План-конспект
Открытого урока по подготовке концертных номеров
Преподавателя хореографического отделения Земляникиной Т.М.
Г.
УЧЕБНЫЙ ГОД- 2015-2016
ПРЕДМЕТ - подготовка концертных номеров
ТЕМА - «От игры к творчеству»
КЛАСС - 1
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ – 25.02
ОБОРУДОВАНИЕ - музыкальный центр, хореографический зал, карточки с заданиями, коврики.
Цель: формировать у обучающихся образное мышление, научить детей проявлять творческую фантазию.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- учить детей выразительному исполнению хореографических композиций;
Развивающие:
- развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности;
- развивать творческий потенциал ребёнка;
- развивать трудолюбие, воображение за счет подачи образов и характеров;
- развивать мотивацию воспитанников к самопознанию, самообразованию, саморазвитию;
Воспитывающие:
- воспитывать умения эмоционального выражения и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус;
- воспитывать культуру поведения и общения;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, творческую активность, применяя доступный хореографический материал;
- воспитывать вежливое, доброжелательное отношение к окружающим и друг к другу.
План урока:
1. Вводная часть. (3 минуты)
2. Основная часть. (30 минут)
3. Заключительная часть. (5 минут)
4. Подведение итогов. (2 минуты)
Ход урока:
Дети маршем входят в зал, выполняют поклон.
Преподаватель: - Дети, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами на волшебный остров, где нас ждут превращения и чудеса. Вы готовы к чудесным перевоплощениям?
Дети: - Да!
Преподаватель: - Тогда приготовьтесь, мы отправляемся в путешествие на «Веселом автобусе», который быстро домчит нас на волшебный остров! Всех пассажиров прошу занять свои места!
(Звучит фонограмма «Поехали кататься». Игра «Весёлый автобус»:
Дети садятся в автобус, рассаживаются парами, впереди всех - «шофер», в руках у него руль.)
Преподаватель: - Автобус поехал! (Выполняются пружинящие движения, наклоны из стороны в сторону и вперед с отходом назад, прыжки.)
Преподаватель: - Вот мы и прибыли на волшебный остров! (звучит фонограмма «Звуки джунглей») Выходим из автобуса! Посмотрите, дети, перед нами непроходимое, топкое болото. Как вы думаете, кто здесь живёт?
Дети: - Лягушки!
Преподаватель: - Чтобы преодолеть это болото, нам нужно превратиться в лягушек. (Звучит фонограмма «Две лягушки»)
- Вот лягушки на дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Вот из лужицы на кочку,
Да за мошкою вприскочку
(Дети исполняют «Танец Лягушат» - передача ритмического рисунка музыкального сопровождения хлопками, бегом, прыжками; необходимо соблюдение пауз и умение отражать в движении характер музыки.)
Преподаватель: - Вот мы и преодолели болото, а теперь, глядите, дети, перед нами волшебный сад.
(Каждому ребенку предлагается свое собственное задание — станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов, скажем, ручья или облака, преподаватель предлагает объединиться по несколько человек.
Карточки с заданными образами: Пчела, ромашка, яблоня,, лилия, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, вишня, куст сирени, воробей, ласточка, тучка и т.д.
После этого танца преподаватель усложняет задание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.
Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа детей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… И так – до последнего участника.
Преподаватель: - А вот перед нами развернулась сказочная поляна! Какие здесь необычные цветы и растения! Посмотрите, этот цветок умеет отражать всё, что видит перед собой.
(Игра «Зеркало». Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача – точно отражать все движения задающего. Затем дети меняются ролями.)
Преподаватель: - А вот волшебный цветик -семицветик. Давайте покажем, как он растёт. (Этюд «Цветочек»)
Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придёт весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, тянется к солнышку, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной.
- Посмотрите, ребята! Кто это там над цветком порхает, пляшет, веерком
узорным машет.
Дети: - Бабочка!
(Сидя на ковриках, выполняют упражнение «бабочка»)
И.п: сед по-турецки.
Раз-два – плавно поднять руки вверх (вдох).
Три-четыре – опустить руки вниз (выдох) ноги машут, как крылья.
Преподаватель: - Дети, а вон там, шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. Кто это, дети?
Дети: - Змея!
(Лёжа на ковриках, выполняют упражнение «Змея»)
И.п: лёжа на животе.
Раз-два - сделать глубокий вдох.
Три-четыре – подняться на руках, прогнуться назад, выдохнуть, издавая звук «ш-ш-ш-ш».
Преподаватель: - Дети, что-то становится жарко. Пойдёмте, поищем ручеёк. Я знаю одну сказку о ручейке и с вашей помощью сейчас расскажу её.
«Сказка о Ручейке»
Каждому ребенку выдается карточка с ролью (одного из действующих персонажей сказки) а также время на подготовку своего танца. После этого все дети садятся в одной части зала, а другая становится залом. Преподаватель начинает читать сказку, вызывая к танцу тех детей, чьи роли появляются в действии.
«Как-то рано утром вышло СОЛНЫШКО и осветило ПУСТЫНЮ. В этой пустыне росло много-много ЦВЕТОВ, КАКТУСОВ И ПАЛЬМ. Там жила-была БАБОЧКА. Ей было очень жарко и все время хотелось пить. Тогда бабочка отправилась на поиски воды. В это время по небу летела ТУЧКА. И бабочка попросила ее, чтобы пошел дождик. Тучка согласилась и много-много КАПЕЛЕК полетело на землю…
Но вдруг подул ВЕТЕР! Он прогнал тучку, и бабочка не смогла напиться. А впереди показалась ЗМЕЯ! Бабочка спросила ее — куда лететь, и змея указала ей путь. Через время бабочка увидела настоящие зеленые ДЕРЕВЬЯ и КУСТЫ! А среди них бежал звонкий РУЧЕЕК.
Бабочка напилась и все закончилось хорошо!
Преподаватель: - Молодцы! А теперь, ребята, чтобы вернуться к нашему автобусу, нам необходимо выполнить одно задание.
(Преподаватель раздаёт карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Дети разбиваются на команды по два-пять человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.
Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по, их мнению, разыгрывалось.
Карточки с заданиями: Девочка собирает цветы в лесу, Путешественник взбирается на гору, Дед Мазай спасает зайцев, Пожар, и т.д.)
Преподаватель: - Вы отлично справились с этим заданием! А теперь пора возвращаться домой! Прошу занять свои места в нашем автобусе!
(Игра «Весёлый автобус». Затем дети выстраиваются в линии. Поклон. Выход из зала).
САМОАНАЛИЗ УРОКА
В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка, представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций, проводимых на пробных уроках подготовки концертных номеров, а также на внеклассных мероприятиях. Большое значение на уроках хореографии имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Активизировать внимание детей, развить творческую фантазию, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным побудило меня разработать данный урок.
Занятие ориентировано на детей данного возраста, носит развивающий и познавательный характер.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
Предмет – подготовка концертных номеров.
Группа учащихся 1 класса хореографического отделения состоит из 15 человек. Возраст детей 7-9 лет. Большая часть детей заинтересованно и ответственно относятся к занятиям, стабильно посещают уроки хореографии. На уроке дети активно выполняют предлагаемые мной задания, терпеливо и старательно исполняют различные упражнения и движения. Отвечают на вопросы, помогают друг другу. В целом группа справляется со всеми заданиями, проявляет творческую фантазию. В классе поддерживалась дружелюбная атмосфера.
Цель урока:формировать у обучающихся образное мышление, научить детей проявлять творческую фантазию.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- учить детей выразительному исполнению хореографических композиций;
Развивающие:
- развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности;
- развивать творческий потенциал ребёнка;
- развивать трудолюбие, воображение за счет подачи образов и характеров;
- развивать мотивацию воспитанников к самопознанию, самообразованию, саморазвитию;
Воспитывающие:
- воспитывать умения эмоционального выражения и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус;
- воспитывать культуру поведения и общения;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, творческую активность, применяя доступный хореографический материал;
- воспитывать вежливое, доброжелательное отношение к окружающим и друг к другу.
По итогам обозначенного выше урока можно сделать выводы об его эффективности:
- Урок представлял собой комплексное занятие с использованием игровых заданий.
- Структура урока: состоял из четырёх этапов, на каждом из которых проводилась индивидуальная, групповая и массовая работа класса.
- Благодаря подбору заданий, упражнений и сочетанию различных видов и форм деятельности поставленная на уроке цель была достигнута.
Работа учащихся на уроке.
Этап урока | Виды деятельности учащихся | Формируемые способы учебной деятельности |
1. Вводная часть Мотивация Формулировка темы и цели урока | 1. Вход в кабинет под музыку 2. Расход по линиям 3. Поклон 4. Ориентировка на выполнение плана урока. | Регулятивные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока ПознавательныеФ ормулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные Умение слушать и слышать мнение других людей, способность работать в коллективе (команде). Личностные Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; Творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира, формирование духовно-нравственных оснований. |
2.Основная часть | 1. Выполнение игровых заданий 2. Выполнение творческих заданий 3. Выполнение упражнений 4. Исполнение общего танца 5. Работа над ошибками | |
3. Заключительная часть | 1. Анализ выполненных заданий 2. Оценка предложенных заданий | |
4. Завершение | 1. Построение в линии 2. Поклон 3. Выход из класса |
Эмоциональная кульминация – «Сказка о ручейке» (2 этап)
информационная кульминация – подведение итогов и анализ урока (3 этап).
- Цель урока соответствует теме урока – характеризуется чёткой формулировкой; задачи, конкретизирующие цель урока, отражают направленность на формирование универсальных учебных действий средствами хореографического искусства.
- Формулировка заданий - задания имеют продуктивный характер; удалось мотивировать обучающихся на выполнение задания.
- Субъект-субъектные отношения - я выстраивала субъект-субъектное взаимодействие с учениками, в ходе которого происходило самоопределение, самореализация и саморазвитие ребенка.
- Форма организации деятельности учащихся – групповая.
- Способ выполнения задания обучающимися - была предоставлена возможность развития творческого потенциала.
На протяжении всего занятия сохранению интереса учащихся способствовали использованные мною словесные, наглядные, практические методы, а также технические и дидактические средства обучения.