ТЕМА: «Преобразование геометрических форм методом кузнечной деформации»
Теоретическое исследование выпускной квалификационной работы
программы «Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы»
Шалашов Илья Геннадьевич
Руководитель выпускной квалификационной работы:
Саркисян Юрий Хачатурович
Профессор, член Союза Художников России
Научный руководитель теоретического исследования
выпускной квалификационной работы:
Чупрак Кирилл Александрович
Кандидат искусствоведения
Санкт-Петербург 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
ГЛАВА I. Теоретическая часть…………………………………………………5
I.1. Исторические аналоги……………………………………..………………..5
I.2. Концептуальная основа исследовательской работы.....................................7
ГЛАВА II. Художественные и технологические особенности……….……...11
II.1. Современные технологические возможности и традиционные приемы кузнечного ремесла……………………………………………………………..11
II.2. Художественные особенности металлов, используемых в практической работе…………………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………21
ВВЕДЕНИЕ
Одно из важнейших свойств металла - способность к пластической деформации. Использование этого свойства, как способа формообразования, дает возможность создавать естественные по пластике формы, как бы созданные самой природой. Основная идея заключается в том, что чистая геометрическая форма как исходный элемент, первичный модуль для создания сложных последовательных трансформаций.
Проблема. Использование кузнечной деформации как способа формообразования предполагает творческий эксперимент, который с одной стороны дает возможность новых пластических открытий и образов, а с другой непредсказуемость, непредвиденность результатов.
Актуальность. Все меняется с течением времени, меняется человек и среда, в которую он погружен. Мировая архитектура так же, как и все искусство претерпела множество изменений за период двадцатого столетия, уходя от классических форм в поиске новых смыслов. В ХХ в. художники увлечены поиском пластических идей, соответствующих тенденциям времени. Происходит дематериализация искусства, выражающаяся в том, что художественные свойства материалов не представляют интерес для творчества, материал используется только для того, чтобы зафиксировать идеи.
Во второй половине ХХв. появляются новые тенденции в передовой архитектуре, особенность ее тектоники в «подражании» принципам природных формообразований. Геометрические мотивы, свойственные конструктивизму, «оживают», появляются бионические, футуристические формы. Строгая статика геометрии сменяется динамикой естественных образований.
Архитектура, в свою очередь, оказывает большое влияние на другие виды пластических искусств (скульптура, ДПИ), так как, в большинстве случаев, они являются ее частью, или частью ее пространства, поэтому так или иначе им приходится взаимодействовать.
Так же хочется отметить, что в искусстве просыпает новый интерес к материалу, к его природе свойств. Связано это с новыми возможностями его обработки, которую позволяют осуществлять современные технологии. Это обогащает художественные средства, для выражения идей и создания новых образов в современном искусстве.
В данной исследовательской работе создается ряд экспериментов с деформацией геометрических фигур, на основе традиционного кузнечного ремесла, с помощью современных технологических возможностей. В этих фигурах можно проследить изменение чистой геометрической формы: ее «оживление», переход от статики к динамике, от космоса к бионическим, зооморфным формообразованиям. Поэтому деформация геометрических элементов (форм), посредством ковки, открывает возможность создавать традиционными приемами кузнечного ремесла актуальные формы.
Новизна заключается в том, что работа строится по принципам минимализма, который А.С. Шувалова[1] определяет следующим образом: «Термин «минимализм» указывает на минимальную трансформацию используемых материалов и сведение к минимуму вмешательства художника в окружающую среду» [19, с. 43]. Пластичная форма в данном исследовании создается на одном кузнечном приеме, с минимальным количеством ударов на современном пневматическом молоте большой мощности, что делает образ предмета лаконичным, создается ощущение нерукотворности, а поскольку в формообразовании участвуют природные свойства материала (деформация, образование окалины, ржавчины) делают его естественным, как бы созданным самой природой.
К источникам относятся:
· Средневековая ковка, а точнее, узлы и соединения, встречающиеся в малых архитектурных формах (клепка, хомут, прошивка и т.д.)
· Инструменты из металла, особенно для кузнечных работ.
· Работы немецкого фотографа Карла Блоссфельда (1865-1932).
· Скульптура эпохи модернизма, американского скульптора и дизайнера японского происхождения, ландшафтного архитектора, представителя авангардистского ориентализма, одного из лидеров монументально-декоративной скульптуры Исаму Ногучи (1904-1988) и испанского скульптора, графика, художника Эдуардо Чилиды (1924-2002).
· Графика художника эпохи модернизма Эдуардо Чилиды.
· Экстерьерные вещи современного американского скульптора-минималиста Ричарда Серра (р. 1939).
· Минималистичные скульптуры, выявляющие кузнечную пластику, Владимира Шкоды (р. 1942).
· Скульптура испанского кузнеца и художника по металлу - Клаудио Ботерро.
· Творческие работы американского скульптора и архитектора Тони Смита (1912-1980), один из основателей стиля минимализм.
· Творческие проекты ирако-британского архитектора Захи Хадид (1950-2016).
Цель исследования: Разработка пластического языка и принципа художественно-образного формообразования на основе традиционных кузнечных приемов.
Задачи исследования:
· изучить скульптуру XX-XXI вв., формообразование которых связано со свойствами материала;
· проанализировать передовую, современную архитектуру и выявить ее тенденции;
· исследовать свойства и структуру металла для использования выявленных качеств в художественно-практической работе;
· изучить изменение основополагающих моментов геометрии от классического подхода Евклида до топологии ХХ в. и соотнести это с пластической идеей формообразования в исследовании.
· проделать ряд пластических экспериментов с модулями на взаимодействие их друг на друга через кузнечную деформацию, для разработки пластического языка и выявления принципа формообразования;
· сделать серию графических эскизов для нахождения образа взаимодействий;
· создать серию арт-объектов на основе проделанного исследования.
Методы исследования:
· аналогия;
· анализ;
· эксперимент;
· абстрагирование;
· моделирование.
Объект исследования: передоваяархитектура XX-XXI вв., и скульптура, в основе создания формы которой лежат свойства материала.
Предмет исследования: художественно-пластические изменения металла при кузнечной деформации геометрических фигур.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ