целого ряда как связанных между собой, так и независимых воздействий. При этом реакция спортсмена выражается в разнообразных изменениях его физиологических и личностно-психологических характеристик.
Обычно выделяются три типа критериев, с помощью которых можно оценить функциональное состояние спортсмена: физиологические, поведенческие и субъективные.
Конкретные спортивные дисциплины предъявляют различные требования к уровню функциональной подготовленности спортсмена.
Использование физиологических показателей в оценке функциональной подготовленности спортсменов сдерживается существенными трудностями метрологического порядка. Несмотря на относительную простоту непосредственного количественного измерения наблюдаемых при обследованиях спортсменов сдвигов физиологических функций, перед специалистом спорта встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи создания и выбора адекватных целям контроля методических средств анализа полученных данных.
Группов.показат | Единичные показатели |
Анализаторов | Зрения, хронаксия, порог чувствительности |
С-С системы | Размеры сердца, скорость кровотока, СОК, МОК, ЧСС и др. |
Внешнего дыхания | ЖЕЛ, ДО, РОвд, РОвыд, ОЕЛ, ОО, ЧД, МОД, МВЛ, показатели газового состава артериальной крови, рН крови |
Нервно-мышечные | Показатели биоэлектрической активности мышц (порог чувствительности, хронаксия), Показатели биомеханич.деятельности мышц (сила и силовая выносливость, упругость, вязкость,тонус мышц) |
Обмена вещ-в и энергообеспеч-я | Показатели обмена в-в (белков, углеводов жиров), показатели энергетического обмена (ПО2, долг О2,основной обмен, добавочный расход энергии) |
Существует целый ряд общих для всех видов физиологических измерений, метрологических проблем, главные из которых — это проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений.
Перечисленные факты, а также сохраняющееся методическое несовершенство процедур регистрации и обработки физиологических данных представляют собой реальные трудности в деле использования этих показателей для практической оценки функциональной подготовленности спортсменов.
Психометрические показатели используются для оценки успешности выполнения заданного вида деятельности. При этом анализируется динамика показателей количества, качества и скорости выполнения задания, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих психологических функций.
К подгруппе психометрических показателей относятся:
— показатели работоспособности анализаторов;
— особенности восприятия пространственных отношений и репродуктивного мышления;
— показатели устойчивости и объема внимания при длительной однообразной работе;
— темп психических процессов при влиянии помех;
— особенности процесса мышления (активности, сообразительности и оперативной памяти);
— особенности внимания в работе в вынужденном темпе и при дефиците времени и другие
Основными психологическими средствами оценки функциональной подготовленности спортсмена являются короткие тестовые испытания (степ-тест и теппинг-тест, корректурная проба, численно-буквенные сочетания, отыскивание чисел (Шульте), восприятие времени, порог различения массы, отыскание закономерностей, реакция на движущийся объект, измерение тремора, поддержание равновесия тела, точность оценивания и отмеривания параметров движений), характеризующих эффективность различных психических процессов во время выполнения двигательного задания.
Применение психометрических показателей — один из наиболее перспективных путей решения проблем оценки функциональной подготовленности спортсмена, так как они, с одной стороны, непосредственно характеризуют возможности спортсмена, а с другой — объективны в том смысле, что исключают возможность сознательного завышения оценки спортивной работоспособности.
Однако большинство из существующих психометрических методов имеет два серьезных недостатка. Прежде всего задания, по выполнению которых судят о функциональном состоянии, имеют мало общего с реально выполняемой спортсменом деятельностью.
Другой принципиальный недостаток существующих психометрических методов тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь результативную сторону деятельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений.
Показатели субъективных состояний предназначаются для оценки степени утомления самим спортсменом. Испытуемого спортсмена просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие — присутствие, плохой — хороший).
Группов.показат | Единичные показатели |
Усталость | Учащение дыхания, боль в мышцах, ощущении усталости, затруднение дыхания, учащение пульса, слабость (и) или дрожь в ногах, одышка |
Нежелание работать | Потливость, желание прекратить работу или сменить вид деятельности, ощущение дискомфорта, напряженность |
мотивация | Заинтересованность, энергичность, определенность в действии |
В спорте широкое распространение получила методика оценки субъективного состояния, основанная на трех группах показателей: самочувствия, активности и настроения (САН), используется методика стресс-толерантности (Рашелл)
Основное направление развития методов субъективных оценок функционального состояния идет по линии создания многоплановых тестов, основанных на использовании метода шкалирования — субъективной психофизиологии и психомоторики. Таким образом, развитие этого направления сталкивается в основном с трудностями метрологического характера. Поэтому оценка функциональной подготовленности, основанная только на данных субъективного отчета и самооценки, может не отражать истинного положения дел.
В рамках оценки уровня специальной подготовленности важное место отводится показателям соревновательной надежности
Специфика соревновательной надежности в отличие от спортивно-технической, тактической, психической и другой надежности определяется потребностью в безотказном выступлении в соревнованиях соответствующего ранга с заданной результативностью в условиях сбивающих помех спортивной конкуренции в течение всего состязания.
Важнейшие компоненты соревновательной надежности — это высшая результативность действий спортсмена и устойчивость этого уровня подготовленности в экстремальных условиях (помехоустойчивость).
В качестве дополнительных показателей соревновательной надежности спортсменов можно также использовать следующие:
• вероятность безошибочного решения соревновательной ситуации, т.е. вероятность того, что при реализации рассматриваемой соревновательной ситуации будут правильно выполнены именно те действия, которые составляют программу реализации данной ситуации и именно в заданной последовательности;
• вероятность успешного выполнения заданных действий в соревновательной ситуации, т.е. вероятность того, что при возникновении определенной соревновательной ситуации заданные действия будут успешно выполнены;
• вероятность своевременной реализации соревновательной ситуации, т.е. вероятность того, что совокупность всех действий, составляющих реализацию данной ситуации, будет выполнена за время, не превышающее допустимое;
• вероятность успешной реализации последовательно возникающих соревновательных ситуаций.
Уровень соревновательной надежности спортсменов определяется следующими основными факторами:
• надежностью используемых технико-тактических средств и приемов;
• рациональностью распределения задач, решаемых в системе соревновательных мероприятий;
• наличием различных видов избыточности возможностей (спортсмена (физической, технико-тактической, психической, функциональной, информационной, и пр.). Выбор состава показателей, используемых для описания и обеспечения соревновательной надежности, определяется характером соревновательных функций спортсменов, их сложностью и особенностями соревновательных требований видов спорта.
Разработка практических методик оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена может быть обеспечена решением следующих задач:
1) разработкой достаточно полной, предельно экономной классификации ошибочных соревновательных действий спортсменов;
2) разработкой математических моделей для каждого вида ошибочных действий. Это может быть выполнено только на (основе обстоятельного анализа статистических данных о каждом виде ошибочных действий на большом фактическом материале для всех основных видов спорта;
3) разработкой практических методик оценки, контроля и нормирования надежности соревновательных действий в различных группах видов спорта.
4) составлением таблиц накопленных справочных данных, (характеризующих надежностные и соревновательные свойства и показатели спортсменов.
В оценке показателей личности спортсмена наибольшее распространение получили показатели личности. Экспериментальные методы оценки психических свойств личности называют психодиагностическими и обычно делят на вопросники (личностные опросники, миннесотский многомерный личностный опросник — MMPI, 16-факторный личностный опросник Кеттела, личностный опросник Айзенка) и проективные методики (тест Роршаха, фрустрационный тест Розенцвейга). Спортивные социологи выделяют следующие наиболее существенные личностные качества выдающихся спортсменов:
· достаточно высокую общую одаренность;
· быстрый темп психических процессов и способность к интенсификации психической деятельности;
· эмоциональную устойчивость;
· сильную волю;
· высокий уровень притязаний, уверенность в себе, склонность к риску, стремление к лидерству, общительность, открытый характер и чувство юмора;
· активную направленность и интерес к спортивной деятельности.
Качество обследования спортсменов оценивается на основании критериев качества оценки спортивной подготовленности, которыеотражают требования к составу и содержанию оценочных показателей, методам их определения, организации процессов оценивания.
Оценки спортивной подготовленности не должны зависеть от субъективного мнения лиц, выполняющих оценку. Они должны осуществляться беспристрастно, без проявления заинтересованности и без преднамеренного искажения. В этом заключается критерий объективности.
Критерий системности состоит в необходимости использования взаимосвязанных оценок, каждая из которых отражает определенную сторону спортивной подготовленности, а все вместе — всю совокупность свойств специальной подготовленности спортсмена. В соответствии с этим критерием оценки должны обладать свойством комплексности, дополнять друг друга, быть взаимосогласованными и образовывать полную систему.
Критерий надежности и достоверности относится в основном к методической процедурной стороне проведения оценок. Надежность оценок понимается одновременно как их устойчивость, слабая чувствительность к помехам.
Критерий универсальности способствует унификации методов и способов оценки спортивной подготовленности, сравнимости и сопоставимости результатов оценки в различных спортивных дисциплинах. Универсальность способствует регламентации или даже стандартизации оценок спортивной подготовленности, переводу их на единую нормативную основу.
Критерий простоты и доступности выражается в том, что оценки спортивной подготовленности должны быть относительно простыми в применении и доступными для освоения, не требующими чрезмерно высокого уровня квалификации лиц, осуществляющих оценку. Это требование относится и к числу используемых показателей спортивной подготовленности, количество которых не должено быть слишком большим, так как иначе система оценки станет громоздкой. Вместе с тем требование простоты не должно приводить к грубым оценкам, упрощениям, искажающим истинную картину, т. е. к нарушению требования достоверности.
Критерий практической реализуемости означает, что система оценок не должна проводится в такой форме, которая не может быть применена в действующей практике управления подготовкой спортсменов. Оценки спортивной подготовленности должны удовлетворять требованиям оперативности, согласно которым продолжительность проведения и сроки завершения процессов оценки не должны растянуты во времени, с тем, чтобы можно было использовать эти оценки в управлении тренировочным процессом. Запоздалые оценки не могут быть эффективно применены в целях активного влияния на качество обследований спортсменов.
Вопросы для проверки знаний
1. На какие группы можно разделить показатели спортивной подготовленности?
2. В чем выражаются параметрыспортивной подготовленности?
3. Какие показатели называют единичными, а какие – комплексными?
4. Что является обобщенным показателем?
5. Приведите пример группового показателя.
6. Приведите пример группового и единичного показателя физической подготовленности.
7. Приведите пример группового и единичного показателя технической подготовленности.
8. Приведите пример группового и единичного показателя тактической подготовленности.
9. Приведите пример группового и единичного показателя теоретической подготовленности.
10. Приведите пример группового и единичного показателя функциональной подготовленности.
11. Приведите примеры физиологических, поведенческих и субъективных критериев, с помощью которых можно оценить функциональное состояние спортсмена.
12. Приведите примеры психометрических показателей, используемых для оценки успешности выполнения заданного вида деятельности.
13. Приведите примеры показателей субъективных состояний.
14. Перечислите показатели соревновательной надежности.
15. Какие показатели используются в оценке личности спортсмена?
16. Какие личностные качества отличают выдающихся спортсменов?
17. На основании каких критериев оценивают качество обследования спортсменов?